Мобилизация тарифов: почему стоит ожидать подорожания сотовой связи

Мобилизация тарифов: почему стоит ожидать подорожания сотовой связи

И произойдет ли отток контрактных абонентов «Киевстара» к его конкурентам

Цей текст також доступний українською
Мобилизация тарифов: почему стоит ожидать подорожания сотовой связи
Фото Shutterstock

Недавно мобильный оператор «Киевстар» объявил об автоматическом переводе своих контрактных абонентов на новые тарифные планы с 1 сентября. Пакеты услуг подорожают в среднем от 20% до 30%. Нововведение коснется 140 000 абонентов (0,5% абонентской базы оператора). Mind выяснял, последуют ли коллеги по рынку примеру лидера или, наоборот, воспользуются ситуацией для укрепления своих позиций.

В «Киевстаре» пока не могут сообщить, планирует ли компания запустить аналогичные новшества для своих препейд-абонентов (это 99,5% пользователей, или почти 26 млн абонентов).

Напомним, такой же автоматический перевод «контрактников» на новые тарифные планы был осуществлен «Киевстаром» с 1 февраля 2017 года. А в январе этого года оператор закрыл ряд тарифных планов для препейд-абонентов. Стоимость услуг выросла в среднем на 25%.

Конкуренты «Киевстар» также не дремали. «Vodafone Украины» провел «акции» в несколько этапов: с 1 февраля, 1 марта и 5 мая была поднята стоимость различных линеек тарифов. Lifecell объявил о закрытии ряда старых пакетов еще в ноябре 2016 года. В конце февраля этого года оператор повысил ряд тарифов для бизнеса.

Сейчас не исключено аналогичное «следование за лидером». Хотя представители компаний официально заявили Mind, что пока не собираются этого делать. «Vodafone Украина» в ближайшее время не планирует повышать тарифы», – подчеркнула пресс-секретарь компании Виктория Павловская. Аналогичный ответ получен от пресс-службы lifecell. Что имеется в виду под «в ближайшее время», спикеры не конкретизировали.

Произойдет ли отток контрактных абонентов «Киевстара» к другим операторам? В «Киевстаре» надеются, что нет. «Старые тарифы были непопулярны, не соответствовали потребностям наших абонентов. Вместо этого мы предлагаем своим клиентам дополнительные ценности: неограниченный трафик в соцсетях, гораздо больше мобильного интернета и SMS», – сообщила Mind пресс-секретарь «Киевстара» Ирина Леличенко.

Президент компании Петр Чернышов накануне заявлял, что оператор подобрал наиболее близкие по ценам новые тарифы. «В них большой пакет 3G. Люди получили новые тарифы с огромными гигабайтами и новыми услугами», – отметил он.

Чем думают привлекать аудиторию другие игроки рынка? Конкуренты лидера отказались официально комментировать возможный приток абонентов к ним благодаря «акции» от «Киевстара». Между тем в пресс-службе lifecell подчеркнули, что для существующих и новых абонентов у них предусмотрен широкий выбор удобных тарифных планов: «К тому же каждый абонент может воспользоваться тарифом «Сделай сам» и выбрать только те услуги, которые ему необходимы: количество минут, сообщений и пропускную способность трафика. После чего система автоматически подсчитает месячную абонплату и позволит подписаться на созданный тариф».

Эксперт, пожелавший остаться неназванным, считает, что все же возможен незначительный отток: «Новость о росте тарифов «без предварительного объявления войны» и без предложения альтернативы вызвала бурную реакцию абонентов. Ключевая маркетинговая ошибка «Киевстара» – не учтены особенности менталитета. Украинцы крайне негативно воспринимают любое навязывание. Лично слышал реплики в стиле «А у меня спросили ?! Почему за меня решают, популярен этот тариф или нет?!» 

Поэтому, по мнению собеседника Mind, не исключено, что часть контрактных абонентов примет эмоциональное решение и перейдет к конкурентам «Киевстара» либо на препейд оператора, выбрав минимальный голосовой пакет, а дата-трафик будет покупать у другого оператора по более низкой цене. «Однако существенного оттока вряд ли стоит ожидать. Многие абоненты не хотят терять свой номер. И пока не введен MNP – абоненты будут терпеть подобные нововведения операторов», – считает он.

Почему мобильные операторы могут вскоре повысить тарифы? Участники рынка регулярно заявляют, что в нашей стране тарифы и средний доход с одного абонента (ARPU) – одни из самых низких в Европе и даже в мире. Они не лукавят. Например, по итогам II квартала 2017 года ARPU «Киевстара» достиг 48 грн. У зарубежных коллег похожие цифры, только в долларах.

 «Основные причины роста тарифов очевидны: мобильная связь – одна из наименее склонных к подорожанию услуг в Украине. В то же время у операторов регулярно растут расходы, которые входят в себестоимость. Кроме базовой инфляции, роста тарифов на электроэнергию, в нашей отрасли ежегодно существенно повышается сбор за пользование пользование радиочастотным ресурсом», –  объясняет Виктория Павловская.

Кроме того, по ее словам, для развития сети операторы закупают импортное оборудование не за украинскую валюту. В такой ситуации операторы «балансируют» тарифными планами – выводят на рынок различные предложения, стимулируют потребление соответствующих услуг. Но иногда повышения стоимости тарифов, которые были созданы несколько лет назад в других экономических условиях, сложно избежать. 

Кроме того, операторы еще не отбили вложенные в развитие 3G расходы. По данным СМИ, в 2015–2016 годах «Киевстар» инвестировал в сеть и покупку 3G-лицензий 9,4 млрд грн, «Vodafone Украина» – 10 млрд грн, lifecell – 8,2 млрд грн. Вскоре им предстоит снова добровольно-принудительно участвовать в 4G-тендерах. Стартовая стоимость лицензий – 6,3 млрд грн.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно