Всегда ли прав: как правильно работать с «внутренним» и «внешним» клиентом
И как построить эффективную и сильную команду, ориентированную на клиентов будущего

На V Международном форуме продвижения юридических услуг, который состоялся в Киеве в начале декабря, обсуждали развитие инноваций и новейших технологий в юридической сфере. Спикеры рассказывали, каким образом в будущем продавать продукты и услуги клиентам нового поколения и стоит ли менять стратегию управления командой в зависимости от ее составляющих. Юристы опровергали утверждение, что «клиент всегда прав» и рассказывали, каким образом следует развивать профессиональные и личные качества, чтобы защитить компанию от оттока кадров и поддерживать достойный уровень удовлетворенности сотрудников. Mind предлагает вниманию читателей наиболее интересные тезисы выступлений спикеров форума.
Как достигать консенсуса с клиентами
Клиентские ценности. Размышляя о том, как привлечь новых клиентов и удержать существующих, первое, о чем мы думаем – удовлетворение их потребностей. И это ошибка большинства. Валерий Папакуль, партнер «Степановский, Папакуль и партнеры», говорит о том, что важно определять клиентские ценности, поскольку клиент делает свой выбор на основе собственных ценностей, а затем уже реализует их в потребностях, которые по своей сути являются конечным результатом. И если раньше целью компаний было «попасть» в потребности клиентов, то сейчас задача заключается в другом – разделять их ценности. При рассмотрении стратегии клиентского выбора следует четко понимать взаимосвязь, помогать в выборе, использовать аналитический подход – то есть надо копать глубже.
В то же время вопрос правильного расставания с клиентами Валерий Папакуль оставляет открытым. Стоит помнить, что будущее за теми, кто находится ближе к клиенту. И не следует забывать, что ваш новый заказчик – это, скорее всего, чей-то бывший клиент, поэтому надо учитывать, что и от вас он также легко может уйти.

Валерий Папакуль
Ориентация на рекомендации. Папакуль считает, что сейчас, в первую очередь в юридическом бизнесе, нужно больше обращать внимания на рекомендации. Некоторые компании отмечают, что около 90% клиентов пришли к ним благодаря людям, которые их порекомендовали, но мало кто пытается с ними плодотворно сотрудничать. Это могут быть члены клуба сторонников компании, амбасадоры, лидеры мнений или просто люди, которые вас рекламируют, а не только существующие клиенты.
Что необходимо делать для того, чтобы удержать клиента и превратить его в того, кто вас рекомендует? Делать это можно путем просвещения, привлечения и развлечений, которые разжигают интерес и приводят к существенному повышению уровня доверия и превращают клиентов в рекомендателей. Как это следует делать, зависит от каждого клиента лично. Но перед этим следует провести политику самоидентификации: что вы за компания, что продаете, кто ваш клиент. Важный аспект, которому не все уделяют достаточно внимания, это антирекомендации. Все понимают, что существуют люди, которые нелестно отзываются о компании, но мало кто может их идентифицировать. Потому что, когда новые клиенты приходят в компанию, они чаще всего готовы поделиться, кто порекомендовал им это сделать, потому что хотят лучшего отношения, скидки или каких-то привилегий. А вот когда разрывают отношения или распространяют плохие отзывы, то гораздо реже ссылаются на кого-то. Поэтому работают с ними, как правило, только крупнейшие компании, имеющие для этого достаточно ресурсов.

Валерий Папакуль и Ирина Химчак
Какой он – клиент будущего. Необходимо понимать, какими будут ваши клиенты через 5–10 лет, как сильно они будут отличаться от современных и стоит ли менять стратегию вашей компании. Ирина Химчак, партнер коммуникационного агентства Be-Centric, считает, что клиенты будущего – это молодежь, которым сейчас по 17–20 лет. Одним из важнейших факторов для них являются их личные достижения. И уже сейчас в мировой экономике именно на поколение Z приходится $44 млрд.
Молодежь будет отдавать предпочтение фирмам, которые разделяют их ценности, а не просто удовлетворяют потребности. Важными факторами для них является уникальность, справедливость внутри компании и адаптивность бренда. Ирина Химчак приводит следующие статистические данные о клиентах поколения Z: 72% из них говорят о том, что расовое равенство – это важно, 64% – о важности гендерного равенства, 48% выступают за равенство по отношению к секс-ориентации. Они проверяют свои социальные сети в среднем 100 раз в день и проводят там около 9 часов в сутки. Также не следует забывать о том, что клиент поколения Z способен найти любую информацию за считанные секунды, поэтому ввести в заблуждение его практически невозможно.
«Внутренний клиент», который формирует имидж компании

Елена Волянская
Довольный сотрудник – довольный клиент. Елена Волянская, советник Юридической группы LCF, напоминает аксиому менеджмента «довольный сотрудник создает довольного клиента». Для того чтобы управлять компанией, необходимо знать три вещи: насколько довольны клиенты, насколько довольны сотрудники и какой поток денежных средств. В современных реалиях стоит добавить еще несколько. Все усилия компании, направленные на удовлетворение сотрудника и лояльного внешнего клиента, имеют целью один и тот же результат – увеличение потока денежных средств. Путь, который выбирает большинство, – это повышение качества внутреннего сервиса, и в перспективе это будет влиять на повышение уровня удовлетворенности клиентов, таким образом увеличивая их лояльность. Согласно исследованиям, увеличение показателя удовлетворенности сотрудников в среднем на 5% демонстрирует увеличение прибыли на 50%.
Визуализация будущего сотрудника. Оксана Дорошенко, управляющий партнер ЮК A.S.A. Group, считает, что прежде чем брать человека в свою команду, надо визуализировать его: кто он такой, какими компетенциями обладает, каких ценностей придерживается. Дорошенко не верит в сверхрезультаты без четко прописанной системы ценностей внутри компании. Нужна дисциплина и четкие графики выполнения поставленных задач.
Для сотрудников в компании следует прописывать профили должностей. И это не только компетенции, навыки и коммуникации, а скорее личностные характеристики каждого. Форма контракта с «внутренним клиентом» со времен индустриализации существенно изменилась. Если раньше сотрудник отдавал знания, время, здоровье и получал финансовое вознаграждение, то теперь кроме денег он получает и комфорт, и статус. Сейчас компании хотят, чтобы сотрудник отдавал свою креативность и относился к работе как к хобби. А за это он получит самое главное – возможность самореализации. Для современного поколения она приобретает большее значение, чем деньги.

Оксана Дорошенко
Что необходимо для построения сильной команды. Вопрос о делегировании задач и обязанностей задавал сам себе, пожалуй, в определенное время каждый из нас. И ошибка большинства компаний заключается в том, что они считают, что партнеры или старшие по должности могут своим примером помогать повышать компетенции младших работников. Дорошенко считает это ошибкой: «Мы поняли, что надо нанимать компетентных людей извне, которые являются профессионалами своего дела, которые бы учили наших сотрудников. Ведь важна личная эффективность каждого работника». По ее словам, надо мыслить не задачами, а проектами. «Есть дата и проект, и все понимают, что необходимо работать в рамках этого проекта», – объясняет она.
Идеальная ситуация для компании в целом – это довольный сотрудник и довольный клиент. Это когда отношения «клиент – сотрудник» уже переходят из рабочих в более дружественные. В этом случае клиент будет возвращаться за услугами, а также рекомендовать вашу компанию знакомым. Иногда просто необходимо предоставлять превентивные услуги клиенту, когда он еще не знает, что это ему пригодится в будущем, а вы уже и план составили, и смету просчитали. И вот такая идеальная ситуация напрямую влияет на прибыль компании. Доказано, что средний чек постоянного клиента всегда выше, чем нового.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].