«Размочили» энергетику: Фонд госимущества продал три из восьми пакетов энергокомпаний

«Размочили» энергетику: Фонд госимущества продал три из восьми пакетов энергокомпаний

Какова судьба других энергообъектов?

Цей текст також доступний українською
«Размочили» энергетику: Фонд госимущества продал три из восьми пакетов энергокомпаний
Фото Shutterstock

Фонду госимущества Украины (ФГИУ) на прошлой неделе удалось продать блокирующие пакеты акций трех из восьми энергетических компаний, которые были выставлены на биржевые аукционы. Все три пакета – ПАО «Донецкоблэнерго», ПАО «Западэнерго» и ПАО «Киевэнерго» – купила кипрская компания Ornex, входящей в группу СКМ мажоритарного владельца этих энергокомпаний Рината Ахметова.

По какой цене продали? По ПАО «Донецкоблэнерго» и ПАО «Киевэнерго» была оплачена стартовая цена – 143,8 млн грн и 759,6 млн рн соответственно, ведь структуры Ахметова стали единственными, кто изъявил желание купить эти пакеты. Цена ПАО «Западэнерго» выросла почти на 20% – с 347,6 млн до 417,16 млн грн, потому что за этот объект с Ornex соревновалась инвестиционная группа «Конкорд Капитал». В общем Ринат Ахметов заплатил за три пакета 1 млрд 320, 56 млн грн.

Таким образом, непосредственные компании Ахметова и аффилированные с ними структуры пока владеют 96,5% акций ПАО «Донецкоблэнерго», 97,2% акций ПАО «Западэнерго» и 97,4% ОАО «Киевэнерго».

Почему только три компании? Ахметов мог бы купить еще и блокирующие пакеты акций «ДТЭК Днепроэнерго» и «ДТЭК Днепрооблэнерго», но специалисты ФГИУ, когда назначали аукцион, не поинтересовались сроками действия лицензий бирж. И 17 августа – фактически накануне аукциона по этим двум компаниям – выяснилось, что у Киевской международной фондовой биржи просрочена лицензия. Поэтому аукцион перенесли на 31 августа, а пройти он должен на ПФТС.

Что касается других компаний – ОАО «Донбассэнерго», ОАО «Одессаоблэнерго» и ОАО «Сумыоблэнерго», как и прогнозировали эксперты, ранее опрошенные Mind, желающих приобрести их не нашлось. Впрочем, до конца августа фонд попытается их еще раз выставить на аукцион.

Действительно ли есть заинтересованность в украинской генерации? Для экспертов рынка стало неожиданностью, что на генерирующие компании, где Ринат Ахметов владеет более 70% пакетов акций, найдутся и другие претенденты. И не только из-за присутствия ДТЭК, но и потому, что придется вместе решать вопросы с поставками угля, в том числе дефицитного антрацита. Например, это касается «ДТЭК Днепроэнерго», где две из трех ТЭС – Криворожская и Приднепровская – работают именно на антраците.

Тем не менее интерес к 25% ПАО «Западэнерго» проявила довольно мощная инвестиционная группа «Конкорд Капитал». Вероятнее всего, это связано с тем, что в состав ПАО «Западэнерго» входит Бурштынская ТЭС, откуда в Восточную Европу идут магистральные линии электропередач, поставляя электроэнергию на экспорт. Впрочем, прямую связь подтвердить не удалось.

Что мешает удачным торгам? Глава «Конкорд Капитал» Игорь Мазепа назвал генерирующие активы просто «интересными». «Если посмотреть на их стоимость, соотношение капитализации к установленной мощности, они очень низкие по сравнению с соответствующими показателями энергогенерирующих компаний Восточной Европы. Проблема отношения инвесторов к Украине и проблема статуса миноритарных акционеров, я надеюсь, очень скоро иссякнет. Тогда уже через несколько лет мы будем жалеть, что не решились инвестировать сегодня», – объяснил позицию глава группы.

Также Игорь Мазепа рассказал, что сразу после объявления ФГИУ аукционов «Конкорд Капитал» связался с фондами, которые инвестировали и инвестируют в украинский фондовый рынок. Особого интереса они не проявили. В то же время, как отмечает Мазепа, «мы получили твердую заявку от одного фонда – портфельного инвестора. Поэтому «Конкорд Капитал» не исключает своего участия в других аукционах

Что касается ПАО «Донбассэнерго», то чуда не произошло: им не заинтересовались даже его мажоритарные собственники. ФГИУ прогнозировал такую ​​ситуацию, ведь «предложенная фондом цена в разы выше той, по которой акции «Донбассэнерго» пока торгуются на рынке», – сообщил перед аукционом и. о. председателя фонда Дмитрий Парфененко.

«Там основная часть активов находится на неконтролируемых территориях. Вряд ли кто-то рискнет», – поддержал своего начальника заместитель председателя ФГИУ Юрий Никитин. Тем не менее 22 августа 25% акций «Донбассэнерго» вновь попытаются продать на бирже.

Впрочем, тот факт, что ПАО «Донецкоблэнерго» тоже находится на неконтролируемой территории, не смутил Рината Ахметова. Он приобрел блокирующий пакет по стартовой цене. Напомним, эксперт Светлана Голикова накануне предполагала, что после освобождения оккупированной территории Донбасса местные активы могут стремительно подорожать.

По словам Мазепы, аукционы были объявлены в слишком короткие сроки – менее чем за месяц до проведения. К тому же сейчас многие инвесторы находятся в отпусках, что также снизило интерес к приватизации отечественных энергообъектов.

Как решить «русский» вопрос? Выставляя на аукцион ПАО «Одессаоблэнерго», ФГИУ не очень надеялся на удачные торги. Ведь мажоритарные собственники, группа VS Energy россиян Александра Бабакова и Евгения Гиннера, понимали, что их до аукциона не допустят.

ФГИУ в этом вопросе придерживается положений закона о приватизации госимущества относительно недопуска к торгам резидентов страны-агрессора и обеспечивает выполнение этих условий. «У «Одессаоблэнерго» есть еще один миноритарный акционер – потенциальный покупатель, однако у него сейчас тяжелое финансовое положение», – пояснил Юрий Никитин. Правда, не назвал потенциального покупателя.

Возможно, для блокпакетов акций таких компаний, где мажоритарные собственники происходят из страны-агрессора, будет сформирован другой механизм продажи. Например, меньшими частями. Но пока об этом рано говорить, уточнил Никитин. Вторая попытка продать «Одессаоблэнерго» состоится сегодня.

ПАО «Сумыоблэнерго», где почти 70% принадлежит Константину Григоришину, могло быть продано еще 16 августа. Тогда фонд объявил, что не поступило заявлений. А вот Игорь Мазепа из «Конкорд Капитал» говорит, что они просто «технически не успели зафиксировать заявку». Повторный аукцион по «Сумыоблэнерго» назначен на 23 августа.

Не продешевил ли фонд госимущества? В экспертной среде постоянно идет дискуссия, справедливо ли оценены украинские энергетические активы. А нардеп Владимир Арьев уже заявил, что обратится к премьер-министру Владимиру Гройсману с запросом о соответствии рыночным условиям тех цен, по которым Ринат Ахметов приобрел ПАО «Киевэнерго» и ПАО «Западэнерго».

Сторонники как выводов «по дешевке», так и «дорого» приводят кучу аргументов в свою пользу. Понятно, что после объявления конкурсов фонд столкнулся с критикой в ​​свой адрес. Его обвинили в том, что цены в пересчете на одну акцию меньше, чем текущие котировки Украинской биржи (УБ).

В ФГИУ объясняют, что при определении аукционных цен учитывался средний курс за последние полгода. «По «Днепроэнерго» средний курс был 442 грн за акцию, а мы выставили по 488 грн, по «Западэнерго» – 96,88 грн, а мы ставим по 108 грн, так что премия (для государства – Mind) есть в наличии» – определил Юрий Никитин.

Кто и что влияет на цену? Дмитрий Парфененко обратил внимание на то, что объемы торгов на УБ накануне аукционов, на которые ссылаются критики, были минимальны. И это надо учитывать, поскольку при таких объемах есть вероятность манипулирования стоимостью.

«Проводится искусственное соглашение в 0,5% акций, и покупается или по завышенной или по заниженной цене. Но это не значит, что эти 0,5% можно экстраполировать на все 100% или 25% – так оно не работает», – объясняет Парфененко. В качестве примера он называет торги акциями ПАО «Киевэнерго»: накануне торгов они подскочили с 8 до 13 грн за одну акцию, но биржевая сделка составила всего 500 штук акций.

И.о. председателя ФГИУ призывает все стороны реально оценивать ситуацию. По его словам, сразу после аукционов на биржах акции всех генерирующих компаний, которые продавал фонд, упали на 10–20% и вернулись к своим средним котировкам. ФГИУ на аукционах продал акции «Киевэнерго» по 28,04 грн за штуку, «Западэнерго» – по 130,46 грн за штуку, ПАО «Донецкоблэнерго» – по 8,78 грн за штуку, при том что последняя биржевая цена была зафиксирована 26 мая 2017 по цене 5,9 грн за акцию.

В «Конкорд Капитал» аукционные цены на облэнерго тоже считают заниженными. Но отмечают, что для подорожания необходимы определенные условия. «Могу отметить, что активы сейчас выставляются по бросовой цене. Например, очень привлекательными для инвестора выглядели бы облэнерго, если бы в Украине была введена предлагаемая модель стимулирующего тарифообразования – RAB-тарифы», – отметил Игорь Мазепа.

Почему RAB-тарифы не утверждены? НКРЕКП очень внимательно последние полтора года рассматривала вопрос введения RAB-тарифов, позволяющих включить инвестиционную составляющую в тариф облэнерго. Но есть одна проблема, на которую в предыдущем материале Mind обратил внимание эксперт Александр Харченко: в отличие от ФГИУ, чьи расчеты базируются на биржевых котировках, в НКРЕКП стоимость основных фондов облэнерго почему-то достигает десятков миллиардов гривен. И именно на них начисляется инвестиционный процент возмещения по системе RAB-тарифов. А это, в свою очередь, означает бешеный рост тарифов для потребителей. Прежде всего – для населения.

Поэтому 9 августа на заседании правительства Владимир Гройсман заявил, что правительство не поддерживает введение RAB-тарифов в таком виде, поскольку формула их расчета не соответствует принципам прозрачности. И в результате может привести к излишним затратам граждан на электроэнергию.

Почему продаем именно сейчас? Такую масштабную приватизацию энергообъектов ФГИУ объявил впервые с 2012 года. Общая стоимость пакетов всех восьми предприятий составляет 4,1 млрд грн, или $ 157 млн. И 1,32 млрд грн фонд уже получил.
Хотя во время большой энергоприватизации «в 2011–2012 годах соответствующий объем акций принес бы как минимум вдвое больше – $350–400, или 9–11 млрд грн, – пишет член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – Так, фактически сегодня приватизация облэнерго осуществляется для отчета перед кредиторами Украины (МВФ), а также с учетом политических договоренностей существующих финансово-промышленных групп».
Вопрос, почему эти объекты не выставили на продажу пять-шесть лет назад и не получили 11 млрд грн в бюджет, надо задавать тогдашнему премьер-министру Николаю Азарову, министру энергетики Юрию Бойко и председателю ФГИУ Александру Рябченко. А сегодня уже другая ситуация.
Каких торгов ждать дальше? Руководство ФГИУ накануне откровенно заявило, что рассчитывает продать не все, а лишь «большинство из восьми выставленных пакетов», и понимает, что эти торги не станут прорывом в приватизации, и ждать больших сумм и мощных иностранных инвесторов не стоит.
Дмитрий Парфененко говорит, что выставить другие привлекательные объекты на приватизацию пока нет возможности. Поэтому даже такая биржевая продажа энергокомпаний позволит приблизиться к выполнению бюджетного плана приватизации – 17,1 млрд грн, что соответствует решению правительства и меморандума украинских властей с Международным валютным фондом.
«Если имеющиеся мажоритарные собственники купят пакеты оставшихся акций, это будет не более чем доплата за покупку контрольного воздействия, которое они уже получила раньше», – пояснил Дмитрий Парфененко. «У нас запланировано по каждому из этих объектов еще по две торговые сессии до конца этого месяца. А значит, эти объекты могут быть реализованы в августе», – добавляет Юрий Никитин.
После этого торги будут приостановлены, так как в августе заканчивается летний срок действия их оценки. Новая оценка связана с дополнительными финансовыми затратами. А также – с риском, что владельцы могут затянуть этот процесс. Впрочем, учитывая, что торги по «ДТЭК Днепроэнерго» и «ДТЭК Днепрооблэнерго» назначены на 31 августа, по крайней мере предварительной договоренности о продаже ФГИУ и Ринат Ахметов таки достигли.
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно