Легализация рынка криптовалют в Украине: когда уж наконец догоним необходимость
Точка зрения

Легализация рынка криптовалют в Украине: когда уж наконец догоним необходимость

В этот раз все должно получиться, поскольку крипторынок существует, и игнорировать его Украина уже не может

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Легализация рынка криптовалют в Украине: когда уж наконец догоним необходимость

Я Артём Ляшанов, финтех-предприниматель, и я уже давно взаимодействую с рынком криптоактивов. Не как пассивный наблюдатель, а как работающий с платежами и продуктами. Как человек, использующий возможности и реализующий потенциал. Поэтому, когда в начале сентября Верховная Рада приняла законопроект о криптовалютах, я почувствовал, что мы сделали важный шаг вперед. Я сейчас говорю это не ради пафоса, а просто признаю очевидное: криптоэкономика уже существует в Украине. И она нуждается в правилах игры – а я расскажу, почему именно так, а также как это может изменить весь рынок к лучшему.

База законопроекта

Законопроект №10225-д включает изменения в Налоговый кодекс и другие акты касаемо оборота виртуальных активов. В этом документе наконец-то появляются основные краеугольные камни легального статуса криптоактивов:

  • определение, что такое виртуальные активы;
  • понимание того, как их классифицировать;
  • устанавливаются правила того, как вести учет операций;
  • указывается, что должны делать провайдеры услуг;
  • расписываются переходные налоговые правила, которые будут действовать на время становления.

Сейчас не очень понятно, кто станет регулятором. В дискуссии звучали и НБУ, и НКЦБФР, однако этот ключевой по всем пунктам вопрос явно отложат на второе чтение. Расписывать политические причины мне не интересно, я в принципе – в отличие от тысяч экспертов в Украине – считаю себя профаном общественно-политического ландшафта.

Но я знаю одно: расписанные правила впервые закладывают деятельную основу легального поля для криптовалют.

Почему я считаю, что этот шаг назревал давно? Потому что крипта в Украине – это не будущее, которое мы ждем, а настоящее, в котором мы живем. По даннымChainalysis, мы стабильно в топе мировых стран по уровню криптоактивов, в 2024 году занимали шестое место в мире. Это означает, что сотни тысяч украинцев уже пользуются криптовалютами, но делают это в формате “дикого Запада” на общемировом рынке – однако без четких правил и защиты в Украине. Легализация позволяет вывести этот огромный сегмент из тени.

Второй аргумент еще более прагматичен. Госбюджет страны, ведущей войну на выживание, нуждается в стабильных и понятных статьях дохода в госбюджет – особенно при нашем дефиците. Налоговые нормы в законопроекте предусматривают налогообложение доходов от операций с криптоактивами по ставке около 18% плюс 5% военного сбора. Есть и льготный переходный механизм. По осторожным оценкам, поступления в бюджет могут достигать 14-15 млрд. гривен ежегодно. В масштабах бюджета кажется немного – однако в случае задержки недополучение этих денег можно считать убытком.

Мировой контекст

Плюс, не нужно забывать о кумулятивном эффекте. Для понимания масштаба: в странах, уже введших четкую регуляцию и механизмы отчетности, фискальные органы ужесточили контроль и увеличили сбор налоговой информации по криптооперациям – следовательно, со временем поступления из этого сегмента стали ощутимее. В США IRS последовательно вводиттребования по декларированию “digital assets” и расширяет инструменты выявления незадекларированных доходов. Это увеличивает фискальный контроль на рынке.

Другой пример – Соединенное Королевство, где HMRC уже внедряетCrypto-Asset Reporting Framework (CARF) и инициативы с nudge-кампаниями против недекларирования. Это позволяет получать системные данные от провайдеров и увеличивает сбор налогов в будущем.

В Японии регуляторы проводятпересмотр налогового режима (в сторону упрощения, конечно) для цифровых активов и усиливают интеграцию рынка в официальное финансовое пространство. Это также сопровождается изменениями, которые могут сделать налоговую базу более прозрачной и стабильной.

Наконец, международные инициативы – в частности, OECD – создаютинструменты для автоматического обмена данными о крипто-транзакциях между странами, что усиливает глобальную фискальную прозрачность и потенциально повышает налоговые поступления по всем юрисдикциям.

Третье – вопросы безопасности и прозрачности. Сегодня пользователи и бизнес работают в полусерой зоне: кто декларирует доходы, кто нет, кто вообще не понимает, какие налоговые обязательства имеет. Это создает поле для злоупотреблений и мошенничества. Закон дает юридическую защиту, понятные правила и одновременно открывает двери банкам, платежным сервисам и операторам легально сотрудничать с криптоиндустрией.

Добровольно выйти из тени?

Еще один немаловажный момент – это амистия. Законопроект предусматривает возможность легализовать уже существующие активы через специальный переходный период. Это шанс для людей и бизнеса выйти из тени без излишних штрафов и двойных стандартов. Если этот механизм будет работать справедливо, в правовое поле выйдут уже упомянутые 14-15 миллиардов. И здесь важно сделать все так, чтобы у пользователей был стимул воспользоваться этой возможностью. Если государство поставит слишком жесткие условия, мы получим противоположный эффект – люди останутся в тени.

Но нужно оставаться реалистами. Мы говорим только о первом чтении. В украинской практике второе чтение способно изменить документ до неузнаваемости. Уже сейчас есть риски, что положения об амнистии, ставках налогообложения, выборе регулятора или даже порядке доступа для ФЛП и компаний будут пересмотрены. То есть, сегодня мы имеем направление, но далеко не все ответы.

Если говорить об операционных последствиях, то для рынка это, прежде всего, вопрос легализации платежей и обмена. Когда операторы получат лицензии, банковская система сможет без страха работать с ними. Для бизнеса и пользователей это означает более простые процессы и меньше рисков. Налоговая логика "выплачиваешь, когда выводишь в фиат" выглядит разумной, но ее нужно грамотно реализовать на уровне отчетности. Важно и то, что ущерб от операций можно переносить на следующие периоды – это защищает инвесторов, особенно в такие волатильные времена.

Моя позиция проста: мы не открываем Америку, а наконец догоняем необходимость. Этот закон – не панацея. Он льшь инструмент. Если его доработают с учетом реальных операционных нюансов и привлечением экспертов рынка, мы получим прозрачную систему, которая принесет пользу всем: государству, бизнесу и гражданам. Если же политика перевесит здравый смысл, это останется декларацией без практического содержания.

Я хочу верить, что в этот раз мы сможем. Потому что крипторинок уже есть, игнорировать его Украина просто не может. А правильная регуляция – это не только налоги. Это инфраструктура, безопасность и понятные правила игры. Потому что рынок изменится без регуляции – и только в наших силах сделать так, чтобы Украина получила от этих изменений максимальный бенефит.

Материал рубрики «Точка зрения» является отражением личного мнения автора и может не совпадать с точкой зрения редакции Mind. Он не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Инициатива публикации, как правило, поступает со стороны автора.

Редакция не несёт ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя. Материалы в рубрике «Точка зрения» могут быть опубликованы как на коммерческой, так и на безоплатной основе.

Основное требование – общественная значимость темы и открытая публичная позиция автора.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно