Ставка на скорость: какой новый общественный транспорт появится в Киеве
И как он повлияет на жизнь города

В КГГА решили внедрить инновационный общественный транспорт в инфраструктуру города. В столице могут появиться tram-train и BRT. В конце прошлого года КГГА заказала разработку технико-экономического обоснования для этих проектов. Также власти города намерены пересмотреть систему работы городской электрички. Как будет работать этот транспорт и во сколько обойдется городу реализация таких идей – разбирался Mind.
Поставить на рельсы: tram-train
Это трамвай-поезд, который может использовать инфраструктуру железной дороги. По предварительным данным, общая протяженность линии в Киеве составит 37,2 км, из которых 14,7 км – инфраструктура скоростного трамвая. Остальное – инфраструктура железной дороги. Tram-train может развивать скорость до 120 км/ч.
Где запустят? Линия tram-train будет включать два маршрута: «Милославская» – «Северная», и «Дарница» – «Кольцевая дорога». Оба маршрута пройдут через Дарницкий железнодорожный мост. На левобережной части города tram-train пройдет по линии скоростного трамвая, в районе станции «Троещина-2» перейдет на железнодорожное полотно.
Сколько нужно денег? Точную цифру покажет ТЭО. По данным КГГА, проект будет готов к началу лета этого года. В 2016-м стоимость запуска tram-train в КГГА оценивали почти в 10 млрд грн (около 2 млрд – на строительство инфраструктуры, остальное – на приобретение подвижного состава – 80 5-секционных вагонов с низким полом).
Когда появится? Если ТЭО проекта будет готово в срок, строительство могут начать уже в следующем году. По оценкам Сергея Майзеля, экс-директора Департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской государственной администрации, реализация проекта займет три-четыре года.
Какой пассажиропоток? Планируется, что ежедневно таким видом транспорта будут пользоваться около 240 000 пассажиров. Это примерно 60% тех объемов, которые за сутки перевозят все трамваи в Киеве.
Коридор для метробуса: BRT (bus rapid transit)
Скоростной транспорт (троллейбус/автобус), который курсирует по специально выделенной (отгороженной) полосе. Скорость движения такого транспорта – около 120 км/ч. Планируется, что в Киеве будет реализована система движения скоростного троллейбуса (как более экологичный вид транспорта).
Где запустят? Метробус пройдет по скоростному коридору от жилмассива «Троещина» до Чоколовки через Московский мост. На правом берегу – мимо станций метро «Петровка», «Дорогожичи», остановки скоростного трамвая «Индустриальная» и через Севастопольскую площадь. Этот проект включает в себя реконструкцию 22 км дорожного полотна и обустройство остановок и пересадочных узлов.
В перспективе линия BRT может быть развита в направлении Дарницкой площади, через Лесной массив.

Сколько нужно денег? По информации КГГА, реализация идеи (маршрут от Троещины до Чоколовки) вместе с закупкой подвижного состава обойдется примерно в 100 млн евро.
Когда появится? ТЭО проекта планируется завершить до конца года. Приступить к строительству намереваются в следующем году. Заместитель мэра Киева Илья Сагайдак говорит, что запустить такой транспорт и обустроить соответствующую инфраструктуру можно за три года.
Какой пассажиропоток? По расчетам специалистов из Всемирного банка, маршрутом между Троещиной и Чоколовкой будут пользоваться до 170 000 пассажиров в сутки. Если линию протянут до Дарницкой площади – пассажиропоток может вырасти на 30%.
Вагон перспектив: городская электричка
Это не новый вид транспорта для Киева – электричка возит пассажиров по городскому железнодорожному кольцу с 2009 года. В парке всего 12 электропоездов. На маршруте работает 11 электропоездов в будние дни и шесть – в выходные. По словам Сергея Литвинова, и. о. директора КП «Киевпасстранс», максимальная пропускная способность одной электрички составляет 50 000 пассажиров в сутки. Но пока все электропоезда в совокупности перевозят около 20 000 пассажиров в сутки (в системе городского общественного транспорта меньше перевозит только фуникулер – от 7000 до 15 000 пассажиров в сутки).
В КГГА хотят увеличить загрузку этого вида транспорта и интегрировать ее в систему городского общественного транспорта.
Что изменят? Подвижной состав городской электрички довольно старый (восемь поездов 1977–1979 годов, а четыре – 2003–2005 годов выпуска). Но закупать и модернизировать электропоезда не планируется. «Если ТЭО tram-train, которое сейчас разрабатывается, получит позитивный вывод – этот новый подвижной состав полностью заменит все электропоезда проекта «Городская электричка», – уточняет Сергей Литвинов.
Среди рассматриваемых вариантов развития маршрутов: продлить путь электрички (tram-train) от станции Троещина по улице Бальзака до улицы Цветаевой (как временный аналог части метрополитена – Подольско-Выгуровской линии).

Сколько нужно денег? Три года назад в КГГА говорили, что на развитие проекта «Городская электричка» необходимо около 2 млрд грн и 1,5 года – кроме продления линии на Троещину, планировалось построить правый поворот на Березняках (чтобы сократить время следования с Троещины до Выдубичей), две новые платформы возле станции метро «Лыбедская» и «Политехнический институт» и обеспечить подвозы к железнодорожным станциям из пригорода.
Какую проблему решит? По расчетам специалистов Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, городская электричка может в течение двух лет выйти на объемы перевозок 250 000 пассажиров в сутки. В совокупности, если объединить систему городских трамваев (и tram-train) с городской электричкой, рельсовый вид транспорта мог бы перевозить около 1,1 млн человек. Такое перераспределение потоков в значительной мере разгрузит и метрополитен.
Если городскую электричку интегрируют в систему железнодорожного сообщения с городами-спутниками – она смогла бы перевозить около полумиллиона пассажиров в сутки.
В чем сложность? Городскую электричку запускали как вспомогательного перевозчика на период строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Развитие новых маршрутов не предусмотрено в Генеральном плане Киева, что затрудняет реализацию проекта.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].