Заболело в мире
63,894,184
Умерло в мире
1,480,709
Вылечилось в мире
41,051,676
Заболело в Украине
758,264
Умерло в Украине
12,717
Вылечилось в Украине
369,054
«Карантинные» мошенники: как не попасть в ловушку из-за онлайн-платежей

«Карантинные» мошенники: как не попасть в ловушку из-за онлайн-платежей

Как защититься от интернет-мошенников и доказать их неправомерные действия

Этот материал также доступен на украинском
«Карантинные» мошенники: как не попасть в ловушку из-за онлайн-платежей
Фото: pixabay

Поскольку сейчас в связи с карантином почти все можно и приходится покупать онлайн, ситуацией пользуются мошенники. Во время совещания в Офисе президента представители Национальной полиции сообщили о том, что из-за карантина уровень преступности в целом уменьшился, однако на 15% вырос уровень мошенничества в интернете. В частности, онлайн-мошенники пытаются организовать фальшивую продажу средств защиты.

Ранее НБУ сообщал, что только за прошлый год украинцы потеряли из-за незаконных действий с банковскими картами более 150 млн грн. При этом 58% незаконных действий произошло именно в сети интернет.

Как не попасть в ловушку или куда жаловаться, если вы наткнулись на интернет-мошенников, рассказал Mind адвокат адвокатского объединения Credence Сергей Головко.

Интернет-мошенничество является разновидностью уголовного преступления, предусмотренного ст. 190 Уголовного кодекса Украины («Мошенничество»). Наказанием за совершение мошеннических действий, в зависимости от обстоятельств и размера ущерба, может быть как штраф, так и лишение свободы на срок до 12 лет. И, как и в преодолении последствий любого преступления, очень важным является фактор времени, прошедшего с момента совершения преступления. И здесь у интернет-мошенничества есть некоторые особенности, которые могут вам помочь.

Что делать, если наткнулись на интернет-мошенников

Итак, что же делать, если деньги вы уже перечислили, а товар не получили, и телефоны продавца либо не отвечают, либо отвечают вечным «завтра»?

Если трансакция, то есть перечисление средств мошеннику произошло не более 3 дня назад, то есть смысл звонить на горячую линию своего банка. Если деньги еще не были фактически переведены на счет продавца (а такое может быть, не зря же банкам обычно нужно именно 3 банковских дня на осуществление платежа), то еще есть надежда свой платеж отменить.

Конкретный порядок действий в этом случае вам разъяснит ваш банк. Скорее всего для этого придется явиться в ближайшее отделение с паспортом и написать соответствующее заявление.

Если деньги уже переведены вашим банком, то можно сразу связаться с банком продавца – мошенника. Узнать, что это за банк, можно по номеру карты мошенника через соответствующие сервисы в интернете.

Однако надо быть готовым, что банк получателя также потребует от вас определенных действий:

  • во-первых, явиться в офис службы безопасности и написать письменное заявление о мошенничестве с предоставлением копий соответствующих доказательств (например, распечатки переписки с мошенником, копии платежки и т. д.);
  • во-вторых, почти наверняка служба безопасности банка уже на месте потребует от вас доказательств обращения в полицию с заявлением о мошенничестве.

В некоторых случаях, когда банк плательщика и продавца совпадает и, по мнению службы безопасности, достаточно доказательств мошенничества, банк может сразу заблокировать карту мошенника на несколько дней для сохранения возможности возврата денег, если факт мошенничества будет подтвержден. Однако такое блокирование – редкость.

Итак, в любом случае рекомендуем обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве, даже если ни один банк от вас этого не требует.

Во-первых, именно так вы должны действовать по закону, ведь именно полиция обязана расследовать преступления.

Во-вторых, в таком случае вы значительно увеличиваете шансы на установление личности мошенника, привлечение его к ответственности и возврат уплаченных денежных средств или их части.

И наконец, есть примеры, когда сброшенная на номер мошенника фотокопия выписки из Единого реестра досудебных расследований с подтверждением факта обращения в полицию волшебным образом приводила к «нахождению» продавцом заказанного товара или добровольному возврату денег с извинениями.

Алгоритм действий для обращения в полицию

Необходимо приготовить как можно большее количество доказательств факта мошенничества.

Это могут быть:

  • распечатки объявления мошенника с предложением заказанного товара;
  • переписка с мошенником в мессенджерах;
  • распечатки платежных документов, подтверждающих осуществление вами платежей;
  • если у вас есть аудио- или видеозаписи общения с мошенником, надо записать их на диск или флешку (имейте в виду, что эти носители приложат к материалам дела и вам уже не вернут).

Также есть смысл перед обращением в полицию все же обратиться к адвокату за помощью в составлении заявления и получить рекомендации по форме и количеству приложения имеющихся у вас материалов в качестве доказательств.

Практика показывает, что хотя саму форму заявления можно скачать в том же интернете, однако только наличие определенного профессионального опыта позволяет оценить перспективность приложения определенных материалов в конкретных обстоятельствах и лучше защитить интересы конкретного потерпевшего.

Стоит напомнить, что сегодня подавляющее большинство онлайн-магазинов, работающих легально, имеют возможность реализовывать свой товар без предоплаты, то есть с оплатой после его получения через курьерские и почтовые сервисы. И это самый надежный способ не стать жертвой мошенников. Также не будет лишним заранее поинтересоваться в интернете отзывами о работе магазина, услугами которого вы решили воспользоваться.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате