Мягкая посадка: как аэропорты зарабатывают на VIP-услугах?

Мягкая посадка: как аэропорты зарабатывают на VIP-услугах?

Сколько средств они вкладывают в возможность обслуживать самых богатых пассажиров

Цей текст також доступний українською
Мягкая посадка: как аэропорты зарабатывают на VIP-услугах?
Фото DR

О привычках самых богатых и известных украинцев Наталья Кушниренко знает почти все. «Но я вам ничего об этом не расскажу» – с этой фразы начинает она беседу с корреспондентом Mind. Уже почти двадцать лет Кушниренко работает с VIP-пассажирами МА Борисполь – cначала как агент по обслуживанию, а сейчас руководит VIP-терминалом аэропорта. Услугами этого терминала часто пользуются известные бизнесмены, звезды щоу-бизнеса, пассажиры, которым нужен повышенный комфорт, и те, кто, по какой-то причине стремится скрыть свою личную жизнь от посторонних глаз. 

М'яка посадка: як аеропорти заробляють на VIP-послугах?Фото DR

Сколько стоит комфорт?

VIP-терминал – услуга, за которую нужно заплатить дополнительно. В МА Борисполь обычному пассажиру это обойдется в 2280 гривен, трансферному – в 3420 гривен. Что получает клиент за эти деньги? «Ему нужно только приехать в аэропорт, все остальное мы берем на себя: встречаем его, регистрируем билеты и багаж, подвозим к самолету или забираем. У нас отдельные стойки для авиационного, таможенного и пограничного контроля, поэтому наш клиент не стоит в очередях», – рассказывает Кушниренко. В баре – система all inclusive, на территории терминала три отдельные комнаты с душевыми кабинами.

Кроме Борисполя, такие VIP-терминалы есть еще в двух украинских аэропортах –  МА Киев и МА Харьков. Это все терминалы, где есть современные бизнес-лаунджи, отдельный вход и собственные парковки. В МА Харьков, например, такие VIP-ворота обустроили в старом терминале, который был построен еще в советское время и использовался как основной до Евро-2012.

Современную инфраструктуру для VIP-клиентов  эти аэропорты получили в рамках подготовки к Евро-2012. У остальных аэропортов отдельных VIP-терминалов нет. Самый дорогой VIP-терминал (на сайте аэропорта он называется бизнес-терминал) в МА Киев – стоимость услуги от $170 для пассажира прямого рейса, $250 для транзитного и $200 для того, кто летит бизнесджетом. Отмена бронирования менее чем за час до вылета/прилета обойдется в $85.

Стоимость услуг в залах повышенного комфорта других региональных аэропортов меньше в  десятки раз. Так, в КП «Аэропорт Запорожье» пребывание в таком зале обойдется всего в 50 грн, в аэропорту Херсон – в 50 гривен для пассажира внутреннего рейса и 550 грн для международного, в МА Львов пребывание в бизнес-лаундже обойдется в $12, ускоренный проход контроля – в $15. Но набор услуг и уровень сервиса в остальных аэропортах намного скромнее – это больше бизнес-зал в обычном терминале. Если повезет, там будет бар, бильярдная и качественный Wi-Fi.  

М'яка посадка: як аеропорти заробляють на VIP-послугах?Фото DR

Заработать на VIP

В Борисполе отмечают, что VIP-терминал – это коммерческое и прибыльное подразделение. «В прошлом году мы заработали почти 40 млн гривен, обслужил почти 40 000 пассажиров», – говорит Наталья Кушниренко. Правда, в структуре доходов и пассажиропотока Борисполя  – это очень скромные показатели – всего 2,4%  и 0,5% соответственно (исходя из результатов аэропорта за 2016 год). Но в доходах, которые приносит аэропорту неавиационная деятельность, это более 10%.

Основные  клиенты VIP-терминала Борисполя – пассажиры классических лайнеров. Заказчики – примерно в равных долях физические и юридические лица (турфирмы или корпоративные заказы). Корпоративные – это, как правило, крупные компании, которые отправляют своих сотрудников на конференции. Частные – это не только политики и миллионеры, но и топ-менеджмент компаний, игроки футбольных команд, артисты, музыканты.

М'яка посадка: як аеропорти заробляють на VIP-послугах

В других аэропортах о VIP-направлении не рассказывают. «VIP-сегмент всегда молчалив», – говорит Галина Богданенко, пресс-секретарь аэропорта Киев. Этот аэропорт обслуживает около 80% всех полетов бизнес-авиации из Киева и Киевской области, то есть основные клиенты этих воздушных ворот – те, кто летает на бизнесджетах. 

Представители фирм, которые занимаются организацией бизнес-перевозок, говорят, что после скандалов в СМИ в связи с перелетами украинских чиновников и политиков на частных небольших самолетах, спрос на такой вид транспорта стал заметно меньше.

Но основная причина – кризис. Бизнес-авиация очень дорогой вид трансфера. «Некоторые и вовсе стали продавать свои самолеты. Конечно, это сказывается на загрузке терминала в аэропорту Киев», – отмечает собеседник Mind, который сотрудничает с украинскими аэропортами.  

До кризиса в МА Киев обслуживали около 7000 рейсов деловой авиации в год, сейчас, по словам Дениса Костржевского, главы совета директоров МА Киев, загрузка упала почти на 50%. Это значит, что в день из/в этот аэропорт осуществляется около 10 рейсов. Немного, если принять во внимание, что данный аэропорт его арендатор ООО «МастерАвиа» развивал с прицелом на обслуживание бизнес-авиации. 

Например, в аэропорту Внуково, который обслуживает свыше 70% бизнес-авиации Москвы и области, ежедневно взлетает и приземляется около 100 бизнесджетов.

Небольшие региональные аэропорты на таких услугах почти ничего не зарабатывают. «В малых аэропортах VIP-персоны проводят несколько минут, для этого нет необходимости строить отдельный терминал», – говорит Евгений Трескунов, председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации «Аэропорты Украины».  «Обустраивать VIP-терминал аэропорту выгодно, только если через него будут проходить более 50 человек в сутки. У нас в среднем проходит около 150 в летний период, и около 120 – в зимний», – соглашается Наталья Кушниренко. 

М'яка посадка: як аеропорти заробляють на VIP-послугах?Фото DR

Особенности сервиса

Сколько стоит обустройство VIP-терминала? В МА Харьков переоборудование обошлось в $8 млн, в МА Киев – около $10 млн (в ценах 2013 года), по МА Борисполь отдельных данных нет – VIP-терминал строили вместе с терминалом D. 

Каждый год аэропорты расширяют перечень услуг: у клиентов есть возможность заказать еду из рестораны в VIP-лаундже, забронировать комнату для переговоров или отдыха, воспользоваться библиотекой, здесь могут организовать небольшое торжество. Часто такую услугу заказывают родственники, которые встречают родителей с новорожденным, были случаи, когда в терминале отмечали дни рождения, просили руки и пр.

«Мы храним в тайне все секреты. За все время у нас не было утечки информации и это очень ценят наши клиенты», – говорит Кушниренко. Это важное условие для работы такого VIP-сегмента и, судя по молчанию, которое хранят украинские аэропорты, его умеют соблюдать. 

Но работать украинским аэропортам еще есть над чем.  Например, опцию онлайн-бронирования предусматривает только сайт аэропорта Киев. В МА Борисполь и МА Харьков заказывать услугу нужно по телефону и желательно как минимум за два часа. 

Есть еще один минус украинских аэропортов – они слабо интегрированы в международные системы поиска и бронирования, о таких услугах аэропортов недостаточно хорошо проинформированы представители туристического бизнеса. На фоне европейский крупных аэропортов – это заметные недочеты

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно