«Игра престолов» наоборот: Саудовская Аравия вошла в эпоху политических потрясений
Наследник трона богатейшей страны арабского мира провел громкие аресты, преследуя политические, экономические и военные цели

Саудовская Аравия стала эпицентром «политического землетрясения». Амбициозный 32-летний наследный принц Мухаммед бин Салман затеял беспрецедентную для этой ультраконсервативной страны зачистку политической элиты.
В воскресенье и понедельник по его инициативе были арестованы 11 принцев, в том числе владелец $20-миллиардного состояния Аль-Валид бин Талал и влиятельный глава Национальной гвардии Мутаиб бин Абдалла. Также за решетку попали четверо действующих министров и не менее 30 высокопоставленных военных офицеров, экс-министров и влиятельных бизнесменов. Сам наследный принц никак не комментирует события, которые в прессе называют «ночью длинных ножей». Эксперты считают, что он устранил оппонентов, продемонстрировал силу и консолидировал власть.
Демонстрация силы. Король Салман, унаследовавший власть в январе 2015 года после смерти предыдущего короля Абдуллы, по слухам, испытывает нарастающие трудности в управлении государством из-за преклонного возраста (ему 81 год) и прогрессирующего старческого слабоумия. В ближайшие месяцы он может передать власть своему 32-летнему сыну Мухаммеду, который был назначен наследником в июне 2017 года и форсированными темпами создает себе репутацию сильного лидера и реформатора.
В публичных выступлениях наследный принц обещает трансформировать страну, избавив ее от нефтяной зависимости и религиозного истеблишмента. В сентябре – октябре Мухаммед бин Салман сделал ряд резонансных заявлений о том, что Саудовская Аравия со следующего лета снимет запрет на вождение автомобилей для женщин, инвестирует $500 млрд в новый город под названием NEOM, возобновит работу кинотеатров и концертных залов и вернется от ваххабизма к «умеренному исламу».
«Мы возвращаемся туда, где мы были ранее – в страну умеренного ислама, открытую для всех религий, традиций и людей со всего мира. Сейчас 70% населения Саудовской Аравии – это молодежь в возрасте до 30 лет, и мы не хотим тратить следующие 30 лет нашей жизни на деструктивные идеи, а уничтожим их сейчас», – заявил наследный принц в октябре на международной конференции.
Аресты 11 принцев и четырех министров, как считают многие аналитики и дипломаты, призваны продемонстрировать, что будущий молодой король достаточно силен для того, чтобы консолидировать власть и модернизировать страну.
«Эти аресты – почти то же самое, как если бы в США арестовали одновременно Билла Гейтса, Уоррена Баффета и генерала Колина Пауэлла. Это шокирующая демонстрация силы», – цитирует журнал Time Роберта Джордана, бывшего посла США в Саудовской Аравии.
«Происходит «Игра престолов» наоборот. В ней нет реальных претендентов на трон, мобилизующих силы против Мухаммеда бин Салмана», – отмечает эксперт по монархиям Персидского залива из Ратгерского университета Тоби Крэйг Джонс.
Устранение оппозиции (политической и религиозной). Несмотря на отсутствие других претендентов на престол, против Мухаммеда бин Салмана почти наверняка ополчатся политические и религиозные противники его реформ. Это произойдет сразу, как только король умрет или попытается передать власть наследнику. По утверждению экспертов, оппозиционеры в нынешних условиях имеют высокие шансы собрать на улицах критическую массу народа и свергнуть правительство.
«Сейчас самый нестабильный период за более чем 50-летнюю историю Саудовской Аравии. Королевство стоит на распутье: экономику сдавливают низкие цены на нефть, война в Йемене увязла в трясине, блокада Катара оказалась ошибочным решением, Иран наращивает влияние в Ливане, Сирии и Ираке и передача власти от короля Салмана своему сыну под знаком вопроса. В этом свете начатая наследным принцем антикоррупционная борьба выглядит, скорее, как стремление подавить оппонентов, чем как что-либо еще», – пишет эксперт по Саудовской Аравии из Брукингского института Брюс Ридэл.
Подчинение второй армии. «Обвинения в коррупции могут быть сгенерированы против любого чиновника или бизнесмена. Произведенные аресты выглядят как финальный шаг к консолидации власти Мухаммедом бин Салманом путем устранения возможных соперников», – комментирует ситуацию профессор Университета Джорджтауна Колин Кахл.
Наследный принц, занимающий с 2005 года пост министра обороны, контролирует мощную армию, состоящую из 200 000 солдат и около 1000 танков. Однако 100-тысячная Национальная гвардия, которую возглавлял принц Мутаиб бин Абдалла, не подчинялась Министерству обороны и создавала серьезную угрозу. Арестовав сына короля Абдаллы и отстранив его от руководства Национальной гвардией, Мухаммед бин Салман консолидировал власть над обеими армиями.
Вооруженные силы Саудовской Аравии – очень хорошо профинансированы. Расходы этого государства на оборону в 2015 году, по данным Стокгольмского международного института исследования мира, составили $87 млрд. Это третий по величине военный бюджет в мире после США и Китая. В пересчете на единицу населения оборонные расходы королевства составляют $2700 в год – феноменальный показатель для страны с 32 млн жителей.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].