Тотальная цифровизация: каковы подводные камни «закона об электронных паспортах»

Тотальная цифровизация: каковы подводные камни «закона об электронных паспортах»

Что не учли законодатели и можно ли считать реформу окончательной

Цей текст також доступний українською
Тотальная цифровизация: каковы подводные камни «закона об электронных паспортах»

Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №4355который в СМИ назвали «законом об электронных паспортах». Его официальное название «Проект Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус». Минцифры уже отчиталось, что этот законодательный акт с 23 августа 2021 года полностью приравняет биометрический паспорт и ID-карту в приложении «Дія» к бумажному и пластиковому паспортам, а Украина становится мировым новатором в сфере использования цифровых документов. Но действительно ли наша страна уже достигла цели «оцифровать» все сведения, удостоверяющие личность, какие подводные камни – в частности, юридические коллизии – скрыты в этом процессе, специально для Mind рассказал Сергей Головко, адвокат АО Credence.

Эксперимент выведен на уровень закона

Напомним еще 15 апреля прошлого года было принято постановление КМУ №278 с громоздким названием «О реализации экспериментального проекта по применению отражения в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины в форме карточки, и отражения в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины для выезда за границу». И именно этим постановлением в Украине был введен эксперимент по переводу «обычных» паспортов в «цифру».

Обращает на себя внимание тот факт, что другое постановление, №278, (а это действующий до сих пор нормативный акт), предусматривает, что экспериментальный проект должен продолжаться по крайней мере в течение 2020–2021 годов. Но, как видим, меньше, чем через год проект решено лишить статуса экспериментального и вывести на уровень закона.

Итак, постановлением Кабмина №278 еще в прошлом году был запущен механизм, с помощью которого в некоторых ситуациях теоретически возможно использовать информацию, отображаемую приложением «Дія» в правоотношениях, где закон требовал предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Однако этим же постановлением установлены ограничения такого использования. Ведь даже государственные органы и органы местного самоуправления имеют право принимать такие электронные паспорта только при наличии соответствующих технических средств. Что касается физических и юридических лиц частного права, то они вообще сами могут решать, принимать эти документы или нет.

Фактически такая ситуация привела к тому, что эксперимент по внедрению электронных паспортов продвигался довольно медленно. Даже государственные предприятия, например та же «Укрпошта» или «Укрзализныця», далеко не сразу и с некоторыми ограничениями начали принимать информацию из «Дії» без одновременного предъявления «нормального» паспорта. А что касается частных юрлиц, то некоторые крупные ритейлеры вообще приняли внутренние инструкции, которые прямо запрещают сотрудникам принимать информацию со смартфона как документ и устанавливают обязанность учитывать только предусмотренные законом документы. Именно на преодоление названных проблем и направлен принятый законопроект.

Что не так по сути?

В случае подписания законотворческого акта президентом Украины уже с 23 августа е-паспорта на уровне закона будут приравнены в пределах Украины к обычным пластиковым или бумажным паспортам. В частности, именно так указано в сопроводительном письме к законопроекту, в пресс-релизах депутатов и Минцифры.

Но если вчитаться в содержание принятого законопроекта, то возникают некоторые вопросы к юридической работоспособности нового закона.

Первая проблема – это отсутствие изменений в ст. 13 Закона о ЕДДР. А ведь именно эта статья предусматривает исчерпывающий перечень документов, которые на территории Украины должны удостоверять личность и подтверждать гражданство или специальный статус. То есть фактически новый закон предусмотрел новые формы документов – е-паспорт и е-паспорт для выезда за границу, но при этом не внес эти документы в перечень подтверждающих личность и ее гражданство.

Можно предположить, что законодатель исходит из того, что обошел этот момент внесением в ст. 14 Закона о ЕДДР новой нормы, согласно которой е-паспорта являются лишь электронным отображением обычных паспортов. Но это приводит к фактической подмене понятий и юридической путанице, ведь изменения о е-паспортах внесены в раздел закона, который называется «Документы, оформляемые с применением средств Единого государственного демографического реестра», то есть непонятно, е-паспорта – это все же документы или только их отображение. До последнего времени «отображение документа» и «оригинал документ» имели четко очерченные различия и сферу использования, а в вопросах е-паспортов такого понимания уже нет.

Также очень важные вопросы связаны с отсутствием в законе четко определенного перечня информации, которая должна содержаться в е-паспортах. С одной стороны, из содержания предлагаемого законопроектом определения следует, что там должна быть только та информация, которая содержится в ныне действующих паспортах.

С другой – в предлагаемой к внесению ст. 14-1 содержится следующее положение: «Для формирования е-паспорта и е-паспорта для выезда за границу используются сведения, переданные в Единый государственный веб-портала электронных услуг в соответствии с требованиями законодательства Украины (кроме оцифрованных отпечатков пальцев рук человека) из реестра и автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и банков данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы, органы местного самоуправления». Как видно, на основании указанной нормы в е-паспорта теоретически можно вносить неограниченный перечень информации.

Подобные вопросы вызывают и отсутствие в принятом законопроекте ограничений по количеству и характеру информации, которая может быть считана с е-паспорта конкретным лицом, которому такой паспорт предоставляется, обязательств по обеспечению возможности контроля со стороны пользователя с перечнем конфиденциальной информации, которую он готов или обязан предоставить в конкретном случае.

То есть фактически принятый законопроект в нынешнем виде позволяет неопределенному кругу лиц использовать неограниченный объем личной информации пользователей в нерегламентированных случаях.

Конечно, есть основания надеяться, что приведенные вопросы будут решены на уровне подзаконных актов, на разработку которых Кабмину дано три месяца после опубликования закона. Но, учитывая важность общественных интересов, касающихся вопросов использования личной информации, правильнее было бы урегулировать их на уровне закона, а не постановления Кабмина.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно