Топ-менеджер Lattelecom: «Сегодня за пару сотен долларов можно заказать кибератаку»
Марис Сперга – о том, почему украинским компаниям все сложнее защищаться от хакеров, как обыски и хакерские атаки в Украине помогают генерировать доходы иностранных дата-центров и как отечественным ЦОДам выйти на новый виток развития
СЕО Oracle Марк Херд прогнозирует, что к 2025 году 80% IТ-бюджетов «уйдут в облака». Пока украинские дата-центры проигрывают борьбу за клиента своим иностранным коллегам. Ключевая причина, по мнению отечественных экспертов, в особенностях национальной охоты за серверами: многие украинские компании переносят свою IТ-инфраструктуру за пределы досягаемости отечественных силовиков. В итоге проседает не только украинский рынок дата-центров, но и отечественный госбюджет, недополучающий налоги.
Как нашим коммерческим центрам обработки данных (ЦОДам) подняться с колен? На этот и другие вопросы Mind попросил ответить одного из топ-менеджеров иностранной компании, в которую крупные украинские клиенты переносят свою IТ-инфраструктуру, – директора по развитию бизнеса дата-центров Lattelecom (Латвия) Мариса Сперга.

Марис Сперга
– Вы работаете на пяти близлежащих к Латвии рынках. В каких регионах наиболее высокая динамика доходов?
– Одна из лидирующих стран – Украина. Ваша страна «растет» быстрее всех, она занимает треть нашего экспорта. По данным IDC за 2016 год, Lattelecom занял в Украине четвертое место по облачным услугам с долей в 9% после Amazon, Microsoft Azure и De Novo. За 2016 год у нас прирост по доходам – порядка 40%, по сравнению с 2015-м. В 2017 году наблюдаем схожую динамику.
При этом IDC прогнозирует, что весь украинский рынок облаков в этом году будет расти со скоростью 35%, а локальные игроки – 5%.
– Чем вызвана такая большая разница?
– Думаю, тому несколько причин. Во-первых, украинским компаниям-заказчикам нужна безопасность. А периодические новости о визитах силовиков в дата-центры вызывают опасения у законопослушных клиентов ЦОДов, что в ходе обысков может пострадать и их инфраструктура.
Во-вторых, заказчикам нужна стабильность. Поэтому они выбирают дата-центры в странах с прогнозируемым законодательством.
В-третьих, для клиентов важна цена. Мы инвестируем в развитие собственные деньги, потому ряд услуг можем предоставлять дешевле. В Украине же очень дорогие займы, в итоге некоторые локальные игроки проигрывают и по этому критерию. А без инвестиций нельзя: этот бизнес требует постоянного вложения денег, технологии растут очень быстро и за ними нужно успевать. Если не инвестируешь, то не добавляешь новые интересные для клиентов сервисы, в итоге не получаешь новых заказчиков.
– Вы отмечали всплеск заявок на сотрудничество после серии громких обысков?
– Точные цифры назвать не могу: мы не анализировали динамику новых клиентов в таком разрезе. Вместе с тем к нам часто обращаются украинские бизнесмены, поясняя, что ищут спокойное место. Поэтому, вероятно, обыски дают некий толчок.
– А вирус Petya.A привел к вам новых клиентов?
– Он расширил ниши для сотрудничества. В Латвии многие заказчики полностью отдают свою инфраструктуру на обслуживание, вплоть до администрирования систем. В Украине до недавнего времени старались администрировать сами, не доверяя сторонним подрядчикам. После атаки клиенты стали больше с нами консультироваться. Нам стало намного легче пояснять компаниям, чем мы можем помочь. Стало больше доверия. Потому что, как говорится, один в поле – не воин. Важно выяснить, насколько серьезно компания решает вопрос информационной безопасности. Если дыры не закрыты, есть доступ к системам – не важно, где именно расположена инфраструктура.
– С ростом популярности облаков у хакеров тоже возрос интерес к ним. Недавно компания Microsoft сообщила, что с января по март 2017 года зафиксировала четырехкратный рост атак на свои облачные сервисы Azure, чем за те же месяцы 2016-го. А какая у вас динамика?
– Число атак растет. Наиболее интересны хакерам финансовые структуры, e-commerce и ритейл. Наши клиенты-банки сообщают, что их постоянно дедосят (иногда даже один-два раза в неделю). К слову, два года назад в один осенний день большинство латвийских банков получили письмо с угрозой, если не заплатят $10 000–20000 в биткойнах – их будут атаковать. После этого за пару месяцев мы получили большинство банков, которые выбрали нас как поставщика услуг по зашите от DDoS -атак.
– Как защищаете?
– Во-первых, ЦОД Lattelecom DATTUM сертифицирован по TIERIII Facility и PCI-DSS Level 1. Во-вторых, так как мы – и национальный оператор передачи данных, то видим начало атаки внутри своей сети и можем ее остановить. Проще говоря, изолируем ее благодаря тому, что в наших каналах порядка 300 Гбит (в обычных ЦОДах – около 20 Гбит).
В-третьих, в случае самой худшей ситуации (если объем атаки превышает сотни гигабит), мы можем весь трафик переключить на Radware, с которой у нас успешное сотрудничество. Это мировой игрок, у него ширина каналов в терабайтaх.
Наши дата-центры подвергаются DDoS-атакам каждый месяц. Однако благодаря решениям по безопасности и высокой квалификации специалистов наши клиенты не ощущают этих атак.
– Lattelecom вышел на украинский рынок в 2012 году. Сколько ныне у вас клиентов из нашей страны?
– Мы выбрали нишу крупных корпоративных клиентов, насчитывающих 500+ сотрудников. Сейчас у нас порядка 90 таких заказчиков. Средний бизнес мы привлекаем с «Укртелекомом» и другими партнерами.
– Почему сузили ниши?
– Понимаем, что не сможем конкурировать на массовом рынке с Amazon и Azure. У них четкое портфолио, отшлифованы сервисы. Мы видим, что место занято. Там очень хорошо работает Amazon и Azure, и нам нет смысла расфокусироваться.
– Кто ваши основные конкуренты?
– Они находятся в Голландии, Германии, Польше.
– А на украинском рынке?
– Мы не считаем локальных игроков конкурентами. Компании, которые хотят оставаться внутри страны, – идут к ним, наши клиенты – те, кто выносит инфраструктуру.
– Можете посоветовать вашим не конкурентам, как подняться? В последнее время украинский рынок стагнирует по вышеописанным вами причинам.
– Очень важно четко определиться с нишей. Украинские компании вряд ли смогут конкурировать с Amazon и Microsoft. Нужно найти свою нишу. И фокусировать сервисы под нее.
В Украине до сих пор наиболее важна цена и то, что за эту цену получит клиент. К примеру, наши заказчики очень ценят SLA (соглашение об уровне предоставления услуг). Мы прописываем в договоре схему компенсацию. Клиент знает, если будет простой по вине Lattelecom, мы заплатим за ошибку. К примеру, ЦОД DATTUM вернет всю абонплату уже при downtime 1,5 часа в год (SLA 99.982%).
Причем в SLA прописываются все дополнительные услуги (ежемесячное сканирование системы, анти-DDoS, администрирование и т. п.). Это удобнее и выгоднее клиентам: комплекс услуг стоит дешевле, чем их заказ по отдельности у разных подрядчиков, а юристам и бухгалтерам компании не нужно вести пять разных договоров. И в случае чего не начинается «футбол» по поиску ответственного. К слову, у нас был кейс, когда клиент перешел к нам после такого «футбола» у коллеги.
Поэтому универсальный совет: искать, как уменьшить свои затраты и предоставить клиентам гарантии по SLA. В Латвии все привыкли, если что-то случается – клиенту выплачивают компенсацию.
Также клиентам важен качественный продукт. Сколько в Украине находится ЦОДов, сертифицированных по TIERIII Facility? Ни одного. А это уже вопрос инвестиций и возможности принять на себя ответственность. Например, если мы не соблюдем стандарты PCI и банк (нашего клиента) взломают – придется выплатить в среднем по $10 штрафа за потери данных с одной карточки. Но если информация сливается с многих карт – штрафы обычно достигает миллионы долларов.
– Отечественные банки де-юре не могут быть клиентами иностранных ЦОДов. Каков профиль ваших украинских клиентов?
– Основная тройка, с которой мы работаем, – это ритейл, транспорт и логистика, ориентированные на экспорт производители. В последние два года к «большой тройке» присоединились е-commerce и агро. Эти два сектора весьма динамично растут. К нам приходят очень серьезные клиенты.
– 40% рост доходов, о котором вы говорили выше, достигнут за счет привлечения агро и е-commerce?
– Преимущественно да.
– В будущем выгодным клиентом для иностранных ЦОДов может стать госсектор. В Верховной Раде Украины уже давно зарегистрирован законопроект, одной из норм которого предлагается разрешить хранить данные госорганов за рубежом. У предлагаемой новации есть масса как сторонников, так и противников. Вы на чьей стороне?
– В Латвии также продвигается законопроект, которым предлагается разрешить держать копии в дружественной стране Евросоюза. Почему бы нет?
– Почему да?
– Количество угроз очень быстро растет. Безопаснее хранить данные в нескольких разнесенных географически ЦОДах. При этом, безусловно, доступ к данным должен четко регламентироваться. Например, в Швейцарии давно так делают. Да, Швейцария очень маленькая страна. Но также она очень инновационная и богатая, умеющая защищать свои дата-капиталы. ЕС недавно тоже пошел по такому пути.
– Ходили слухи, что украинский законопроект прописан под Lattelecom…
– О (смеется)... Если бы это было действительностью, мы, наверное, получили бы 50% рынка. Но это только слухи. Пока у нас нет государственных клиентов в Украине. Бизнес-планы по их привлечению мы не строим. Можем только проконсультировать госорганы, как выносить данные за рубеж и строить даты-центры внутри страны.
– А вы собираетесь инвестировать в собственный ЦОД в Украине?
– Мы сильны там, где находимся. Если построим в вашей стране свой дата-центр – придется конкурировать с локальными игроками. Посмотрите на Amazon и Microsoft, которые генерируют самый большой рост облаков. Сколько у них ЦОДов в Украине? Правильно, ни одного.
А мы недавно открыли в Украине более мощный POP (Point of Presence – точку присутствия, узел связи). Обмен данными сейчас происходит по наиболее прямому маршруту (Украина – Беларусь – Латвия), задержки не превышает 21 миллисекунды. Проще говоря, когда можно предоставлять услуги облаков удаленно, нет смысла физически присутствовать в Украине.
– Каков, на ваш взгляд, потенциал украинского рынка?
– В США уже порядка 60% компаний используют облака, в ЕС – 30–40%. В Украине, по нашим приблизительным оценкам, пока около 25%. То есть оставшиеся 75% – потенциальные клиенты дата-центров.
И они постепенно будут переносить свою инфраструктуру в коммерческие ЦОДы. Во-первых, это позволяет оптимизировать IТ-затраты в среднем на 20%. В-вторых, «гуртом і батька легше бити» – противостоять киберугрозам. Сегодня уже за пару сотен долларов можно заказать атаку у хакеров. По прогнозам, в 2019-м объемы мирового ущерба достигнут $2,1 тлн. Компаниям становится все сложнее самостоятельно отбиваться от кибермошенников. Чем больше данных, тем труднее их администрировать, хранить. Поэтому рынок дата-центров будет стремительно развиваться, в том числе и в Украине. Вопрос только, кто укрепит на нем лидирующие позиции.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].