Амбициозные планы: украинский «Ашан» поглотил конкурента
Французский ритейлер расширил присутствие на рынке, приобретя сеть гипермаркетов «Караван»
Девять украинских гипермаркетов «Караван» будут переименованы в «Ашан» до конца этого года – сделку по продаже сети утвердил Антимонопольный комитет. Французская группа Auchan заинтересована в укреплении собственных позиций на ненасыщенном украинском рынке ритейла: рассматривает возможность создания сети «магазинов у дома», строит торговый центр на левом берегу столицы, собирается открывать сеть магазинов спортивной одежды Decathlon. Покупка «Каравана» позволит «Ашану» почти вдвое увеличить собственную сеть и решить проблему дефицита помещений для открытия своих гипермаркетов.
Фото Анна Наконечная для mind.ua
Активные переговоры о покупке сети «Караван» проводились в течение последних двух месяцев, рассказал Mind аналитик, знакомый с их результатами. «Переговоры были непростыми, а риски сорвать сделку – значительными», – отметил он. В официальном пресс-релизе компании «Ашан Ритейл Украина» отмечается, что договор с украинским дистрибьютором «Караван» уже подписан. Соглашение согласовано и в Антимонопольном комитете Украины.
«Подписание соглашения между «Ашан Ритейл Украина» и сетью гипермаркетов «Караван» по выкупу активов является результатом успешных переговоров. Данное соглашение является взаимовыгодным для обеих сторон», – цитируют в пресс-релизе директора сети «Караван» Алексея Ястремского. Больше информации о сделке стороны не озвучивают. Однако аналитик, знакомый с результатами переговоров, отмечает, что за «Караван» заплатили около $10 млн, а магазины сети планируют полностью переформировать до конца этого года.
Почему продали «Караван»? Владельцы сети продовольственных гипермаркетов «Караван» – Сергей Хрипков и Андрей Гордиенко – планировали продать ее еще девять лет назад, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. Однако тогда найти покупателей на свой актив им не удалось. В мае 2015-го бизнесмены выкупили у владельца молочной компании Milkiland Анатолия Юркевича два гипермаркета «Краина» в Киеве и Харькове и провели их ребрендинг в «Караваны». На начало этого года сеть, принадлежащая Хрипкову и Гордиенко, насчитывала девять гипермаркетов в Киеве, Харькове, Житомире, Черновцах и Днепре.
«Владельцам «Каравана» повезло, поскольку они смогли продать свой бизнес. Свои сети сейчас хотят продать все, однако покупателей нет», – добавляет директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Еще одна возможная причина продажи сети – сложные отношения между совладельцем сети торговых центров «Караван» и бизнесменами Хрипковым и Гордиенко. В 2013 году партнеры продали инвестиционным фондам Citi Venture Capital International, Apollo и харьковскому бизнесмену Александру Ярославскому 80% сети торговых центров, которая состоит из трех ТЦ в Киеве, Харькове и Днепре. Однако розничная сеть гипермаркетов в соглашение не вошла. «Срок аренды площадей под продовольственные гипермаркеты в ТРЦ «Караван» подходил к концу и, по слухам, его не планировали продлевать», – отметил директор консалтинговой компании, попросивший не называть его имя. Сам Александр Ярославский на форуме в Давосе рассказал журналистам «Интерфакс-Украина», что уже есть договоренность о сдаче помещений «Ашану».
Какой бизнес остается у Хрипкова и Гордиенко? Бизнесмены не уходят из розничного бизнеса. Сейчас они управляют сетью из пяти дискаунтеров Topmart, а также компанией MD Group, которая управляет сетями по продаже одежды и обуви: Tommy Hilfiger, Walker, Oodji, Diesel, Gant и другими. Партнеры присматриваются к новым активам, например бизнес-центрам.
Как «Ашан» наращивает влияние? До покупки сети «Караван» французский ритейлер «Ашан» был владельцем 11 гипермаркетов в Украине. Количество магазинов сейчас увеличится вдвое. Соглашение также поможет сети выйти в новые регионы, преимущественно на востоке страны.
В течение последнего года группа «Ашан» достаточно активно присматривалась к украинскому рынку. По информации Украинской ритейл-ассоциации, сеть планирует открывать популярные сейчас «магазины у дома». В следующем году в Украине появится первый гипермаркет по продаже спортивной одежды и инвентаря Decathlon, расширяется сеть строительных гипермаркетов Leroy Merlin (сейчас насчитывает три магазина), которую «Эпицентр» считает своим крупнейшим конкурентом. Девелоперское подразделение – компания Immochan – занимается строительством торгового центра площадью 70 000 кв. м, который откроется на левом берегу столицы (ул. Здолбуновская). «Ашан» верит в украинский рынок. Почему – мне не известно, поскольку большая часть местного бизнеса придерживается противоположной точки зрения», – отмечает Александр Ланецкий.
Как соглашение повлияет на украинский рынок ритейла? «Ашан» становится крупнейшим игроком в сегменте гипермаркетов, в котором сейчас работают Fozzy Group, «Мегамаркет», Novus и «Там-Там». Сегодня это один из сегментов, который почти не развивается. По данным аналитической компании GT Partners Ukraine, их доля в общих продажах по итогам 2016 года составила 17%, тогда как супермаркетов – 35%, а дискаунтеров – 27%. «Ашан» планирует свое развитие на три–пять лет вперед. Известно, что рост уровня жизни населения сразу приводит к увеличению продаж в гипермаркетах. Когда это произойдет, «Ашан» получит самые большие дивиденды», – отмечает Алексей Дорошенко.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].