«Весна» уже близко: какие из правительственных законопроектов Рада рассмотрит в ближайшее время

«Весна» уже близко: какие из правительственных законопроектов Рада рассмотрит в ближайшее время

Mind продолжает обзор предложенных новаций и их жизнеспособности в современных экономических и политических условиях

Цей текст також доступний українською
«Весна» уже близко: какие из правительственных законопроектов Рада рассмотрит в ближайшее время
Фото: правительственный портал

Редакция Mind предлагает читателям подробный анализ правительственных инициатив. Мы начали цикл публикаций, в которых, кроме содержания предложенных законопроектов, сведений об их лоббистах и исследования экономической основы, даем собственную субъективную оценку этим документам. Сейчас предлагаем вашему вниманию ряд важных законопроектов экономического направления, которые запланированы на рассмотрение на текущей парламентской неделе 26 февраля – 2 марта.

Часть из них входит в так называемый реформаторский блок из 35 законопроектов под названием «Весна реформ», анонсированных 31 января премьер-министром Владимиром Гройсманом во время правительственного заседания. Принятие этих документов, по мнению главы Кабмина, должно обеспечить рост ВВП страны до 5–7% в год. Основной акцент в представленной Гройсманом программе сделан на дерегуляции и улучшении бизнес-климата, защите прав предпринимателей, упрощении доступа бизнеса к финансированию и стимулировании инноваций.

Несколько законопроектов из этого блока мы уже начали анализировать, включая законопроект №4591 «О Учреждение бизнес-омбудсмена», который также запланирован на рассмотрение на этой неделе. Но, поскольку Верховная Рада уже давно не соблюдает регламентных принципов формирования повестки дня, существует высокая вероятность того, что во время пленарной работы появятся новые «неожиданные» проекты законов с голоса.

Проект закона об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав

  • Номер и дата регистрации: 7466 от 28.12.2017
  • Автор. Кабинет министров Украины
  • Этап. Внесен в повестку дня сессии, планируется к рассмотрению 27 марта

Цена вопроса. Официально минимальный объем рынка авторских и смежных прав в Украине в 2016 году составил около 80 млн грн. Для сравнения: в Великобритании этот рынок составляет 714 млн евро (в 310 раз больше), во Франции – 1,109 млрд евро (в 410 раз больше). Логично, что в Украине при должной борьбе с нелегальным распространением контента рынок авторских прав потенциально составляет более 8–10 млрд грн.

Содержание. Закон регламентирует создание и функционирование юридических лиц – организаций коллективного управления, которые будут управлять, контролировать и собирать средства от имени правообладателей за использование их имущественных авторских прав и смежных прав. Входит в пакет «реформаторских законопроектов» Владимира Гройсмана.

Кто выиграет. Владельцы авторских и смежных прав – иностранные и отечественные производители контента (аудио, видео и др.).

Кто проиграет. Физические и юридические лица, нелегально использующие контент.

Позиция парламентских юристов. К законопроекту высказан ряд замечаний, касающихся несогласованности с действующим законодательством.

Прогнозируемая позиция фракций. Законопроект не имеет откровенных противников.

Шанс на принятие. Законопроект соответствует обязательствам Украины перед ЕС и США, и будет принят, как и аналогичные законопроекты по этой тематике. Например, действующее законодательство уже предусматривает штрафы за нарушение авторских прав в размере до 50 000 (!) минимальных заработных плат.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Мind. Сфера авторского права в Украине находится почти в зачаточном состоянии, что обусловлено отсутствием действенных механизмов контроля и наказания нарушителей, а также бедностью потребителей на внутреннем рынке. Украина традиционно входит в число мировых лидеров по распространению нелегального контента. Однако стремительная интеграция в европейское правовое поле не оставляет ни единого шанса пиратскому рынку в Украине, поскольку на власть постоянно давят в этом вопросе европейские и американские лоббисты. Однако закон может иметь негативные последствия для образовательной сферы и рынка труда, где в качестве орудий труда используются объекты авторского права.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности технологических парков

  • Номер и дата регистрации: 2216а от 01.07.2015
  • Автор: Кабинет министров Украины
  • Этап: готовится ко второму чтению, планируется к рассмотрению 1 марта

Цена вопроса. С 2000 до 2012 год технологические парки в Украине реализовали продукции на 12,6 млрд грн. Одновременно из госбюджета они получили 68,4 млн грн за тот же период. Потенциал развития еще больше. Так, для сравнения: в Турции существует более 290 индустриальных парков, 30% экономики Китая – это технопарки, в Польше – 81 индустриальный технопарк.

Содержание. Предлагается исключить технологические парки из перечня функциональных типов специальных (свободных) экономических зон; упрощается порядок регистрации технологических парков; определяются основания для установления срока действия и порядок введения специального режима инновационной деятельности технологических парков и тому подобное.

Кто выиграет. Предприниматели, стратегически – государство, граждане (благодаря созданию новых рабочих мест).

Кто проиграет. Государство, если технопарки будут использоваться с целью оптимизации налогов и непрозрачной теневой экономики.

Позиция парламентских юристов. К законопроекту высказан ряд замечаний по несогласованности с действующим законодательством.

Шанс на принятие. Высокий.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Мind. Законопроект касается технопарков, но не решает главного вопроса – устаревшей нормативной базы, касающейся специальных (свободных) экономических зон. Опыт существования подобных зон в Украине наряду с положительными, имеет отрицательные стороны – в виде злоупотреблений таможенным и налоговым режимом близких к власти заинтересованных лиц, а также непрозрачного бюджетного финансирования. Также возникают риски коррупции на уровне государственного регулирования, например, при определении, какой проект является «приоритетным инновационным проектом». Это несистемный законопроект, что свидетельствует об отсутствии в правительстве стратегического видения развития свободных экономических зон и технологических парков. Досадное впечатление оставляет и пояснительная записка, которая не содержит даже элементарного экономического обоснования.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли

  • Номер и дата регистрвции:  3096-д от 25.05.2017
  • Автор: Белькова Ольга и др.
  • Этап: готовится ко второму чтению, планируется к рассмотрению на 27 февраля.

Цена вопроса. Около 20% (более 4 млрд кубометров) газа в Украине добывают частные компании. Если принять во внимание текущие цены на газ, то годовой объем рынка частного газа составляет 34 млрд грн (а всего рынка – более 170 млрд грн). Плюс частных добытчиков нефти – 236 000 тонн ежегодно, что составляет 0,5 млрд грн. Однако речь, скорее, должна идти о потенциальных не разработанных месторождениях нефти и газа. Запасы газа в Украине оцениваются в 4,5 трлн млрд куб. м.

Содержание. Классический лоббистский законопроект устанавливает преференции для нефтегазодобывающих компаний в части отвода земельных участков и выдачи соответствующих разрешений. Входит в пакет «реформаторских законопроектов» Владимир Гройсман.

Кто выиграет. Государственные и частные нефтегазовые компании, теоретически – государственный и местные бюджеты от увеличения поступлений рентных платежей.

Кто проигрывает. Землевладельцы. Законопроект устанавливает простые механизмы изъятия земельных участков с плодородными почвами под нефтегазовый комплекс. Если начнут внедряться технологии добычи сланцевого газа и нефти, Украина рискует потерять много плодородных земель. К тому же закон не определяет компенсации рыночной цены земли (из-за отсутствия рынка как такового), а потому компенсация будет мизерной. Также могут быть недовольны представители местных органов власти, о чем свидетельствует конфликт между государственной компанией «Укргаздобыча» и председателем Полтавского облсовета Александром Беленьким как раз по этому поводу.

Позиция парламентских юристов. Отсутствует.

Прогнозируемая позиция фракций. Во всех фракциях есть критики и сторонники законопроекта. Провластные фракции и «Оппозиционный блок» дадут нужное количество голосов. Категорически против могут выступить «Батькивщина», группа «Воля народа».

Шанс на принятие. Высокий.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Мind. Вызывает удивление рассмотрение законопроекта при отсутствии обязательного юридического заключения юристов ВРУ. Имея за кулисами влиятельных лоббистов, законопроект имеет критиков только среди маргинальных политических сил. Глобально закон будет способствовать увеличению добычи нефти и газа в Украине. Но учитывая тарифную политику государства, вряд ли от этого газ станет дешевле для конечных потребителей. Плюс вызывают ряд вопросов возможные экологические последствия.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно