Человек недели: Хью Хефнер – тот, кто сделал мир свободным
Основатель Playboy до последнего дня оставался главным редактором журнала

В рубрике под названием «Человек недели» Mind знакомит читателей с интересными личностями, которые отличились в течение прошлых семи дней на небосклоне бизнеса, политики или общественной жизни; которым пришлось оказаться «на острие атаки» в тех процессах, которые могут сказаться на многих сферах жизнедеятельности человечества. В этих материалах мы обращаем внимание не только на личные добродетели наших героев, а в основном на те вызовы и задачи, которые перед ними стоят. В частности, мы писали о том, какое неоднозначное «бизнес-наследство» досталось новому главе Uber Даре Хосровшахи, а также об Амансио Ортеге – основателе и хозяине известной в фэшен-кругах сети Zara. Две недели назад только и разговоров было, что об Apple, поэтому наш рассказ был посвящен его главе Тиму Куку. 21 сентября исполнилось 70 лет Стивену Кингу – и мы вспоминали события, которые сделали его культовым автором мировой литературы.
К сожалению, на этой неделе, 27 сентября, на 92-м году жизни умер Хью Хефнер, основатель всемирно известного журнала для мужчин Playboy. Как в 27 лет Хью Хефнер стал символом сексуальной революции, и почему победа в ней обернулась для Playboy потерей лидерства – читайте в сегодняшнем материале Mind.
Когда-то, еще в школе, Хью Хефнер был влюблен в одну девушку, «бойкую брюнетку», как расскажет он позднее. Но чувства не были взаимными – она предпочла друга Хефнера. И тогда он решил, что пора меняться. С тех пор Хью стал лучше одеваться, лучше разбираться в технике и стиле. А еще – предпочитал блондинок. Для ребенка из консервативной пуританской семьи это серьезные изменения. Но они были лишь началом.
Как в 27 лет Хью Хефнер стал символом сексуальной революции, и почему победа в ней обернулась для Playboy потерей лидерства?
«Жизнь слишком коротка, чтобы воплощать чужие мечты». Знаменитая цитата Хефнера, скорее смахивающая на слоган его жизни. После окончания школы он отслужил в армии, отучился в Университете штата Иллинойс и пошел работать в издательский бизнес. Впервые «воплощать чужие мечты» он отказался в 1952-м. Тогда, работая копирайтером в журнале Esquire и получая $60 в неделю, Хефнер узнал о переезде его офиса в Нью-Йорк. Он попросил босса о надбавке в $5, но тот ему отказал. Тогда Хефнер решает уйти, чтобы открыть свой журнал.
Надо сказать, этой идеей он грезил уже давно. Еще в школе Хью увлекся журналистикой, писал статьи для школьной газеты, а позднее – для армейского журнала. Кстати, считается, что именно воспоминаниям об армии новый журнал был обязан появлению сексапильных девушек на обложке – Хефнер помнил, как были популярны в армейских казармах плакаты с ними. Звездой первого номера стала Мэрилин Монро. Но молодой бизнесмен не подписывал с ней договор – он вышел на фотографа, сделавшего однажды откровенную фотосессию будущей звезды. В год появления журнала на экраны как раз вышел кинохит «Джентльмены предпочитают блондинок». А Хефнер, как известно, предпочитал именно их.
Первый номер Playboy продавался по цене в 50 центов. Сейчас коллекционеры просят за него не меньше $4000. В успехе журнала, собранного на кухне маленькой квартирки на одолженные деньги – одним из инвесторов, к слову, выступила родная мать, Хефнер сомневался. Он даже не пронумеровал его. Тем более удивительной стала новость, что за неделю было распродано три четверти тиража! Playboy был дерзким, раскованным и независимым. Как и красавицы на его обложках.
Начав с 70 000 экземпляров, стартап, как сейчас бы его назвали, к концу 1950-х вышел на тираж в 1 млн. Он даже обошел по популярности Esquire, где еще не так давно работал Хефнер. Как писал автор одной из книг, «несколько приоткрыв дверь в американское общество, в котором в 1950-х публичная демонстрация обнаженного тела была запрещена, в следующем десятилетии журнал просто вышиб эту дверь». В те годы Playboy уверенно превращается в корпорацию, постепенно обрастая клубами, курортами, отелями и казино. Рекордный тираж начала 70-х приносит Хефнеру доход в $12 млн.
Но это был пик популярности. Дальше дела пошли на спад. Почему? Хефнер проиграл пуританской Америке? Нет, Хефнер выиграл. Сексуальная революция победила, что лишило Playboy монополии на эротику. Он больше не единственный проповедник сексуальной свободы, а лишь один из многих. Первым «охоту на кроликов» начал Боб Гуччионе, решив издавать в Америке британский журнал Penthouse, редактором которого он являлся. Конкурент славился гораздо большей откровенностью. Гуччионе критиковал «искусственность» снимков Playboy, над которыми трудится целая команда профессионалов, противопоставляя ее «реальной атмосфере сексуальности» Penthouse.
Количество конкурентов росло. На пятки уже наступал Hustler, в будущем – самый успешный журнал порноиндустрии. Такие, как он, просто копировали форму Playboy, публикую снимки, на фоне которых тот казался попросту старомодным. «Говорят, что подражание – это самая искренняя форма лести, – говорил Хефнер о своих конкурентах. – Так что я считаю, что мне льстят более искренне, чем любому другому издателю журнала за всю историю». Что касается борьбы не на словах, а на деле, то вначале было решено делать журнал «более горячим». Но подобная стратегия успеха не принесла. Это была «чужая мечта» конкурентов, и Хефнер не собирался ее воплощать.
Тогда было решено идти другим путем – печатать больше острых материалов на политическую и экономическую тематику. Например, интервью с кандидатом в президенты Джимми Картером. Это позволило сохранить лицо, но империя Playboy продолжала терпеть убытки. В 1976-м Хефнер покидает пост президента компании, оставаясь, однако главным редактором журнала. Кстати, он пробудет на этой должности до самой смерти, оказавшись даже в Книге рекордов Гиннесса. Компания старается держаться на плаву и открывает собственный телеканал, интернет-портал и даже радиостанцию.
Однако новые времена рождают новых конкурентов. Вроде FHM и Maxim, сделавших ставку не, как Playboy, на звезд, а на фото никому не известных девушек. Не говоря уже об интернете, который позволил находиться «в одном клике от любого сексуального акта, который только можно себе вообразить». Два года назад Playboy решил отказаться от снимков полностью обнаженных женщин. Правда, новый креативный директор издания, сын Хью Хефнера, полгода назад вернул их – женщин – на место. В Америке Playboy проиграл конкурентную борьбу. Там журнал уже давно не приносит прибыли, а служит лишь «средством маркетинга». Прибыль компании приносят иностранные версии Playboy и лицензионный бизнес.
Живым активом, похоже, был и сам Хефнер. «Playboy – это воплощение меня», – говорил он в интервью Forbes. Self-made man, богач, любимец женщин – вот кем хотели бы себя видеть поклонники журнала! Таким Хефнер и останется в их сердцах – человеком, который подарил свободу и пользовался ее преимуществами до самого конца, поддерживая статус дедушки сексуальной революции. Человеком, призывавшим жить так, «будто никакой награды в загробном мире нет. Руководствуйтесь моралью, помогайте близким, и пусть мир, который вы покинете, будет лучше, чем он был в начале вашего пути».
Вряд ли этот мир стал лучше за последнее время. Но он стал свободнее.
А это лучшая награда.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].