Как мобильные операторы зарабатывают на интернете вещей

Как мобильные операторы зарабатывают на интернете вещей

И каким образом датчики на хвостах коров, в зубных щетках, автомобилях и другие умные гаджеты упрощают жизнь бизнесу и простым украинцам

Этот материал также доступен на украинском
Как мобильные операторы зарабатывают на интернете вещей
Фото Shutterstock

$1,7 трлн – такого оборота достигнет мировой рынок IoT (интернета вещей) уже в 2017 году, прогнозируют в Gartner. Кусок этого пирога достанется и украинским мобильным операторам. Mind выяснял, как эти некогда фантастические технологии сегодня облегчают жизнь бизнесу и простым украинцам, а мобильные операторы наращивают доходы от оказания М2М-услуг.

Как Украина подключалась к интернету вещей? Одну из ныне трендовых ниш IoT – Machine-to-Machine (M2M, или телематику) сотовые гиганты начали осваивать еще в начале нулевых. «Первый М2М-клиент появился у «Киевстара» в конце 2002 года. Это была охранная компания, для которой мы разработали два первых тарифных плана: для охраны стационарных и  подвижных объектов. SIM-карты уже тогда устанавливались в оборудование сигнализации. В то время это казалось фантастикой: ведь даже мобильные телефоны были далеко не у всех», – вспоминает  менеджер по маркетингу «Киевстара» Евгений Берус.

По подсчетам  аcсоциации GSMA Intelligence, во втором квартале  2017-го в нашей стране было уже почти 2,14 млн активных SIM-карт телематики. В последние восемь лет их число в среднем росло на 50%.

Как мобильные операторы зарабатывают на интернете вещей

55% рынка ныне держит «Киевстар». Его коллеги также наращивают базу. «Прирост количества М2М-подключений в этом году на 50% больше, чем в предыдущем», – рассказывает начальник отдела бизнес-услуг «Vodafone Украина» Елена Пидгирная.  

В пресс-службе lifecell поясняют: «М2М – один из самых быстро растущих  сегментов. Начиная с 2015 года мы можем говорить о стабильном росте этого бизнеса в два раза год от года».

Ключевые драйверы динамики подключений. Это прежде всего возможность контроля и автоматизации бизнес-процессов, позволяющая оптимизировать затраты, полагают в «Киевстаре» и lifecell.

По мнению Елены Пидгирной, также стимулами стали пять факторов: «Массовое распространение интернета (по результатам II квартала 2017 года 3G услуги Vodafone доступны порядка 70% жителей Украины). Рост проникновения смартфонов, которые в этой сфере выполняют роль пультов для IoT. Ежегодное снижение стоимости интернет-сенсоров, а соответственно, и  устройств в среднем на 30%. Запуск специализированных продуктов и тарифных предложений (в октябре прошлого года Vodafone представил целую линейку диверсифицированных тарифов IoT для различных потребностей стоимостью от 7 до 50 грн в месяц). Регулярные значительные инвестиции в развитие IoT крупных игроков мирового рынка». 

Кто заказывает телематику? Пока основные потребители М2М-услуг – корпоративные клиенты. «На текущий момент 94% пользователей – В2В-сегмент», – раскрывает цифры Евгений Берус из «Киевстара».

«Если раньше М2М-клиентами были большей частью крупные компании и корпорации, то сейчас мы видим наибольший прирост в сегментах малого и среднего бизнеса. Возможно, одним из факторов стал вывод на рынок доступных IoT тарифов», – уточняет начальник отдела бизнес-услуг «Vodafone Украина».

Впрочем, по словам спикеров, в последнее время наблюдается рост подключений и в среде В2С. «Спрос на IoT- решения среди частных клиентов растет даже стремительнее, чем можно было спрогнозировать еще год назад», – рассказывает Елена Пидгирная.

В «Киевстаре» считают, что потенциал В2С очень велик. «В нашей стратегии развития IoT мы делаем большой акцент на развитие В2В2С. Это сегмент В2В клиентов, который предлагает решения на В2С рынке. Мы инвестируем наши возможности в партнерские отношения с перспективными компаниями, развивающими IoT на украинском и мировом уровне для создания совместных продуктов, которые сделают жизнь людей лучше, а ведение бизнеса проще», – рассказывает Евгений Берус.

Зачем бизнес и простые украинцы платят за пользование SIM-картами телематики? «Сфера применения M2M очень широкая: безопасность (системы оповещения, контроля, сигнализации); мониторинг транспортных средств, сотрудников, устройств, определение местонахождения ребенка или домашнего животного; энергоэффективность; оптимизация деятельности (разработка маршрутов, передача данных, которые используются в торговле и т. п.)», – рассказывают в lifecell.

По данным «Vodafone Украина», наибольшие темпы роста (более 50%) в прошлом году «продемонстрировали» охранные системы, сигнализации для автомобилей, умный дом, тревожные кнопки. «Сигнализации, регуляторы температуры и освещения в квартире, чайники и даже зубные щетки сегодня могут быть подключены к мобильному интернету», – поясняет Елена Пидгирная.  

В «Киевстаре» приводят конкретный пример. «Совместно с компанией GoGPS ME мы запустили продукт kidwatch. Это детские умные часы с GPS-маяком, возможностью совершения и принятия звонков, а также многочисленными датчиками и сенсорами. В отличие от китайских аналогов, этот продукт имеет украинское программное обеспечение, сервера и сертификацию. Это законченное End-to-End решение, готовое к использованию «из коробки». Клиенту не нужно будет покупать SIM-карту и делать какие-либо настройки часов – достаточно установить программу на телефон, ввести серийный номер часов и устройство готово к работе. Именно такие End-to-End решения будут пользоваться спросом в будущем», – полагает Евгений Берус.

Какие отрасли уже активно пользуются М2М? «Традиционно большая часть М2М-подключений приходится на финансовый сектор, торговлю, транспорт и энергетику, – рассказывает Елена Пидгирная. – Очень перспективное направление М2М в мире – автомобильная промышленость. Толчком к развитию этого сектора явилось приобретение компанией Vodafone в августе 2014 года Cobra Group (лидера в области противоугонных систем, автомобильной безопасности и автострахования). Для Украины это тоже весьма интересное направление, особенно противоугонные сервисы».       

Также, по ее словам, в последний год М2М-решения активно внедряются в агропромышленном комплексе и ЖКХ: «Агросектор начинает удивлять разнообразием – от систем полива до датчиков измерения готовности зерна к помолу. Один из самых необычных глобальных кейсов Vodafone – внедренное партнерское решение Vodafone Ireland – MooCall. Это датчик-сигнализатор о начале родов у крупного рогатого скота, который закрепляется... на хвосте коровы. Дело в том, что коровы начинают специфические движения хвостом накануне родов, эти движения фиксируют датчики. Таким образом, животноводы мгновенно получают информацию о начале родов и могут оказать необходимую помощь животному, где бы оно в этот момент не находилось».

Еще один интересный пример в АПК – комплексное М2М-решение для одного из крупнейших производителей мяса птицы в Украине. Это система мгновенного реагирования на датчики и события, которая включает и видео-мониторинг курятников на базе 3G-сети «Vodafone Украина».

Начинают осваивать технологию и различные стартапы. «Успех стартапа зависит не только от бизнес-идеи, а и от скорости ее воплощения в жизнь. Поэтому они очень активны в плане экспериментов и внедрения новых решений. Там полностью отсутствует бюрократия, что позволяет запускать проекты в самые кратчайшие сроки», – рассказывает Евгений Берус.

Сколько стоит удовольствие? Мобильные операторы предлагают разные тарифы для корпоративных и частных клиентов. Для В2В у «Киевстара» – тарифная линейка от 10 до 100 грн в месяц, у «Vodafone Украина» – от 7 до 50 грн.

Для В2С «Киевстар» предлагает пакет за 30 грн в месяц,  «Vodafone Украина» – от 45 до 90 грн. У lifecell единые тарифы для частных и корпоративных клиентов – от 8 до 25 грн в месяц.

Стоимость пакетов зависит от количества SMS, голосовых минут, объема мобильного трафика и дополнительных уникальных предложений.

Каковы доходы мобильных операторов от М2М? Спикеры не раскрывают точные данные. В  «Киевстаре» нам сообщили, что по итогам II квартала 2017-го они выросли в доходах на 25% в В2В и на 80% в В2С по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В пресс-службе lifecell говорят, что  за последний год их доходы от услуги М2М увеличились почти в два раза.

Отталкиваясь от числа SIM-карт, размеров тарифов, рыночной доли игроков можно очень ориентировочно подсчитать, что ныне все операторы зарабатывают около 54 млн грн в месяц и 600 млн в год. Половина «пирога» достается «Киевстару».

Перспективы М2М в Украине. Мобильные операторы рассчитывают на значительный рост интернета вещей в Украине. «M2M будет развиваться, так как у этой технологии нет уровня «насыщения». Будет создаваться новое оборудование, процессы и технологии, улучшающие качество жизни людей и ведение бизнеса», – уверен Евгений Берус.

«Пока по темпам роста М2М-подключений и доходов Украина отстает от Европы, даже от таких близких стран, как Венгрия, Румыния или Чехия. Однако в 5-летней перспективе наша страна имеет шанс догнать своих соседей и к 2020 году выйти на уровень 5 млн М2М-подключений, сравнимый с прогнозами по рынкам стран Восточной Европы», – полагает Елена Пидгирная.  

В lifecell полагают, что в дальнейшем успех будет зависеть от того, насколько телеком-операторы и IT- бизнес сумеет наполнить технологию инструментами принятия решений и анализом, предложить клиентам программные платформы оптимизации бизнеса. Это может подстегнуть рост М2М-подключений и запуск 4G. Хотя для большинства устройств достаточно 3G-скорости. «Однако с ростом популярности таких услуг, когда понадобится обслуживать огромное количество подключенных устройств, которые генерируют много трафика, 4G – более подходящая технология для интернета вещей», – поясняет начальник отдела бизнес-услуг «Vodafone Украина».

В «Киевстаре» рассказывают, что на 4G у них очень большие планы по росту IoT: «В Украине очень много талантливых инженеров, которые в период отсутствия 3G-технологий смогли написать коды и оптимизировать работу устройств под GPRS/EDGE-технологии. Поэтому запуск 3G не дал лавинообразного роста. Безусловно, потребность в 3G для IoT есть, но по сравнению с базой, которая научилась работать на низких скоростях, эта потребность не такая большая».

Что может мешать активному росту телематики? Как и в других сферах, палки в колеса ставит «предсказуемость» политической воли и роста макроэкономических показателей.

В lifecell выделяют такие факторы: «Во-первых, сдерживание развития телекоммуникационных услуг, а именно возможности операторов расширять и улучшать сеть. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день украинский рынок телекоммуникаций  обладает  одним  из самых низких ARPU в мире. С одной стороны, связь стала доступна каждому, с другой – операторы ограничены в инвестировании в развитие сети/улучшении ее качества».

Во-вторых, несмотря на то, что Украина имеет огромный потенциал для развития IT-рынка, наши разработчики в большей степени заняты в аутсорсинге услуг, и операторы не видят на рынке большого числа решений от украинских разработчиков. В то же время рынок нуждается в этих новинках. «Есть два сценария развития: либо на рынке появятся украинские компании, способные предложить решения для телеметрии, либо на рынок зайдут игроки из других стран», – утверждают в lifecell.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате