Помнить или забыть: как разрешить кризис в польско-украинских отношениях

Помнить или забыть: как разрешить кризис в польско-украинских отношениях

Что привело к конфликту и кто разжигает вражду между народами

Цей текст також доступний українською
Помнить или забыть: как разрешить кризис в польско-украинских отношениях
Президенті Анджей Дуда и Петр Порошенко
Фото: УНИАН

Сегодняшний кризис в польско-украинских отношениях вряд ли можно назвать неожиданным. После прихода к власти консервативной партии «Право и справедливость» (PiS) в 2015 году стало понятно, что избежать разговоров об историческом прошлом двух стран не удастся. Отсутствие конкретики относительно роли УПА в истории на фоне постоянного напоминания Варшавой о Волыни и игнорирование этого вопроса Киевом сыграли с соседями злую шутку. События над Вислой («Волынская резня», осуществленная в 1943 году во время Второй мировой войны на Волыни, Польша. – Mind) получили необходимый контекст, когда использовать тему трагедии Волыни было удачным ходом для получения политических дивидендов.

Как все начиналось. Обострение в отношениях двух государств началось в этом году, после реакции МИД Польши на апрельское решение Украинского института национальной памяти (УИНП) о приостановлении эксгумации польских жертв в Украине. Впрочем, стоит напомнить, что УИНП пошел на такой шаг после публичной акции уничтожения памятника воинам УПА в селе Грушовичи на юго-востоке Польши и отсутствия реакции на этот инцидент со стороны польских властей.

Такое начало сегодняшнего конфликта является призрачным соблазном для многих с украинской стороны. Но позиция «кто первый начал – тот и больше виноват» в очередной раз заведет и так мало плодотворный польско-украинский диалог в тупик.

Эффект Витольда Ващиковского. Лицом сегодняшнего кризиса с польской стороны является министр иностранных дел страны Витольд Ващиковский. Напомним, именно он заявлял, что Украина и Польша должны выработать общее видение волынской трагедии и определить историческую роль УПА. Предлагалась даже модель совместных действий на основе опыта института Яд ва-Шем или польско-немецкого примирения.

Теперь глава польской дипломатии предлагает введение ограничений для украинцев с антипольскими взглядами и людей, отвечающих за приостановление эксгумации тел поляков, имея в виду главу УИНП Владимира Вятровича. Фамилию последнего нередко сейчас можно услышать в контексте запрета на въезд в Польшу, хотя официальная информация пока отсутствует.

Почему Ващиковский выбрал столь радикальный путь. После объявленной месяц назад в Варшаве реконструкции правительства Беаты Шидло (политик, премьер-министр Польши. – Mind) министр Витольд Ващиковский чаще всего упоминается среди претендентов на отставку. На фоне этой информации глава польской дипломатии, очевидно, пытается напомнить о себе не столько родной партии PiS, сколько электорату и националистической среде.

Лагерь Ярослава Качиньского (основатель и председатель PiS. – Mind) отмежевывается от радикальных организаций, но трудно не заметить заигрывания не только партии, но и официальной власти с ультраправыми. Правительство «Права и справедливости» хранит молчание, когда разрушают памятники воинам УПА, учащаются избиения украинцев на национальной почве, наблюдаются другие проявления ксенофобии. Хотя полиция во многих случаях находит виновных, они не несут наказания. Такое положение дел дает радикалам ощущение поддержки со стороны власти, а правящей партии – хорошо мобилизованные группы и поддержку электората.

С помощью заявлений о трагедии на Волыни Ващиковский пытается свести к минимуму потерю позиций на политической сцене после отставки. В Польше, как известно, депутаты, «эмигрировавшие» в министерские кресла, после отставки возвращаются работать в Сейм. Витольд Ващиковский точно не хочет уходить с пустыми руками.

Нужна альтернатива Владимиру Вятровичу. Сегодня трудно представить дискуссию в Польше относительно Волыни без упоминания фамилии Владимира Вятровича. Его видение истории не понимают на Висле. В польских правоконсервативных медиа председатель Украинского института национальной памяти изображается исключительно как главный идеолог формирования национальной идентичности украинцев на основе УПА. Более того, как единственный голос с украинской стороны в вопросах истории.

Поэтому сегодня Украине важно найти мягкую альтернативу Вятровичу. Речь не идет об отстранении от УПА. Скорее о признании Украиной, что воины Украинской повстанческой армии не только боролись за независимость государства, но что были и позорные периоды в истории Украины, такие как убийства на Волыни. И никакого оправдания этому нет. Если после таких шагов Варшава продолжит «играть» с антиукраинской темой, вот тогда уже трудно будет надеяться на примирение.

Очень точно об этом сказал польский историк Ежи Таргальський. «Не будет какого-либо польско-украинского взаимопонимания, пока поляки не признают, что УПА, конечно, совершила геноцид на Волыни, но УПА также боролась за независимость Украины в течение 15 лет с советскими войсками. А с другой стороны – пока украинцы не признают, что УПА в течение 15 лет боролась с большевиками за независимость Украины, но также совершила геноцид на Волыни», – цитирует интервью эксперта украинско-польский портал Prostir.pl.

Рука Кремля. В Украине существует правило – в любой непонятной ситуации вспоминай «руку Москвы». Кремль – это очень хороший повод уйти от ответственности или сместить акценты. И во время этого кризиса в нашей стране раздаются голоса, со «всей ответственностью» заявляющие о щупальцах «империи зла».

Нельзя отрицать, что конфронтация Украины с любой страной на Запад от ее границы вызывает радость в Москве. При этом как минимум недальновидно для собственной политики считать Кремль главным автором сценария сегодняшнего кризиса. Ведь в этом случае очень сложно установить реальные причины конфликта.

Некоторые представители политических элит и эксперты не понимают, что сценарий прекрасно пишется без внешнего вмешательства. Москва только иногда подливает масла в огонь.

Во-первых, путем провокаций. Стоит вспомнить, что видео уничтожения памятников воинам УПА в Польше сначала появляются на пророссийских порталах, а в обстреле польского генконсульства в Луцке СБУ обвинила российские спецслужбы.

Во-вторых, деятельность агентов влияния. Из последнего – информация от Агентства внутренней безопасности Польши о профессоре Дмитрии Карнаухове. Российского ученого, преподававшего в Гуманитарной академии им. А. Гейштора под Варшавой, которого подозревали в шпионаже, выдворили из страны. Он поддерживал контакты с российскими спецслужбами, а также инициировал элементы гибридной войны против Польши. Карнаухов искал людей с пророссийскими взглядами и навязывал им сотрудничество. Главная новость для Украины, кроме вышеперечисленного, – российский ученый работал и над ухудшением польско-украинских отношений.

В-третьих, боты и тролли. Любое спорное заявление политиков по обе стороны границы сразу распространяется и обрастает дополнительным содержанием через социальные сети и сомнительные интернет-порталы. В украинском сегменте Facebook можно наблюдать, как сотни подозрительных профилей пишут тысячи непристойных комментариев в адрес западного соседа. В Польше то же самое. Россия пытается свести все к hate speech (языку вражды или риторике ненависти. – Mind), лишив людей по обе стороны границы возможности вести цивилизованный диалог.

Надежда – на президентов. Украинские дипломаты, в отличие от медиасреды, достаточно рассудительно реагируют на заявления со стороны Варшавы, стараясь не похоронить хотя бы то, что есть. Важным шагом можно считать инициирование Консультационного комитета президентов Украины и Республики Польша на уровне внешнеполитических советников.

Встреча состоится на этой неделе в Кракове. Во время телефонного разговора Петра Порошенко с Анджеем Дудой было согласовано начало подготовки рабочего визита президента Польши в Харьков в декабре. Это будет хорошей возможностью для обеих сторон хотя бы попробовать перейти от популизма и громких заявлений к дискуссии и диалогу.

На чудо, конечно, надеяться не стоит. Тема трагедии на Волыни из польской политики никуда не денется, но это хотя бы даст возможность понять позиции друг друга и уменьшит градус напряжения. Ведь Украина рискует заплатить слишком большую цену, потеряв такого важного экономического партнера, как Польша.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно