«Сжиженная диверсия»: почему дорожает газ для авто

«Сжиженная диверсия»: почему дорожает газ для авто

Кто в этом виноват и будет ли наказан

Цей текст також доступний українською
«Сжиженная диверсия»: почему дорожает газ для авто
Фото Shutterstock

В Украине резко подорожал сжиженный газ – LPG. Его используют как автомобилисты, так и бытовые потребители – в местностях, куда не дошла централизованная газификация. В августе цены выросли с 11 грн/л до 17 грн/л. При этом последние 10 дней цены ежедневно увеличивались на 50–70 коп./литр.

Аналитики рынка почти с начала месяца предупреждали о дефиците ресурса и, как следствие, ожидаемом подорожании в пиковый сезон спроса. Впрочем, премьер-министр Владимир Гройсман только 29 августа на заседании правительства озвучил эту проблему и сразу же назвал рост цен «диверсией».

После этого глава правительства дал задание Антимонопольному комитету, Государственной фискальной службе, Нацполиции и Генпрокуратуре, а также Минтопэнерго и Минэкономики разобраться с ситуацией и принять меры по снижению цены в срок до 15 сентября.

«Это последствие монополии. Сейчас я требую от АМКУ более решительных действий, а еще прошу всю информацию – сколько было трейдеров, кто сегодня работает на рынке, источники поставки – и эту статистику я положу на стол президенту Украины. А сейчас необходимо достичь четкой договоренности с участниками [рынка], они должны принять меры по минимизации цен в ближайшие недели», – заявил Владимир Гройсман.

Сам того еще не осознавая, премьер-министр перечислил все ведомства, бездействие которых (или слишком активные действия) привели к нынешней ситуации на рынке сжиженного газа. За последние недели многие эксперты и политики озвучили ряд причин «диверсии». Среди них – как внешние факторы, так и внутренние.

Mind попытался их систематизировать и раскрыть основные предпосылки и возможные последствия.

О чем свидетельствует аналитика? Потребление сжиженного газа в Украине наиболее активно растет в течение последних трех лет: с 1 млн тонн в 2014 году до 1,5 млн тонн в 2016-м. В 2017 году эксперты ожидали, что этот показатель достигнет отметки 1,6 млн тонн.

«Календарное» распределение выглядит следующим образом: в холодный сезон потребляется 95 000–100 000 тонн в месяц, в теплый – 120 000–130 000 тонн, а в августе – до 150 000 тонн. Августовский всплеск потребления объясняется сезоном отпусков, а значит, активной миграцией автолюбителей, которые используют газ для заправки своих машин.

Из этих объемов украинские производители ежемесячно обеспечивают 30 000–37 000 тонн; все остальное – импорт из России, Беларуси, Польши, Казахстана. Причем потребление идет фактически «с колес», поэтому резервуарная мощность по всей Украине составляет всего 35 400 тонн, или 7–11 дней запасов.

До 2014 года отечественный бизнес особо не занимался развитием соответствующей инфраструктуры по вполне объективным причинам – из-за монополизма и засилья схем на нефтяном рынке Украины со стороны «друзей и семьи» экс-президента Виктора Януковича. А после смены власти в государстве рынок только начал вырисовываться и разрабатывать собственные правила. Конечно, остатки схем еще продолжали действовать.

Как зарождалась «диверсия»? Прежде всего «размножились» нелегальные заправки, через которые шло отмывание наличных. За последний год из Киева и крупных городов нелегальные заправки убрали, но почти все они переместились в небольшие городки поблизости и продолжили свой бизнес. Итак, масштабной скоординированной борьбы не произошло.

Не удалось наладить диверсификацию поставок. Практически все партии газа поступают по железной дороге и автомобильными цистернами. Доля использования морского пути остается мизерной. Со своей стороны «Укрзализныця» и «Укрспецтраснгаз» (дочерняя структура НАК «Нафтогаз Украины») не смогли удачно распорядиться железнодорожными цистернами и локомотивами. Постоянно ощущались проблемы с закупкой дизельного топлива, его не хватало; локомотивы не успевали вовремя прийти и забрать импортные поезда с LPG. Оборот цистерн саботировали все, кто только мог. Срывались сроки поставок. О проблемах с грузоперевозками на «УЗ» не говорил разве что ленивый. В частности, подробно исследовал вопрос железнодорожной логистики и Mind.

Не строились новые резервуарные мощности для хранения. Ни один чиновник не встретился с бизнесменами LPG-направления, чтобы определить перспективы развития и разработать совместные шаги для их воплощения.

Правительство не предприняло никаких шагов в поддержку отечественных добытчиков и переработчиков сырья. В данном случае речь идет о нефти и газовом конденсате, из которых производят LPG. В «Укргаздобыче» регулярно проходят обыски и выемка документов, аресты счетов. «Укрнафту» лишили нескольких лицензий на добычу, и компания уже объявила, что сокращает персонал и инвестиционную программу.

Проблемы с лицензиями возникли и у других, частных, добытчиков. К тому же сектор облагают слишком высокой рентой. Как следствие, ежегодно сокращается добыча нефти и конденсата. В ближайшее время следует ожидать уменьшения собственного производства сжиженного газа еще на 5000–7000 тонн/месяц. Единственный работающий Кременчугский НПЗ стоит недозагруженный.

В 2016 году «Роснефть» продала все свои АЗС в Украине; а это 141 станция в 12 областях. Единственным претендентом на покупку выступила Glusco Energy S.A., входящая в группу компаний Proton Energy Group S.A. (Швейцария), –  трейдер нефти и нефтепродуктов.

АМКУ несколько раз отказывал Glusco Energy S.A. Фирма была зарегистрирована в 2013 году и торговала зерном и масличными культурами. В 2014-м прошла перерегистрацию и стала торговать еще и нефтепродуктами. До 2014-го директором с единоличным правом подписи была гражданка Украины Елена Исаева; сейчас право подписи имеет только Ниссан Моисеев. И наконец АМКУ дал разрешение на покупку сети этой фирме с непонятной структурой собственности. Украинские эксперты топливного рынка связывают данную компанию с Виктором Медведчуком.

Мощности поставки LPG из Беларуси ограничиваются 40 000 тонн в месяц. Следовательно, практически 50% украинского рынка зависит от поставок из России. Прошлой осенью РФ уже проводила репетицию возможного влияния на украинский рынок сжиженного газа. В конце сентября произошел сбой в поставках железнодорожных партий. Оптовая цена сразу же увеличилась на 50%. Потребители это не очень почувствовали, потому что сезон почти заканчивался.

А вот затем в игру вступает СБУ. Зимой 2016–2017 годов отдел «К» СБУ обвиняет 16 газовых трейдеров в возможном спонсировании террористов на Донбассе. Документы изымаются, счета арестовываются, поезда с цистернами останавливаются. Бизнес стоит, рынок ищет новых поставщиков. В это время выясняется, что новый швейцарский трейдер – Proton Energy Group S.A. – получил эксклюзивное право на импорт российского сжиженного газа.

Квота составила 45 000 тонн ежемесячно. Это в четыре – пять раз больше, чем поставляли самые крупные трейдеры Украины. Пока СБУ «отрабатывала» украинских трейдеров на границе, новый игрок занял почти 40% рынка страны.

В мае 2017 года решением Федеральной службы таможенного и экспортного контроля (ФСТЭК) России все поставки сжиженного газа в Украину могут осуществлять только заводы компании «Роснефть». А потом, как заявил сам представитель Proton Energy Group S.A. Ниссан Моисеев, заводы не поставляли положенные объемы LРG, недостача накапливалась четыре месяца. В августе большинство российских заводов, а также предприятия в Беларуси и Казахстане одновременно встали на ремонт – и поставки газа вообще прекратились. В конце концов в последний месяц лета дефицит сжиженного газа в Украине составил 30 000 тонн.

АЗС вынуждены были повышать цены, потому что менеджеры заинтересованы, чтобы на заправках были все виды топлива. Даже при высокой цене газ покупают постоянные клиенты, имеющие талоны или карточки. Более того, владельцы сетей готовы покупать сжиженный газ по любой цене. В течение последних торгов на Украинской энергетической бирже 5200 тонн LРG было продано по 28 500–29 000 грн за тонну. Увеличение цены составило более 40%. Позитивом в этом аспекте можно считать лишь тот факт, что «Укргаздобыча» наконец получила заслуженную прибыль.

Что предлагает и чего ждет рынок? Ряд народных депутатов и общественных активистов провели встречу с главой СБУ Василием Грицаком, и он пообещал проверить законность и необходимость действия своих подчиненных по газовым трейдерам этой зимой. Остается только надеяться на обнародование выводов этой проверки.

Цены на сжиженный газ уже с 15 августа начнут возвращаться к умеренным значениям – около 14 грн/л. Об этом заявил совладелец сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский. Правда, ни один украинский чиновник не имеет к этому никакого отношения. Дело в том, что ценовой пик рынок уже пережил, на нем начали появляться новые ценовые предложения, намного ниже предыдущих. Кроме того, трейдеры нашли новые источники поставок и несколько диверсифицировали их, они поддержат наш рынок.

Его поддержал директор GT Group Владислав Колодяжный, который, впрочем, отметил, что стабилизации рынка следует ожидать в конце сентября – начале октября. А зимой цены будут такими же, как и год назад – 9–10 грн/л.

Правда, подобная стабилизация произойдет, если правительство прекратит бюрократизацию с коррупционной составляющей. Например, много вопросов вызывает инициатива Министерства инфраструктуры, которое предложило с 1 ноября ввести систему получения лицензий на грузоотправителя, грузополучателя, владельца, арендатора и на маневренные операции. Это опять приведет к очередному скачку цен минимум на 15%, а также парализует рынок на неопределенный срок. Возможно, министрам и чиновникам стоит наконец встретиться с производителями, трейдерами и продавцами и разработать единую справедливую политику в отрасли.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно