Основатель Couchsurfing: «Мы как предприниматели хотим создавать что-то необычное и разделить наш запал с миром»
Кейси Фентон – о шеринговой экономике, Couchsurfing и других сервисах гостеприимства

Когда Кейси Фентону было 25 лет, он взломал внутреннюю сеть Университета Исландии, чтобы пообщаться со студентами и попроситься у них переночевать. Из 1500 исландцев свое жилье ему предложили около 100.
Возвращаясь домой в Бостон, он решил создать сервис гостеприимства под названием Couchsurfing, которым через почти 20 лет пользуются более 12 млн человек по всему миру. Во время фестиваля Connect Ukraine Mind удалось пообщался с Кейси Фентоном и узнать у него больше о Couchsurfing и других проектах, связанных с шеринговой экономикой, которыми он занимается.
– Каковы были ваши ожидания, когда вы запустили сайт Couchsurfing?
– Сначала я подумал: «Вот было бы замечательно, если бы я мог путешествовать и общаться с местными», потому что когда я это делал, происходили действительно удивительные вещи. Но тогда я сказал: «Знаете, что было бы еще круче? Если бы все могли это делать». Тогда я начал рассуждать, как может работать Couchsurfing – может, как социальная сеть с профилями, в которых будет отображаться репутация и рекомендации? Но я был уверен, что другие люди сочтут эту идею такой же интересной. как я.
Прошло пару лет, и тогда я наконец сказал: «Хватит, нужно это выяснить раз и навсегда». Таким образом, я оставил все другие проекты и начал программировать во всю силу. Это было в 2003 году. Когда я запустил Couchsurfing, в первый год зарегистрировалось 6000 человек, в следующем году – еще 20 000, каждый следующий год количество пользователей потроивалось.
– Понимали ли вы с самого начала, как сможете коммерциализировать этот проект и сделать его прибыльным?
– Я больше был озабочен тем, как удержать его на плаву. Думал не с точки зрения прибыли, а, скорее, с точки зрения стабильности. Я подумал, что это должна быть некоммерческая организация – это же как идея для общества. Тогда я очень мало знал о неприбыльных организациях и о том, насколько трудно им существовать в США, особенно в том штате, откуда я родом. В конце концов нам сказали: «Вы же вроде технологическая компания, а технологические компании не могут быть неприбыльными».
Пожалуй, можно сказать, что мы стабильно развивались с самого начала. Наша прибыль генерируется платой за верификацию – примерно $25 с человека, и компания всегда росла ровно настолько, насколько у нас хватало денег. Мы вышли на годовой доход в $2,5 млн в 2010 году, этого хватает на заработную плату сотрудникам, но не очень высокую, к сожалению. Мы разрабатываем технологически очень сложный сайт, а для этого нужны настоящие профессионалы. Постоянно стараемся удержаться несмотря на все трудности. Проект приносит прибыль, но она никогда не была фантастической.

Кейси Фентон
– Сколько раз вы меняли бизнес-модель Couchsurfing?
– Не очень много раз. Наша начальная бизнес-модель «Знакомься, делись жильем, путешествуй». Затем появилась функция встреч или местных сборов. Да и все. Бизнес-модель не менялась с самого начала, мы расширяем функционал, но основная идея та же.
– Couchsurfing – это прекрасный пример рыночной экономики. Работали ли вы еще над какими-нибудь проектами этого типа?
– Да, конечно. Сейчас я работаю над проектом, который называется Mastly. Его можно назвать шеринговым, так как он помогает людям делиться своими компаниями с другими. Обычно передача доли компании – это очень трудный процесс: нужен адвокат, несколько тысяч долларов, люди подписывают юридические и технические документы, которые даже не понимают. Мы как предприниматели хотим создавать что-то необычное, разделять наш запал с миром, чтобы люди работали вместе с нами над этим проектом.
Последнее очень трудно сделать, если вы не заключили правильных сделок. Нужно быть исключительным лидером и пользоваться доверием многих людей, чтобы построить бизнес на рукопожатии или соглашении на салфетке. Сначала вам говорят: «Я обещаю, что ты получишь 30% компании», а затем все летит кувырком, потому что детали сотрудничества были не вполне согласованы.

Кейси Фентон любит фотографироваться на диване
Многие компании из Fortune 1000 работают по этому принципу последние 20 лет. Они называют это Performance Equity. Что значит получать долю компании в зависимости от того, как много вы на нее работаете, а не по принципу фиксированных инвестиций.
– Возвращаясь к Couchsurfing, как вы относитесь к другим сервисам (вроде Airbnb), помогающим решить вопрос жилья во время путешествий?
– Я думаю, чем больше компаний, которые помогают людям открывать окружающий мир и познавать себя и других людей, – тем лучше. Такие компании, как Airbnb, на мой взгляд, ставят удобства на первое место: есть ли телевизор, фен или стиральная машина? Тогда как для Couchsurfing люди в приоритете: хочу ли я встретиться с этим человеком или с другим? И только когда вы ответили на этот вопрос, то можете спросить, какое у них жилье.
Конечно, это зависит от ваших туристических предпочтений и хотите ли вы общаться с местными жителями во время путешествия. Но Couchsurfing – это прежде всего люди, потом удобства, а Airbnb – это прежде удобства, а потом люди (или без них вообще). Они частично совпадают, и иногда могут заменять друг друга, но они имеют две разные цели: один – чтобы познавать мир и людей, а другой больше похож на гостиницу.
– А где вы остановились во время этого путешествия в Киев?
– В доме вашего бывшего президента (в резиденции Януковича «Межигорье». – Mind). Организаторы проекта Connect Ukraine Fest устроили нам там жилье. Я живу в летнем домике.
– Вы почти «закаучсерфили» бывшего президента Украины! А путешествовали вы с помощью своего сервиса когда-нибудь?
– Когда я впервые запустил Couchsurfing, ирония заключалась в том, что мне приходилось так много работать над серверами, что я не мог путешествовать. Теперь я с удовольствием делаю несколько недельных каучсерфингових поездок в год. Недавно я был на острове Пасхи. Даже там есть аж 52 каучсерфера.
Еще ездил на север Чили, а два года назад ездил в Барроу, это самая северная точка Аляски и соответственно США. Там в основном живут эскимосы и белые медведи. Еще «каучсерфил» в Инсбруке, Мюнхене, Осло. Это всегда очень весело!

Кейси Фентон
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].