Чинить препятствия: почему бизнес воюет с УЗ из-за ремонта вагонов
И кто на этом может заработать

В пятницу вечером, 24 ноября, в здание по улице Тверской, 5, в офис и.о. главы ПАО «Укрзализниця» Евгению Кравцову приехали представители Попаснянского вагоноремонтного завода (ВРЗ), местных органов самоуправления города Попасная Луганской области и руководство компании «Лемтранс» – один из основных заказчиков этого ВРЗ. Гости хотели убедить руководство УЗ продлить договор аренды на Попаснянский ВРЗ, который 10 лет назад железная дорога передала трудовому коллективу. Его сроки истекают через месяц.
В тот вечер конкретного решения по Попаснянскому ВРЗ приехавшие так и не получили. Но в УЗ скрывать не стали, что думают о том, чтобы вернуть это предприятие под свое управление. В прошлом году железная дорога инициировала масштабную программу ремонта подвижного состава – мощностей для ремонта вагонов стало не хватать.
О рынке. Парк грузовых вагонов УЗ изношен более чем на 90%. В пиковое время перевозок – обычно с сентября по январь – вагоны в дефиците. На быстрое и масштабное обновление парка у УЗ денег нет, поэтому там решили сконцентрировать силы на плановом ремонте – это дешевле.
Плановый – это деповской и капитальный ремонты. По нормативам, деповской ремонт грузового вагона должны проводить каждые три года, капитальный – каждые 10–12 лет (но сроки могут быть значительно больше или меньше в зависимости от типа вагона).
Еще есть текущий ремонт – его проводят по факту поломки. Ремонтируют вагоны в депо и на вагоноремонтных заводах. Всего, по данным железной дороги, в ремонте задействовано девять частных предприятий, три завода и 26 депо «Укрзализныци».
Парк грузовых вагонов
Всего | В эксплуатации | Средний возраст | |
Грузовые вагоны УЗ | 169 000 | 70 500 | 26 |
Грузовые вагоны (частные) | 65 000 | 53 000-55 000* | 14 |
Данные: «Укрзализныця»
*Оценка: Mind
О планах. По итогам 2016 года вагоноремонтные предприятия отремонтировали около 40 000 вагонов, это примерно 30% действующего парка грузовых вагонов (включая вагоны из частного парка). По итогам девяти месяцев этого года – 32 000 вагонов, что составило примерно 23,5% парка. По словам Олега Мотина, начальника департамента вагонного хозяйства УЗ, в следующем году предприятия железной дороги отремонтируют около 20 000 своих грузовых вагонов и порядка 16 000–18 000 вагонов частных компаний. Всего, в соответствии с планами развития УЗ на 2017–2021 годы, на ремонт и модернизацию грузовых вагонов железная дорога собирается направить 6,5 млрд грн.
Планы УЗ по ремонту грузовых вагонов на 2017–2021 годы
Отремонтирует (ед.) | Потратит (млрд грн) | |
Ремонт и модернизация грузовых вагонов | 46 028 | 6,5 |
Источник: «Стратегия развития ПАО «Укрзализныця» на 2017–2018 годы», которая была представлена руководством железной дороги 12 сентября 2017 года во время круглого стола с участниками транспортного рынка
В чем проблема? Вагоноремонтные, как частные, так и государственные, предприятия работают с высокой загрузкой, и не успевают перекрывать запросы на ремонт. «Мы загружены почти на 100%, завод работает в две смены», – говорит Игорь Козачок, главный инженер Жмеринского вагоноремонтного завода ООО «Экспресс».
«Из-за высокой нагрузки наши предприятия приостановили работу с частными заказами, мы ремонтируем в первую очередь свои вагоны», – признается Евгений Кравцов. Это успели ощутить владельцы частного парка: в период пиковых нагрузок по перевозкам у них возникают сложности с оперативным ремонтом – вагоны (кузов) часто повреждаются при погрузке/выгрузке в портах. Кроме того, в последние несколько лет участились случаи воровства деталей с вагонов. Например, в прошлом году у компании «Лемтранс» было разоборудовано 5160 вагонов, это примерно 25% парка компании.
Кто виноват? Версия УЗ. На железной дороге считают, что нынешняя проблема – следствие непродуманной либерализации рынка. «Когда открывали железнодорожную инфраструктуру для частного парка, никто не ставил задачу перед частниками создавать собственные базы обслуживания подвижного состава. Это сделали только те компании, у которых большой парк вагонов, но их мощности рассчитаны под собственные нужды. А другие не решили этот вопрос, и сейчас у них проблемы с оперативным ремонтом», – рассуждает Евгений Кравцов.
В Украине только два грузоотправителя построили собственные цеха по ремонту вагонов – Ferrexpo (ДП «Ферротранс») и Aurum Group, бывшая Inter Car Group (ООО «Агрегатбуд»). Проектная мощность цеха Ferrexpo рассчитана на 100 вагонов деповского ремонта месяц. Компания на собственной ремонтной базе производит 25% деповских ремонтов вагонов компании от общего количества отремонтированных (≤ 200 единиц) в объеме деповского ремонта и 100% текущих ремонтов (из-за нехватки персонала цех работает только в дневную смену, на 50% мощности). В строительство цеха Ferrexpo вложила около 20 млн грн.
«Агрегатбуд» может ремонтировать до 1000 вагонов в год – в оперативном управлении компании около 500 полувагонов.
Кто виноват? Версия бизнеса. Владельцы частного парка говорят, что строить собственные мощности для ремонта своих вагонов – невыгодно. «Строительство депо требует крупных инвестиций. Для собственника парка из 3000–4000 вагонов инвестировать в депо нецелесообразно (львиную долю частного парка формируют компании с парком до 500 вагонов. – Mind)», – говорит Владимир Мезенцев, гендиректор компании «Лемтранс». Руководитель компании считает, что существующая ремонтная база УЗ в состоянии покрыть запрос рынка – вопрос в эффективности управления и обновлении мощностей.
В Ferrexpo говорят, что строили собственный цех по ремонту вагонов для того, чтобы минимизировать время пребывания собственных вагонов в ремонте на предприятиях УЗ, а как отдельный бизнес это направление не рассматривали. «Мы всегда имели отношение к железнодорожному транспорту – у нас достаточно большое количество технологического железнодорожного транспорта. Поэтому для нас это было физически и экономически оправданным», – объясняет Дмитрий Спатарь, заместитель главы правления Полтавского ГОКа по коммерческим вопросам (предприятие входит в Ferrexpo).
Как будет развиваться ситуация? В ближайшее время в вагоноремонтный бизнес придут новые игроки, но это будет не строительство новых предприятий, а новый вид услуги у предприятий, связанных с вагоностроением. По информации Mind, в «Укрзализныце» сейчас рассматривают заявки на получение лицензии на деповской ремонт вагонов от «Полтавхиммаша», Крюковского вагоностроительного завода и Дизельного завода – предприятия выпускают грузовые вагоны. Выход новых игроков немного снизит нагрузку по деповскому и капитальному ремонту подвижного состава, но полностью проблему не решит.

Справка: кто ремонтирует вагоны*
- ООО «Экспресс», Жмеринка Винницкой области (конечный бенефициарный владелец Виктор Жеребнюк);
- ГП «Ферротранс» (Ferrexpo), Горишние Плавни Полтавской области, может ремонтировать только собственный парк вагонов;
- ОАО «Днепровагонремстрой», Днепр, (принадлежит бизнесмену Леониду Юрушеву)
- ОМЗ «Карпаты», Новый Роздол Львовской области (конечный бенефициарный владелец Евгений Погребняк)
- ООО «Агрегатбуд» (Aurum Group), Рубежное Луганской области
- ВЧД Волноваха ООО «Лемтранс» – «Лемтранс» арендует у ОАО УЗ
- ВЧД Днепродзержинск ООО «Лемтранс» - «Лемтранс» арендует у ОАО УЗ, может ремонтировали только вагоны с собственного парка
- ОДО «Попаснянский ВРЗ» – арендует трудовой коллектив у ОАО УЗ
- ОАО «Днепровагонмаш», г. Каменское Днепропетровской области (группа «ТАС»)
- Филиал ОАО «Укрзализныця» Панютинский ВРЗ, смт Панютино, г. Лозовая Харьковской области
- Филиал ОАО «Укрзализныця» Дарницкий ВРЗ, Киев
- Филиал ОАО «Укрзализныця» Стрыйский ВРЗ, г. Стрый Львовской области
*Также ремонт вагонов выполняют 26 депо ОАО «Укрзализныця».
Данные: ПАО «Укрзализныця», аналитическая система YouControl, открытые источники
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].