Атомный дефолт: как «Энергоатом» доводит до банкротства себя и контрагентов

Атомный дефолт: как «Энергоатом» доводит до банкротства себя и контрагентов

Каким образом это делается и чем чревато

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Атомный дефолт: как «Энергоатом» доводит до банкротства себя и контрагентов
Фото: depositphotos.com

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько более эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в исследуемом вопросе. 

Представляем вторую часть авторской колонки члена Коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Ольги Кошарной. В первой части эксперт делилась информацией о вымывании средств из компании – оператора украинских АЭС в рамках проекта ЦХОЯТ. Она прогнозирует, что даже после перерезания ленточки ко Дню Независимости, поезд с отработавшим ядерным топливом пойдет не в Централизованное хранилище, а снова в Россию. Ведь это записано даже в Стратегическом плане «Энергоатома», который утвержден 31 мая 2021 года. Во второй части Ольга Кошарная  рассказывает, почему финансовое поведение оператора отечественных АЭС рискует свести на нет многолетние наработки всей отрасли.

Результаты деятельности когда-то прибыльных государственных компаний по итогам прошедшего 2020 год стали сенсационными – не просто убытки, а огромные убытки. От «Нафтогаза» до «Укрзализницы». А ведь еще 1,5 года назад они все были основными донорами государственного бюджета и рекордсменами по оплаченным суммам налогов.

В отчете независимого аудитора ООО «БДО» Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины по анализу финансовой отчетности НАЭК «Энергоатом» за 2020 г. во первых строках говорится: «В нарушение учетной политики Компания начислила недостаточный резерв на ожидаемые кредитные убытки… По нашему мнению, … на отчетную дату резерв на ожидаемые кредитные убытки занижен. и, как следствие, повышенная торговая дебиторская задолженность и заниженный убыток на сумму 3, 359 млрд грн в финансовой отчетности Компании по состоянию на 31 декабря 2020». А это значит, что к официально объявленной руководством «Энергоатома» сумме убытка в 4,8 млрд грн следует прибавить 3,360 млрд грн, и в конечном итоге убыток составит 8,160 млн грн.

По сравнению с 2019 годом на 3,219 млрд грн уменьшился чистый доход от реализации продукции. Уменьшился валовый доход на 59 % (с 11.56 млрд грн в 2019 до 6,837 млрд грн). Кредиторская задолженность за товары и услуги составила 4,183 млрд грн. Себестоимость произведенной продукции увеличилась на 1,534 млрд.грн. При этом увеличились административные расходы и фонд оплаты труда.

Что такое админрасходы? Это автомобили и аренда, ремонты офисов и закупка макбуков с полиграфами, и многое другое, что является излишествами даже для прибыльной компании. Что касается фонда оплаты труда, то и тут все очевидно: если зарплата члена Набсовета Сергея Лещенко на слуху, поскольку «Укрзализныця» прозрачна в этом отношении, то унитарный «Энергоатом» уже второй год не обнародует даже ту информацию, которую он обязан публиковать по законодательству. И несмотря на два президентских указа, корпоратизироваться не торопится. Зато премии выписывает в таком объеме, что неловко даже отдельным сотрудникам, которые видят в каком бедственном состоянии находится и сам «Энергоатом», и вся атомная отрасль.

Чтобы понять не только состояние, но и риски для отрасли, стоит прочитать письмо генерального директора РАЭС Павла Павлышина на имя руководителей  НАЭК «Энергоатом», отвечающих за ядерную безопасность.

Так, гендиректор РАЭС сообщает, что начиная с 2020 года резко уменьшилось финансирование АЭС по статье «производственная деятельность». Он акцентирует, что вместо прежних 300 млн грн с лишним киевский офис ежемесячно выделяет всего 50 – 70 млн грн.

Приведенные им цифры свидетельствуют о тенденции дальнейшего сокращения финансирования производственной программы ОП РАЭС, что, по словам гендиректора, «является угрожающим в т.ч. и для обеспечения безопасной эксплуатации энергоблоков, так и для повышения уровня их безопасности в соответствии с утвержденными на государственном уровне нормативными документами и программами».

К чему приводит такое «волатильное» обращение с финансированием атомных электростанций? К наращиванию долгов перед производителями и поставщиками оборудования и услуг. За год – со ІІ квартала 2020 года по ІІ квартал 2021 года просроченная кредиторская задолженность только по одной Ровенской атомной станции составила 757,1 млн грн. Как следствие, говорит Павлышин, из-за значительной просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками оборудования и подрядными организациями (проектные, строительными) существуют риски отказа поставщиков выполнять договорные обязательства, также усматриваются риски срывов запланированных торгов.

Параллельно письмо аналогичного содержания направляет на министра энергетики Г. Галущенко губернатор Ровенской области. Дескать, не говорите, что вас не предупреждали.

Это картина только на Ровенской АЭС. Наверняка на остальных атомных электростанциях ситуация не лучше. Впрочем, на двух из них нет генеральных директоров – только исполняющие обязанности, а на еще одной гендиректор молодой и неопытный, но очень исполнительный.

Смотрите сами: две недели назад в суд по взысканию долгов на «Энергоатом» подало ОАО «Турбоатом», сообщив, что состоянию на 8 июля 2021 года между Турбоатомом и Энергоатомом подписано контрактов почти на 3 млрд грн, отгружено продукции на более чем 2,2 млрд грн, а задолженность по условиям действующих договоров составляет 937 млн грн, из которых 685 млн грн – долг, который тянется второй год, говорится в пресс-релизе предприятия. В 2021 году «Энергоатом» выплатил харьковскому предприятию 95 млн грн, получив продукцию для атомных электростанций на 368 млн грн., т.е. 25% от необходимой.

«Турбоатом» отмечает, что обращения к руководству «Энергоатома» с просьбой постепенного погашения имеющегося долга не дали существенного результата. Предложение подписать реальный график погашения долга в период до первого квартала 2023 года, составленный «Турбоатомом», тоже не поддержано «Энергоатомом».  Обратите внимание, что если даже с таким уважаемым предприятием, гордостью энергетического машиностроения Украины, лауреатом государственной премии по науке и технике, жемчужине отечественной промышленности, «Энергоатом» ведет себя, мягко говоря, неконструктивно, а что тогда говорить о маленьких или средних компаниях?

А на прошлой неделе 21 поставщик «Энергоатома» обратился к премьер-министру с коллективным письмом, в котором сообщалось о просроченной задолженности перед ними на сумму 2,38 млрд грн, отметив  что в связи с этим они не могут осуществлять производственную деятельность.

После появления в публичном пространстве этого письма, руководство «Энергоатома» стало осуществлять давление на руководителей компаний и, угрожая, требовать отзыва подписей. Цинизм такого поведения заключается еще и в том, что при этом поставщики – полубанкроты почти каждый день получают приглашения участвовать в тендерах НАЭК.

И мало того, что «Энергоатом» не платит за уже поставленные товары и указанные услуги, так еще подает иски в суд о взыскании штрафных санкций за просрочку поставки.

Компании поставщики в прошлом году заключили ряд договоров, не понимая тогда, что тактика нынешнего руководства «Энергоатома» – не платить или платить избранным. Ряд договоров были выполнены за счет внутренних резервов предприятий, но после того, как оплату они не получили, последние договора выполнить поставщики не смогли, потому что закончились оборотные средства.

Как и в истории с «Турбоатомом» вместо того, чтобы продлить сроки и подписать допсоглашения на уменьшение объемов закупок ввиду отсутствия свободного финансирования, руководство «Энергоатома» подает в суды на поставщиков и взыскивает огромные штрафные санкции с компаний, которые само же довело до нищеты. Такая политика оператора украинских АЭС может привести только к уничтожению конкуренции и формальным тендерам между «своими», невзирая на качество товаров и услуг и их стоимость. Зато гарантируя «откат» средств в объеме 15-20%, как утверждают мои собеседники из крупных украинских компаний-производителей. Вероятно, этот «атомный НДС» и уничтожение украинского производителя и добропорядочной конкуренции и есть конечная цель такой политики по закупкам.

Ситуацию с тотальными неплатежами за уже поставленные товары и услуги, поставщики называют узаконенным грабежом средь бела дня. Новый менеджмент «Энергоатома» требует поставлять товары и работать бесплатно и отказывается даже обсуждать графики погашения долгов или гарантировать их оплату. Как следствие, у тех компаний, где исчерпались оборотные средства, нет возможности прокредитоваться персонал массово увольняется. Те, кто отказывается платить упомянутый выше откат, исключается из списка поставщиков, невзирая на длительную позитивную историю взаимоотношений с «Энергоатомом» и наличие, зачастую, уникальной квалификации, которая отсутствует у других отечественных компаний и организаций. Что это как не планомерная работа над уничтожением украинского производителя и годами выстроенной системы инмпортозамещения, гарантирующей независимость украинской атомной отрасли…

Между тем, кредиторские требования, которые заявлялись в 2020-2021 гг только к РАЭС, составили 625 претензий на сумму более 423 млн грн основной задолженности и штрафных санкций. Полагаю, что ситуация на других АЭС аналогичная, только суммы другие – например к ЗАЭС и обособленному подразделению «Централизованные закупки» (преемник «Атомкомплекта») претензии наверняка выставлены на большие суммы.

Ввиду огромной кредиторской задолженности перед поставщиками, отсутствия достаточных финансовых ресурсов для покупки товаров и услуг для проведения плановых ремонтов в соответствии с графиком, обновленном в марте 2021 года, есть огромный риск повторения ситуации минувшего осенне-зимнего периода, когда в самые большие морозы из 15 энергоблоков АЭС работало только 10, поскольку ядерный регулятор не мог дать разрешение на выход из ремонта блоков, где ремонтная кампания, в частности мероприятия по  повышению безопасности и модернизации, утвержденные ГИЯРУ, не была проведена в полном объеме.

Нынешняя ситуация еще хуже: не выполняются и мероприятия Комплексной (сводной) программы повышения безопасности АЭС, и лицензионные условия регулятора ЯРБ. Как пишет генеральный директор РАЭС Павел Павлишин в своем письме руководству «Энергоатома»: события последних 16 месяцев с финансированием производственной деятельности и выполнением государственных программ «создают почву для необратимых процессов и доведение компании до состояния, в котором безопасная эксплуатация энергоблоков и их ядерная безопасность не смогут быть физически обеспечены».

А тем временем врио президента «Энергоатома» П.Котин по-прежнему заявляет публично, что в осенне-зимний период будут работать все 15 энергоблоков! 15 (!) – которые даже в лучшие времена, без ВИЭ, не могла выдержать объединенная энергосистема, не хватает маневренных мощностей.

Дальше больше. При этой всей огромной кредиторской задолженности 22 июля Котин едет с совещанием на ХАЭС, чтобы сообщить миру: «Энергоатом» готов начать достраивать  два энергоблока-милионника Хмельницкой АЭС, «отчетные материалы по актуализации обследования строительных конструкций Х-3 прошли государственную экспертизу.

Результаты проведенных исследований доказывают: состояние основных железобетонных конструкций зданий энергоблока №3 ХАЭС вполне соответствует проектным требованиям». И поставить задачу до 1 октября этого года завершить все подготовительные работы по достройке ХАЭС-3: сформировать команды высококвалифицированного персонала для выполнения специализированных сварочных работ и работ с оборудованием первого уровня безопасности; развернуть и обустроить строительно-монтажную базу, где будут жить подрядчики; составить план последовательного выполнения монтажно-строительных работ на площадке энергоблока №3. «Как только будет принят Закон о строительстве Х-3 и Х-4, у нас все будет двигаться очень быстро, – заверил вр.и.о. руководителя «Энергоатома». – Все экспертизы у нас есть, нужно только получить подтверждения от Госатомрегулирования».

Если перевести это на человеческий язык, то вр.и.о. главы «Энергоатома» поручил составить план строительно-монтажных работ отсутствующего в природе проекта энергоблока, который именно в виду своего отсутствия как такового никаких госэкспертиз пройти не мог по определению. Оригинальный подход, согласитесь. Кроме того, процесс госэкспертизы Отчетных материалов по актуализации обследования строительных конструкций Госатомрегулирования еще не закончен, и вердикта от регулятора еще нет. И не факт, что результат госэкспертизы будет позитивный. Закона о размещении Х-3,4 тоже нет. Денег на реализацию проекта, тем более, нет. 

Финансовый план «Энергоатома» на 2021 год не утвержден до сих пор. Источники в финансовом блоке компании говорят, что руководство НАЭК мучительно пытается обосновать получение чистой прибыли в размере 14 млрд грн, чтобы выполнить публичное заявление президента Зеленского о $500 млн прибыли «Энергоатома» по итогам года. А тем временем кредиторская задолженность перед поставщиками товаров и услуг на июль 2021 увеличилась еще на 2 млрд грн и перевалила за 6 млрд грн с учетом просроченной с начала 2020 года.

Каковы же причины такого печального финансового состояния оператора АЭС? Никто не может заставить компанию проводить  неэффективные продажи электроэнергии на конкурентных сегментах рынка. Никто не может навязать ей отсутствие приоритетов в расходовании финансовых ресурсов (пример – покупка электродвигателя для главного циркуляционного насоса для несуществующего проекта энергоблока ХАЭС-3 у посредника с 80% авансированием и фирмы-посредника на сумму 130 млн грн). Никто не может заставить сократить объем конкурентных торгов на товары и услуги, что уже привело к многократному росту их стоимости по сравнению со средней ценой на рынке.

То же самое касается и роста судебных издержек, штрафных санкций и исполнительных сборов (10% от суммы иска) в связи с резким ростом количества претензионных и исковых требований к НАЭК «Энергоатом» (пример – по иску предприятия «Насосэнергомаш» на взыскание долга в 160 млн грн, где дополнительные расходы Компании составили 15 млн грн).

В ситуации когда под угрозой находится проведение плановых ремонтов на АЭС в 2021 году вследствие отказа поставщиков работать бесплатно, и, соответственно, имеется большая вероятность вхождения в ОЗП с минимальным количеством энергоблоков АЭС, меньшим даже, чем в прошлом году, громогласно объявляется о многомиллиардных проектах, осуществляемых через финансовую дыру – «Атомпроектинжиниринг» под руководством известного строителя стадионов для Евро-2012 времен Януковича товарища Божко. Его «проекты» многим знакомы: то строительство железной дороги до ЦХОЯТ по цене, будто «золотые» костыли вбивались на каждом ее километре, то достройка самого ЦХОЯТ за 1,1 млрд грн по секретному контракту со стройконторой, специализирующейся на библиотеках. Теперь достройка ХАЭС-3 без проекта и разрешений…

Поразительно, что украинские правоохранительные органы до сих пор отстраненно наблюдают за ситуацией в «Энергоатоме», не открывая уголовных дел. Дожидаются, когда атомные энергоблоки сами «вылетят»? Или когда под давлением наших международных партнеров их придется остановить ввиду финансовой неспособности оператора АЭС обеспечить безопасную эксплуатацию в соответствии с национальными нормами ядерной и радиационной безопасности и обязательствами Украины по Конвенции о ядерной безопасности?

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно