Глава киностудии им. Довженко: «Из выделенных государством на кинопроизводство 500 млн грн мы получили только миллион»

Глава киностудии им. Довженко: «Из выделенных государством на кинопроизводство 500 млн грн мы получили только миллион»

Олесь Янчук рассказал, что ждет государственную киностудию в ближайшее время

Цей текст також доступний українською
Глава киностудии им. Довженко: «Из выделенных государством на кинопроизводство 500 млн грн мы получили только миллион»
Олесь Янчук
Фото: Александр Заднипряный для mind.kiev.ua

В следующем году Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко отметит 90-летие. Но праздновать это событие, возможно, будет уже не Министерство культуры, которому сейчас подчинено предприятие, а частный инвестор. Фабрику, построенную в 1928 году для производства кино, недавно внесли в список объектов для приватизации. Продать киностудию планируется в ближайшие три года.

Mind встретился с генеральным директором киностудии Олесем Янчуком, который руководит киностудией с 2014 года, но работает с ней 33 года – он кинорежиссер и народный артист Украины. Олесь Янчук, в частности, рассказал, чем сейчас живет украинская фабрика грез, какие там строят планы на будущее и как эти планы коррелируются с приватизацией.

– Пожалуйста, расскажите подробнее об изменениях на киностудии.

– До 1990 года здесь работали 2600 человек, сейчас около 200. Киностудия снимала 12 полнометражных художественных фильмов, или 18–20 телесериалов в год, в целом за историю киностудии здесь сняли 1200 художественных фильмов. Но в последние годы почти ничего не снимаем. В прошлом году сняли один короткометражный фильм «Иллюзия» и один полнометражный -– «Сказка о деньгах». Это госзаказ. Сейчас на киностудии проходят съемки фильма «Тайный дневник Симона Петлюры». Это мой фильм, я его режиссер, а киностудия выступает партнером: предоставляет павильон, оборудование, костюмы и т. д. Бюджет фильма 48 млн грн, из которых половину дало государство. Остальное – меценаты и инвесторы, которых я нашел сам.

интервью с директором киностудии довженко

Фото: Александр Заднипряный для mind.ua

– Что мешает киностудии снимать больше фильмов?

– У киностудии плохое техническое состояние, в ее развитие никто не вкладывал деньги, наоборот, в последние годы у нее постоянно что-то забирают и закрывают. Например, забрали натурные площадка на Оболони под поле для гольфа  и элитные дома, а на самой киностудии мои предшественники закрыли несколько цехов: макетный, лабораторный, цех комбинированных съемок и др. Здания не ремонтируют, серьезное оборудование последний раз здесь закупали 10 лет назад. Нам еще многое нужно: киностудия уже давно не предприятие с замкнутым циклом производства, часть услуг мы заказываем на стороне, например, звук в системе dolbi мы сводим на других студиях, арендуем цифровые камеры – у нас только одна.

В 2015 году мы просили 9 млн грн на ремонт, но нам дали 561 000 грн. Хватило на частичный ремонт крыш, но другие проблемы остались. Но самое главное: несмотря на то что киностудия государственная, государство нас не поддерживает. В прошлом году мы подавали на конкурс в Государственное агентство Украины по вопросам кино 12 сценариев, ни один из них не прошел. Причин мы не знаем – голосование на конкурсе тайное. В этом году из 500 млн грн, выделенных государством на кинопроизводство, студия получила лишь миллион на создание короткометражного фильма-дебюта. А 499 млн грн ушло на частные студии.

– Сколько нужно денег?

– Если скромно – 300 млн грн, такие инвестиции на модернизацию студии дали бы нам возможность снимать 10–15 фильмов в год. Если размахнуться на масштабный проект, который мы тоже разработали, то киностудии нужно около $150 млн.

Скромный вариант – это ремонт и закупка техники. Более дорогой проект включает еще и развитие территории – строительство мультиплекса с кинотеатром и развлекательной зоной, специальной улицы –  мини-города, где можно было бы проводить съемки, а здания отдать под нужды студии: гримерки, номера для артистов. Здесь даже можно открыть детскую школу с профильным уклоном, туда же можно было бы перенести часть корпусов Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого.

«Мосфильму», например, правительство России в начале 2000-х выделило $154 млн на развитие, и сейчас «Мосфильм» полностью загружен работой.

интервью с директором киностудии довженко
Фото: Александр Заднипряный для mind.ua

– Есть спрос на фильмы киностудии?

– Продукт востребован, но большую часть наших фильмов, в том числе и прошлых лет, покупают российские телеканалы. А украинские кинотеатры и телеканалы не слишком интересуются. Почему? Потому что никто не хочет вкладывать в промо украинских фильмов деньги, а у киностудии нет на это средств.

– Киностудия – убыточное предприятие?

– Нет, не убыточное. Но зарабатывает мало, и все, что зарабатывает, тратим на ремонт и работу киностудии. В прошлом году чистый доход киностудии составил 22,4 млн грн. У киностудии, кстати, очень дорогие коммунальные услуги. Если отапливать все площади, то зимой счета будут доходить до 2 млн грн в месяц.

– За счет чего выживает киностудия?

– За счет оказания услуг: предоставляем помещения для съемок – у нас пять павильонов, в которых снимают фильмы, концерты, рекламные ролики и т. п. Цены у нас рыночные, снять павильон в среднем можно за 6000–8000 грн в день. Также мы изготавливаем реквизит, даем в аренду костюмы. А это не так мало, как кажется: аренда костюмов за этот год нам уже принесла около 5 млн грн.

– А что вы скажете о приватизации?

– Я не верю в приватизацию. Потому что нашей киностудией последние 10 лет активно интересуются девелоперы или строители. А как киностудия она им не нужна, им нужна территория для строительства элитной недвижимости. У киностудии почти 16 га земли, которая находится в центральной части города.Только участок может стоить около $200 млн. Это только земля.

У нас еще костюмов и реквизита на несколько десятков миллионов гривен – на киностудии более 100 000 единиц костюмов, около 30 раритетных авто, есть даже свой танк. И самый большой съемочный павильон в Европе – его площадь 3000 кв. м, там одновременно может работать несколько съемочных групп.

– Профильным иностранным инвесторам киностудия неинтересна?

– Почему же? Россияне постоянно интересуются. Но нужно ли продавать им нашу киностудию и делать здесь филиал, скажем, «Мосфильма»?

Если говорить о больших американских профильных компаниях, то они вряд ли к нам придут в ближайшее время. Я разговаривал с представителями ColumbiaPictures, они мне сказали, что их здесь пугает война и большая коррупция. Для них это риски. Хотя снимать кино у нас как минимум втрое дешевле, чем в той же Европе, и значительно дешевле, чем в США. Но надежда на профильного инвестора есть – мы вели предварительные переговоры с французскими продюсерами, которые тесно сотрудничают с тем же Голливудом, они готовят нам свои предложения.

интервью с директором киностудии довженко
Олесь Янчук
Фото: Александр Заднипряный для mind.ua

– Допускаете мысль о том, чтобы продать эту киностудию и построить другую, под Киевом?

– Недавно один очень богатый человек задал мне такой же вопрос. Я ему ответил: может, тогда и Киево-Печерскую лавру перенести в другое место – там земля еще дороже. Для меня это вещи одного порядка. Киностудия им. А. Довженко – намоленное место, она вдохновляет людей, здесь раскрылись многие талантливые кинематографисты. Разве можно это уничтожить?

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно