Не стойте над душой: как определить, что вы микроменеджер и избавиться от этой «болезни»
Почему микроменеджмент – это плохая привычка, и как изменить свой подход к управлению командой

Микроменеджмент – это болезнь многих руководителей XXI века. Ее основное проявление – слишком детальный контроль за работой подчиненных. И хотя никто не любит, когда у них над душой стоит «контролер», многие из нас даже не подозревают, что мы сами часто грешим тем же по отношению к другим. Предлагаем вам проверить, являетесь ли вы микроменеджером, и узнать, каким образом можно искоренить этот недостаток. По материалам Harvard Business Review.
Никто не любит быть подконтрольным. Это огорчает, деморализует и демотивирует. Но некоторые руководители просто не могут удержаться. Трудно постоянно находиться рядом с боссом, который вам не доверяет и проверяет каждый шаг, но что, если вы сами ведете себя как микроменеджер?
Как и большинство микроменеджеров, вы, скорее всего, даже не осознаете, что занимаетесь этим. Для начала подумайте, наблюдаются у вас эти «симптомы»:
• вы никогда не удовлетворены результатами работы своих сотрудников;
• вы часто огорчаетесь, потому что обязательно выполнили бы эту задачу по-другому;
• вы очень погружаетесь в детали и с гордостью (или болью) вносите исправления;
• вам обязательно нужно знать, где находятся члены вашей команды и над чем они работают;
• вы постоянно требуете отчетов о статусе выполненной работы;
• вы просите подчиненных ставить вас в копию электронной переписки.
Давайте откровенно. Быть внимательным к деталям и быть уверенным, что работа сделана вовремя, – важно. Поэтому все приведенное в перечне можно считать необходимыми чертами менеджеров. Проблема микроменеджеров заключается в том, что они подходят к выполнению каждого задания со всей своей настойчивостью и обязательно осуществляют личный контроль несмотря на то, есть для этого причина или нет. Но не стоит делать это постоянно. Суть в том, что стоит остановиться. Это только вредит командному духу и в конечном счете производительности.
И хотя микроменеджмент может обеспечить хорошие краткосрочные результаты, со временем он будет негативно влиять на вашу команду, организацию и на вас в том числе. Ваша производительность падает, вы теряете время, необходимое для выполнения действительно важных вещей. Вы создаете условия, в которых команда не сможет функционировать в ваше отсутствие и без вашего контроля.
Что же делать, чтобы перестать быть микроменеджером? Вот четыре полезные стратегии:
1. Переступить через себя. Все мы можем найти рациональное оправдание своим поступкам, то же касается и микроменеджеров. Вот несколько самых распространенных оправданий, которые применяют хронические микроменеджеры, и что они значат на самом деле:
– Будет быстрее, если я сам это сделаю / Они все равно неправильно все сделают.
– На кону слишком многое, чтобы это можно было кому-то доверить / Я не верю, что кто-то сможет выполнить работы по моим высоким стандартам.
– Если я не проконтролирую, то что-то пойдет не так / Однажды я не досмотрел и все пошло кувырком.
– Мой начальник хочет, чтобы я был задействован в работе команды / Если я не буду задействован, как еще я докажу свою ценность для организации?
Вместо того чтобы оправдывать себя как микроменеджера, подумайте лучше, как избавиться от этой дурной привычки.
2. Отпустите. Разница между менеджментом и микроменеджментом заключается в фокусе на «микро». Основная идея заключается в том, чтобы перестать волноваться по мелочам. Может быть трудно, но делайте это постепенно. Начните с собственного списка дел и определите, какие несложные задачи можно доверить кому-то из команды. Обсудите, какой уровень детализации вам нужен и в каком случае вас надо привлекать. Расставьте приоритеты в своем списке задач и убедитесь, что больше сил вы тратите на те дела, которые приносят больше пользы вашей организации.
3. Объясняйте «что», а не «как». Нет ничего плохого в том, чтобы иметь определенные ожидания относительно проделанной работы. Но есть принципиальная разница между тем, чтобы иметь общие ожидания, и диктовать, как их реализовать. Ваша задача заключается в том, чтобы создать условия для успешного выполнения задач, которые вы ставите. Передайте свое видение финального результата, но не давайте пошаговых инструкций. Если сомневаетесь, поставьте задачу и спросите у подчиненных, как они собирается ее выполнить. Вы можете очень удивиться их подходу, который может быть хоть и другим, но вести к не менее замечательным результатам.
4. Старайтесь победить (почти всегда). Главная движущая сила микроменеджмента – это ваш страх перед неудачей. Когда вы нагнетаете, ваши сотрудники перенимают «навязанную беспомощность» и начинают верить, что единственный способ от нее спастись – делать то, что вы говорите. Это замкнутый круг. Вместо этого сосредоточьтесь на том, чтобы настроить всех на успех. Обеспечивайте ресурсами, информацией и поддержкой, которая необходима для достижения целей. Со временем вы поймете, что маленькие потери обеспечат вам хорошую работу в долгосрочной перспективе.
Так же, как никто не хочет быть слишком подконтрольным, никто не хочет быть микроменеджером-негодяем. Стремясь сосредоточиться на общей картине и на мотивации своих сотрудников, вы сможете переориентировать свои усилия на то, чтобы стать эффективным менеджером, которым вы можете быть.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].