Амбициозные планы: украинский «Ашан» поглотил конкурента
Французский ритейлер расширил присутствие на рынке, приобретя сеть гипермаркетов «Караван»
Девять украинских гипермаркетов «Караван» будут переименованы в «Ашан» до конца этого года – сделку по продаже сети утвердил Антимонопольный комитет. Французская группа Auchan заинтересована в укреплении собственных позиций на ненасыщенном украинском рынке ритейла: рассматривает возможность создания сети «магазинов у дома», строит торговый центр на левом берегу столицы, собирается открывать сеть магазинов спортивной одежды Decathlon. Покупка «Каравана» позволит «Ашану» почти вдвое увеличить собственную сеть и решить проблему дефицита помещений для открытия своих гипермаркетов.
Фото Анна Наконечная для mind.ua
Активные переговоры о покупке сети «Караван» проводились в течение последних двух месяцев, рассказал Mind аналитик, знакомый с их результатами. «Переговоры были непростыми, а риски сорвать сделку – значительными», – отметил он. В официальном пресс-релизе компании «Ашан Ритейл Украина» отмечается, что договор с украинским дистрибьютором «Караван» уже подписан. Соглашение согласовано и в Антимонопольном комитете Украины.
«Подписание соглашения между «Ашан Ритейл Украина» и сетью гипермаркетов «Караван» по выкупу активов является результатом успешных переговоров. Данное соглашение является взаимовыгодным для обеих сторон», – цитируют в пресс-релизе директора сети «Караван» Алексея Ястремского. Больше информации о сделке стороны не озвучивают. Однако аналитик, знакомый с результатами переговоров, отмечает, что за «Караван» заплатили около $10 млн, а магазины сети планируют полностью переформировать до конца этого года.
Почему продали «Караван»? Владельцы сети продовольственных гипермаркетов «Караван» – Сергей Хрипков и Андрей Гордиенко – планировали продать ее еще девять лет назад, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. Однако тогда найти покупателей на свой актив им не удалось. В мае 2015-го бизнесмены выкупили у владельца молочной компании Milkiland Анатолия Юркевича два гипермаркета «Краина» в Киеве и Харькове и провели их ребрендинг в «Караваны». На начало этого года сеть, принадлежащая Хрипкову и Гордиенко, насчитывала девять гипермаркетов в Киеве, Харькове, Житомире, Черновцах и Днепре.
«Владельцам «Каравана» повезло, поскольку они смогли продать свой бизнес. Свои сети сейчас хотят продать все, однако покупателей нет», – добавляет директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Еще одна возможная причина продажи сети – сложные отношения между совладельцем сети торговых центров «Караван» и бизнесменами Хрипковым и Гордиенко. В 2013 году партнеры продали инвестиционным фондам Citi Venture Capital International, Apollo и харьковскому бизнесмену Александру Ярославскому 80% сети торговых центров, которая состоит из трех ТЦ в Киеве, Харькове и Днепре. Однако розничная сеть гипермаркетов в соглашение не вошла. «Срок аренды площадей под продовольственные гипермаркеты в ТРЦ «Караван» подходил к концу и, по слухам, его не планировали продлевать», – отметил директор консалтинговой компании, попросивший не называть его имя. Сам Александр Ярославский на форуме в Давосе рассказал журналистам «Интерфакс-Украина», что уже есть договоренность о сдаче помещений «Ашану».
Какой бизнес остается у Хрипкова и Гордиенко? Бизнесмены не уходят из розничного бизнеса. Сейчас они управляют сетью из пяти дискаунтеров Topmart, а также компанией MD Group, которая управляет сетями по продаже одежды и обуви: Tommy Hilfiger, Walker, Oodji, Diesel, Gant и другими. Партнеры присматриваются к новым активам, например бизнес-центрам.
Как «Ашан» наращивает влияние? До покупки сети «Караван» французский ритейлер «Ашан» был владельцем 11 гипермаркетов в Украине. Количество магазинов сейчас увеличится вдвое. Соглашение также поможет сети выйти в новые регионы, преимущественно на востоке страны.
В течение последнего года группа «Ашан» достаточно активно присматривалась к украинскому рынку. По информации Украинской ритейл-ассоциации, сеть планирует открывать популярные сейчас «магазины у дома». В следующем году в Украине появится первый гипермаркет по продаже спортивной одежды и инвентаря Decathlon, расширяется сеть строительных гипермаркетов Leroy Merlin (сейчас насчитывает три магазина), которую «Эпицентр» считает своим крупнейшим конкурентом. Девелоперское подразделение – компания Immochan – занимается строительством торгового центра площадью 70 000 кв. м, который откроется на левом берегу столицы (ул. Здолбуновская). «Ашан» верит в украинский рынок. Почему – мне не известно, поскольку большая часть местного бизнеса придерживается противоположной точки зрения», – отмечает Александр Ланецкий.
Как соглашение повлияет на украинский рынок ритейла? «Ашан» становится крупнейшим игроком в сегменте гипермаркетов, в котором сейчас работают Fozzy Group, «Мегамаркет», Novus и «Там-Там». Сегодня это один из сегментов, который почти не развивается. По данным аналитической компании GT Partners Ukraine, их доля в общих продажах по итогам 2016 года составила 17%, тогда как супермаркетов – 35%, а дискаунтеров – 27%. «Ашан» планирует свое развитие на три–пять лет вперед. Известно, что рост уровня жизни населения сразу приводит к увеличению продаж в гипермаркетах. Когда это произойдет, «Ашан» получит самые большие дивиденды», – отмечает Алексей Дорошенко.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.