Мобилизация тарифов: почему стоит ожидать подорожания сотовой связи
И произойдет ли отток контрактных абонентов «Киевстара» к его конкурентам

Недавно мобильный оператор «Киевстар» объявил об автоматическом переводе своих контрактных абонентов на новые тарифные планы с 1 сентября. Пакеты услуг подорожают в среднем от 20% до 30%. Нововведение коснется 140 000 абонентов (0,5% абонентской базы оператора). Mind выяснял, последуют ли коллеги по рынку примеру лидера или, наоборот, воспользуются ситуацией для укрепления своих позиций.
В «Киевстаре» пока не могут сообщить, планирует ли компания запустить аналогичные новшества для своих препейд-абонентов (это 99,5% пользователей, или почти 26 млн абонентов).
Напомним, такой же автоматический перевод «контрактников» на новые тарифные планы был осуществлен «Киевстаром» с 1 февраля 2017 года. А в январе этого года оператор закрыл ряд тарифных планов для препейд-абонентов. Стоимость услуг выросла в среднем на 25%.
Конкуренты «Киевстар» также не дремали. «Vodafone Украины» провел «акции» в несколько этапов: с 1 февраля, 1 марта и 5 мая была поднята стоимость различных линеек тарифов. Lifecell объявил о закрытии ряда старых пакетов еще в ноябре 2016 года. В конце февраля этого года оператор повысил ряд тарифов для бизнеса.
Сейчас не исключено аналогичное «следование за лидером». Хотя представители компаний официально заявили Mind, что пока не собираются этого делать. «Vodafone Украина» в ближайшее время не планирует повышать тарифы», – подчеркнула пресс-секретарь компании Виктория Павловская. Аналогичный ответ получен от пресс-службы lifecell. Что имеется в виду под «в ближайшее время», спикеры не конкретизировали.
Произойдет ли отток контрактных абонентов «Киевстара» к другим операторам? В «Киевстаре» надеются, что нет. «Старые тарифы были непопулярны, не соответствовали потребностям наших абонентов. Вместо этого мы предлагаем своим клиентам дополнительные ценности: неограниченный трафик в соцсетях, гораздо больше мобильного интернета и SMS», – сообщила Mind пресс-секретарь «Киевстара» Ирина Леличенко.
Президент компании Петр Чернышов накануне заявлял, что оператор подобрал наиболее близкие по ценам новые тарифы. «В них большой пакет 3G. Люди получили новые тарифы с огромными гигабайтами и новыми услугами», – отметил он.
Чем думают привлекать аудиторию другие игроки рынка? Конкуренты лидера отказались официально комментировать возможный приток абонентов к ним благодаря «акции» от «Киевстара». Между тем в пресс-службе lifecell подчеркнули, что для существующих и новых абонентов у них предусмотрен широкий выбор удобных тарифных планов: «К тому же каждый абонент может воспользоваться тарифом «Сделай сам» и выбрать только те услуги, которые ему необходимы: количество минут, сообщений и пропускную способность трафика. После чего система автоматически подсчитает месячную абонплату и позволит подписаться на созданный тариф».
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, считает, что все же возможен незначительный отток: «Новость о росте тарифов «без предварительного объявления войны» и без предложения альтернативы вызвала бурную реакцию абонентов. Ключевая маркетинговая ошибка «Киевстара» – не учтены особенности менталитета. Украинцы крайне негативно воспринимают любое навязывание. Лично слышал реплики в стиле «А у меня спросили ?! Почему за меня решают, популярен этот тариф или нет?!»
Поэтому, по мнению собеседника Mind, не исключено, что часть контрактных абонентов примет эмоциональное решение и перейдет к конкурентам «Киевстара» либо на препейд оператора, выбрав минимальный голосовой пакет, а дата-трафик будет покупать у другого оператора по более низкой цене. «Однако существенного оттока вряд ли стоит ожидать. Многие абоненты не хотят терять свой номер. И пока не введен MNP – абоненты будут терпеть подобные нововведения операторов», – считает он.
Почему мобильные операторы могут вскоре повысить тарифы? Участники рынка регулярно заявляют, что в нашей стране тарифы и средний доход с одного абонента (ARPU) – одни из самых низких в Европе и даже в мире. Они не лукавят. Например, по итогам II квартала 2017 года ARPU «Киевстара» достиг 48 грн. У зарубежных коллег похожие цифры, только в долларах.
«Основные причины роста тарифов очевидны: мобильная связь – одна из наименее склонных к подорожанию услуг в Украине. В то же время у операторов регулярно растут расходы, которые входят в себестоимость. Кроме базовой инфляции, роста тарифов на электроэнергию, в нашей отрасли ежегодно существенно повышается сбор за пользование пользование радиочастотным ресурсом», – объясняет Виктория Павловская.
Кроме того, по ее словам, для развития сети операторы закупают импортное оборудование не за украинскую валюту. В такой ситуации операторы «балансируют» тарифными планами – выводят на рынок различные предложения, стимулируют потребление соответствующих услуг. Но иногда повышения стоимости тарифов, которые были созданы несколько лет назад в других экономических условиях, сложно избежать.
Кроме того, операторы еще не отбили вложенные в развитие 3G расходы. По данным СМИ, в 2015–2016 годах «Киевстар» инвестировал в сеть и покупку 3G-лицензий 9,4 млрд грн, «Vodafone Украина» – 10 млрд грн, lifecell – 8,2 млрд грн. Вскоре им предстоит снова добровольно-принудительно участвовать в 4G-тендерах. Стартовая стоимость лицензий – 6,3 млрд грн.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.
Тільки недорозвинуті дебіли можуть мати таку логіку! Якщо середній дохід з абонента низький, то треба підняти ціну тим, хто і так платить найбільші суми - тобто контрактникам..... 80-ий левел...