facebook.com
mind
Человек недели: Дара Хосровшахи – новый глава Uber

Человек недели: Дара Хосровшахи – новый глава Uber

Иранец по происхождению, инженер по образованию и многолетний председатель онлайн-турагентства Expedia. Хосровшахи есть чем гордиться – за время его руководства ежегодный объем заказов на Expedia вырос с $15 млрд до $ 72 млрд. Успехи компании помогли Хосровшахи стать самым высокооплачиваемым топ-менеджером Америки в 2015 году

Этот материал также доступен на украинском
Человек недели: Дара Хосровшахи – новый глава Uber
Дара Хосровшахи
Фото Phocuswright/flickr

Mind начинает новую рубрику – «Человек недели». В ней мы планируем знакомить наших читателей с интересными личностями, которые отличились в течение прошлых семи дней на небосклоне бизнеса, политики или общественной жизни, которым пришлось оказаться «на острие атаки» в тех процессах, которые могут сказаться на многих сферах жизнедеятельности человечества. В этих материалах мы уделим внимание не только личным качествам наших героев, но в основном тем вызовам и задачам, которые перед ними стоят.

30 августа у руля Uber встал новый человек – Дара Хосровшахи. Именно ему доверили вернуть компанию, которая застряла в яме скандалов и критики, назад, на привычную трассу. Хосровшахи – иранец по происхождению, инженер по образованию и многолетний председатель онлайн-турагентства Expedia. Ему есть чем гордиться – за время его руководства ежегодный объем заказов на Expedia вырос с $15 млрд до $72 млрд. Успехи компании помогли Хосровшахи стать самым высокооплачиваемым топ-менеджером Америки 2015 года.

Но впереди – новый вызов, можно сказать, новый зверь.

Ведь Uber – это некий «единорог в посудной лавке». «Единорог», ведь именно так называют компании, которые стоят больше $1 млрд. Uber, кстати, стоит $70 млрд. Но при всей своей инновационности и видимой простоте миллиардного бизнеса, втиснутого в маленькую иконку на смартфоне, этот «единорог» с трудом лавирует между полками, постоянно привлекая внимание очередным скандалом.

Что не так с самым успешным стартапом в истории? И почему, оставаясь убыточным, он продолжает привлекать огромные средства инвесторов?

В феврале этого года в сети появилось видео ссоры водителя сервиса Uber Black со своим пассажиром. Несмотря на то что поездка прошла успешно, мужчины устроили словесную перепалку об условиях работы в самой компании. До драки, конечно, не дошло, но водитель все равно оценил пассажира в одну звездочку.

Пассажира звали Трэвис Каланик, и на тот момент он был главой компании Uber. Именно с его именем ассоциируется как стремительный успех стартапа, так и большинство громких скандалов.

Впрочем, начиналось все очень неплохо. По легенде, идея создания сервиса, который напрямую связал бы водителя и пассажира, пришла в голову другу Каланика – Гэрретту Кемпа в 2008 году, когда зимним парижским вечером они долго не могли дождаться своего такси. Уже в следующем году сервис получил название Uber, а еще через год – собственное мобильное приложение.

Компания стремительно развивалась. Обкатав новинку на улицах Сан-Франциско, его основатели решили, что пора расширять географию. Так Uber появился в Нью-Йорке, других крупных городах США, а затем отправился покорять мир. Практически везде компания шла на значительное снижение цен на проезд, чтобы как-то конкурировать с местными перевозчиками. Uber терпел убытки, но от своей политики не отказался, считая, что главное – закрепиться на чужой территории, а потом начать зарабатывать. Поэтому почти в каждом новом городе компанию встречали акциями протеста. Впрочем, у Uber хватало головной боли и без этого.

Компанию обвиняли в агрессивных действиях и сексуальных домогательствах водителей, а также в резком скачке цен на проезд в дни чрезвычайных событий. Так, во время урагана «Сэнди» в Нью-Йорке в 2012 году стоимость проезда была увеличена в два раза, а во время инцидента с захватом заложников в Сиднее в 2014-м – в четыре раза. Впрочем, впоследствии Uber заявил о возврате денег и бесплатном проезде  для пострадавших от повышения цены.

Но самый громкий скандал произошел не за океаном, в родном для компании Сан-Франциско. В начале 2014 года водитель Uber сбил нескольких человек, которые шли по пешеходному переходу на зеленый свет. Погибла шестилетняя девочка, серьезно пострадали еще два человека. Компания сразу же заявила, что отношения к случившемуся не имеет. Во-первых, водитель пассажиров не вез, а ехал куда-то по своим делам. А во-вторых, Uber не является работодателем – только партнером, а значит, не отвечает за действия водителя. Все что Uber может сделать – просто отключить водителя от сервиса.

Отдельные камни в огород Uber – обвинения в агрессивной конкуренции и нападках на критиков. Так, все в том же 2014 году вице-президент компании Эмил Майкл выступил за идею потратить миллион долларов для поиска компромата на журналистов, которые критикуют Uber. Позже, правда, он заявил, что его неверно поняли.

Самое интересное, что, несмотря на все скандалы, сервис стабильно продолжал привлекать инвесторов. К лету этого года «самый богатый стартап в истории» собрал $15 млрд. Что же такого привлекательного в компании, чьи ежегодные потери составляют около $3 млрд?

Самый первый вариант ответа – фигура его председателя Трэвиса Каланика. Во многом именно благодаря жесткости и даже циничности его политики Uber удалось так быстро заявить о себе миру. Даже из-за выложенной в сети перепалки с водителем Uber Black репутация Каланика не сильно пострадала. Чего не скажешь о его недолгом участии в работе администрации Дональда Трампа – клиенты и водители массово ответили на это акцией #DeleteUber.

Кстати, новый глава компании Дара Хосровшахи считается одним из самых ярых критиков президента США во всей Кремниевой долине. И похоже, это личное – будучи эмигрантом, который покинул Иран накануне Исламской революции, он не может простить Трампу запрет на въезд в Америку переселенцам из других стран.

Вторая причина популярности Uber – ее текущие разработки. В планах компании – создание полностью беспилотных машин, в том числе авиатакси. В будущем это помогло бы избавиться от водителей и, соответственно, увеличить доходы компании. Правда, работу Uber сопровождал еще один скандал. Американский холдинг Alphabet обвинил сервис в использовании ее технологии по разработке лазерного радара для создания беспилотного авто. Uber ответил увольнением разработчика программы.

Скандал больно ударил по репутации компании. Акционеры и инвесторы поняли, что принципы вроде «победа любой ценой» больше не работают. К тому же журналистам стал известен еще один принцип компании always be hustling  – «всегда стремись суетиться». Репутацию испортила и новая порция скандалов, связанных с сексуальными домогательствами. Причем уже не со стороны водителей, а со стороны начальства. Каланик принял удар на себя и в июне этого года подал в отставку, сохранив за собой пост в совете директоров.

И наконец, есть еще одна причина стабильно высокого доверия инвесторов. О ней во вчерашнем заявлении напомнил Дара Хосровшахи. Это долгожданное IPO компании. Кажется, это напоминание – своеобразный сигнал миру. Новый руководитель словно говорит: «Все в порядке, жмите на маленькую иконку на смартфоне и смело вызывайте Uber».

Да, в компании сейчас хватает проблем. После истории со старым руководством от Хосровшахи ждут решительных шагов. И первый был сделан вчера. Что дальше, пока неизвестно, но все надеются на изменения корпоративной «культуры» времен Каланика. Ведь работы юристам хватает и без этого. А сейчас, несмотря на богатый финансовый бэкграунд , пока все, что может дать Хосровшахи, – это надежда.

Итак, Uber вернулся на трассу. Конечно, его новому председателю понадобится время, чтобы набрать скорость. Но ясно одно – Uber больше не будет сносить препятствия и выталкивать с дороги своих конкурентов. Его главная цель – спокойно добраться по дороге к IPO.

А еще лучше – если позволят технологии – долететь.