Глава киностудии им. Довженко: «Из выделенных государством на кинопроизводство 500 млн грн мы получили только миллион»
Олесь Янчук рассказал, что ждет государственную киностудию в ближайшее время

В следующем году Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко отметит 90-летие. Но праздновать это событие, возможно, будет уже не Министерство культуры, которому сейчас подчинено предприятие, а частный инвестор. Фабрику, построенную в 1928 году для производства кино, недавно внесли в список объектов для приватизации. Продать киностудию планируется в ближайшие три года.
Mind встретился с генеральным директором киностудии Олесем Янчуком, который руководит киностудией с 2014 года, но работает с ней 33 года – он кинорежиссер и народный артист Украины. Олесь Янчук, в частности, рассказал, чем сейчас живет украинская фабрика грез, какие там строят планы на будущее и как эти планы коррелируются с приватизацией.
– Пожалуйста, расскажите подробнее об изменениях на киностудии.
– До 1990 года здесь работали 2600 человек, сейчас около 200. Киностудия снимала 12 полнометражных художественных фильмов, или 18–20 телесериалов в год, в целом за историю киностудии здесь сняли 1200 художественных фильмов. Но в последние годы почти ничего не снимаем. В прошлом году сняли один короткометражный фильм «Иллюзия» и один полнометражный -– «Сказка о деньгах». Это госзаказ. Сейчас на киностудии проходят съемки фильма «Тайный дневник Симона Петлюры». Это мой фильм, я его режиссер, а киностудия выступает партнером: предоставляет павильон, оборудование, костюмы и т. д. Бюджет фильма 48 млн грн, из которых половину дало государство. Остальное – меценаты и инвесторы, которых я нашел сам.
Фото: Александр Заднипряный для mind.ua
– Что мешает киностудии снимать больше фильмов?
– У киностудии плохое техническое состояние, в ее развитие никто не вкладывал деньги, наоборот, в последние годы у нее постоянно что-то забирают и закрывают. Например, забрали натурные площадка на Оболони под поле для гольфа и элитные дома, а на самой киностудии мои предшественники закрыли несколько цехов: макетный, лабораторный, цех комбинированных съемок и др. Здания не ремонтируют, серьезное оборудование последний раз здесь закупали 10 лет назад. Нам еще многое нужно: киностудия уже давно не предприятие с замкнутым циклом производства, часть услуг мы заказываем на стороне, например, звук в системе dolbi мы сводим на других студиях, арендуем цифровые камеры – у нас только одна.
В 2015 году мы просили 9 млн грн на ремонт, но нам дали 561 000 грн. Хватило на частичный ремонт крыш, но другие проблемы остались. Но самое главное: несмотря на то что киностудия государственная, государство нас не поддерживает. В прошлом году мы подавали на конкурс в Государственное агентство Украины по вопросам кино 12 сценариев, ни один из них не прошел. Причин мы не знаем – голосование на конкурсе тайное. В этом году из 500 млн грн, выделенных государством на кинопроизводство, студия получила лишь миллион на создание короткометражного фильма-дебюта. А 499 млн грн ушло на частные студии.
– Сколько нужно денег?
– Если скромно – 300 млн грн, такие инвестиции на модернизацию студии дали бы нам возможность снимать 10–15 фильмов в год. Если размахнуться на масштабный проект, который мы тоже разработали, то киностудии нужно около $150 млн.
Скромный вариант – это ремонт и закупка техники. Более дорогой проект включает еще и развитие территории – строительство мультиплекса с кинотеатром и развлекательной зоной, специальной улицы – мини-города, где можно было бы проводить съемки, а здания отдать под нужды студии: гримерки, номера для артистов. Здесь даже можно открыть детскую школу с профильным уклоном, туда же можно было бы перенести часть корпусов Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого.
«Мосфильму», например, правительство России в начале 2000-х выделило $154 млн на развитие, и сейчас «Мосфильм» полностью загружен работой.

– Есть спрос на фильмы киностудии?
– Продукт востребован, но большую часть наших фильмов, в том числе и прошлых лет, покупают российские телеканалы. А украинские кинотеатры и телеканалы не слишком интересуются. Почему? Потому что никто не хочет вкладывать в промо украинских фильмов деньги, а у киностудии нет на это средств.
– Киностудия – убыточное предприятие?
– Нет, не убыточное. Но зарабатывает мало, и все, что зарабатывает, тратим на ремонт и работу киностудии. В прошлом году чистый доход киностудии составил 22,4 млн грн. У киностудии, кстати, очень дорогие коммунальные услуги. Если отапливать все площади, то зимой счета будут доходить до 2 млн грн в месяц.
– За счет чего выживает киностудия?
– За счет оказания услуг: предоставляем помещения для съемок – у нас пять павильонов, в которых снимают фильмы, концерты, рекламные ролики и т. п. Цены у нас рыночные, снять павильон в среднем можно за 6000–8000 грн в день. Также мы изготавливаем реквизит, даем в аренду костюмы. А это не так мало, как кажется: аренда костюмов за этот год нам уже принесла около 5 млн грн.
– А что вы скажете о приватизации?
– Я не верю в приватизацию. Потому что нашей киностудией последние 10 лет активно интересуются девелоперы или строители. А как киностудия она им не нужна, им нужна территория для строительства элитной недвижимости. У киностудии почти 16 га земли, которая находится в центральной части города.Только участок может стоить около $200 млн. Это только земля.
У нас еще костюмов и реквизита на несколько десятков миллионов гривен – на киностудии более 100 000 единиц костюмов, около 30 раритетных авто, есть даже свой танк. И самый большой съемочный павильон в Европе – его площадь 3000 кв. м, там одновременно может работать несколько съемочных групп.
– Профильным иностранным инвесторам киностудия неинтересна?
– Почему же? Россияне постоянно интересуются. Но нужно ли продавать им нашу киностудию и делать здесь филиал, скажем, «Мосфильма»?
Если говорить о больших американских профильных компаниях, то они вряд ли к нам придут в ближайшее время. Я разговаривал с представителями ColumbiaPictures, они мне сказали, что их здесь пугает война и большая коррупция. Для них это риски. Хотя снимать кино у нас как минимум втрое дешевле, чем в той же Европе, и значительно дешевле, чем в США. Но надежда на профильного инвестора есть – мы вели предварительные переговоры с французскими продюсерами, которые тесно сотрудничают с тем же Голливудом, они готовят нам свои предложения.

Олесь Янчук
– Допускаете мысль о том, чтобы продать эту киностудию и построить другую, под Киевом?
– Недавно один очень богатый человек задал мне такой же вопрос. Я ему ответил: может, тогда и Киево-Печерскую лавру перенести в другое место – там земля еще дороже. Для меня это вещи одного порядка. Киностудия им. А. Довженко – намоленное место, она вдохновляет людей, здесь раскрылись многие талантливые кинематографисты. Разве можно это уничтожить?
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].