Яркая иллюстрация: как и зачем Рада голосовала за реинтеграцию Донбасса
И что изменилось в документе ко второму чтению

Верховная Рада наконец проголосовала за скандальный закон №7163 о реинтеграции Донбасса. 280 голосов «за» фактически полностью перечеркнули все предположения о жестком противостоянии в парламенте. Сам же закон еще больше усложняет ситуацию вокруг Донбасса и ставит под вопрос перспективы Минских соглашений.
Только на третий день Рада все же смогла принять закон, узаконивающий статус ВСУ в зоне АТО, признающий Россию агрессором, а «ДНР» и «ЛНР» – террористическими организациями. История началась еще во вторник и сопровождалась как уличными митингами протестующих против возможной «зрады», так и сумасшедшим количеством поправок, которые, по большому счету, и послужили главной причиной затягивания рассмотрения документа. Итог оказался гораздо прозаичнее, чем предполагали почуявшие политический кризис комментаторы. Закон был принят практически всеми демократическими партиями. Причем, по сути, в той редакции, которая была выгодна президенту Украины Петру Порошенко.
Почему сейчас? Принятие документа было стратегической целью Порошенко еще с начала осени. Документ обозначает и повышает статус президента сразу по нескольким направлениям. Внутри страны – существенно расширяет его полномочия под прикрытием защиты национальных интересов. На международной арене – обозначает видение Киева решения конфликта на Донбассе. Грубо говоря, документ закрепляет политическую позицию власти последних трех лет. При этом вопрос реализации пунктов документа на практике для власти не так важен.
Подобная декларация – сигнал, который будет рассматриваться как нулевая точка в любом диалоге. Для АП принять документ было важно именно сейчас, для того чтобы вернуть инициативу Киеву после активизации в прошлом году переговоров по линии Волкер – Сурков. Этот формат выносил участие Киева за скобки, теперь же закон о реинтеграции Донбасса невозможно будет игнорировать в диалоге между американской и российской сторонами.
РФ – государство-агрессор, «ЛДНР» – оккупационная администрация агрессора. Это наиболее резонансная, но наименее на что-либо влияющая часть закона. В то же время введение подобных терминов в законодательное поле Украины намечалось уже давно. С точки зрения международного права и политического влияния подобные формулировки влекут за собой целый ряд последствий. Но то, как они будут использованы, зависит уже от Киева. В частности, открытым остается вопрос о статусе договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве с Россией.
Что теперь будет со статусом людей с «той стороны»? Законом устанавливается, что лица, которые участвовали в боевых действиях или работали в администрациях оккупационной власти, подлежат уголовной ответственности. С одной стороны, это не касается 90% простого населения Донбасса, с другой – противоречит логике Минского процесса, в котором предусматривался механизм амнистии. Но, учитывая полное отсутствие прогресса по указанным вопросам, закон в этом отношении мало на что влияет. К этой теме можно будет вернуться только после сближения позиций и начала практической реинтеграции региона.
Почему Нацгвардия переподчиняется президенту? Это прямая норма закона, согласно которой армия становится во главе всех вооруженных подразделений в зоне конфликта, включая Национальную гвардию. Это говорит о том, что президент усиливает свое влияние на МВД.
Как расширяются права военных в зоне АТО? Одним из главных нововведений закона является получение военными права на обыски, остановку транспорта, вход на территорию домовладений. Учитывая отсутствие налаженного контроля над компетенцией и действиями субъекта подобных действий, на повестке дня встал вопрос о соблюдении прав человека. Ответ на него пока не получен.
Почему в документе нет Крыма? Крым есть, но только в преамбуле. В парламенте все же не нашлось единства по этому вопросу, поэтому статус полуострова и проблемы его взаимодействия с Украиной пока не вносили документ. Для определенной части нардепов эта тема была и остается принципиальной, но соответствующие правки так и не набрали необходимого количества голосов.
Впрочем, после голосования спикер Верховной Рады Андрей Парубий дал поручение соответствующему комитету разработать законопроект о свободной экономической зоне в оккупированном Крыму, о чем неоднократно поднимался вопрос при рассмотрении законопроекта о деоккупации Донбасса.
Сколько правок нардепов прошло? Закон приняли с поправками, озвученными секретарем парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны, народный депутат от БПП Иван Винник. Самый любопытный момент голосования заключается в том, что большинство фракций не хотели голосовать за законопроект, внеся беспрецедентное количество правок. Всего к документу было внесено около 700 предложений, которые рассматривались три дня. В конце концов из всех поправок, предложенных парламентариями, в документ были внесены лишь две "депутатских" – под №649 и №650 – авторства народного депутата Алексея Рябчина (политическая партия «Батькивщина») относительно судебных исков в связи с военной агрессией на Донбассе, которые могут подаваться по месту жительства или пребывания истца, а также о предоставлении льгот по уплате судебного сбора заявителям и истцам в указанных судебных делах.
Почему президента поддержали практически все фракции? Это один из ключевых вопросов и одновременно выводов голосования. «Самопомощь» и «Батькивщина», которые все три дня говорили о недоработках документа и желании президента полностью перетянуть на себя властное одеяло, практически в полном составе поддержали закон. Это фактически яркая иллюстрация уровня политической конкуренции в стране.
Что будет с Минскими соглашениями? Глупо отрицать, что отдельные части закона противоречат Минскому процессу. Но, учитывая полную заморозку этого формата, говорить о какой-либо катастрофе для переговоров не приходится. Просто по причине полного отсутствия движения в Минском направлении. Как, собственно, и бессмысленно пророчить закону о реинтеграции статус могильника соглашений. Похороны, как и реанимация этого формата зависят совершенно от других факторов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].