Энергичный гендер: сколько женщин работает в нефтегазовых компаниях мира

Энергичный гендер: сколько женщин работает в нефтегазовых компаниях мира

Как распределяются топовые должности по половому признаку

Цей матеріал також доступний українською
Энергичный гендер: сколько женщин работает в нефтегазовых компаниях мира
Фото Royal Dutch Shell

Нефтегазовый сектор по показателю доли женщин в рабочей силе – 22% – уступает всем промышленным отраслям, кроме строительной, где цифра еще ниже – 11%. Но именно более активное привлечение женщин может помочь индустрии справиться с дефицитом кадров в обозримом будущем. К такому выводу пришли авторы исследования «Скрытые резервы: как обеспечить гендерный баланс в нефтегазовой отрасли», проведенного в крупных нефтедобывающих странах Всемирным нефтяным советом (World Petrolem Council) и консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG).

В исследовании отмечается, что сейчас почти три четверти сотрудников нефтегазового сектора – это опытные специалисты в возрасте 50 лет и старше. Значит, в ближайщие годы индустрии предстоит заменить их более молодыми работниками. Также понадобится приток талантливых специалистов, чтобы обеспечить прирост производительности капитала.

Каков «гендерный портрет» отрасли? На данный момент женщины в нефтегазовом секторе редко фигурируют на всех уровнях должностей. Это наиболее очевидно по мере роста уровня сотрудников: на женщин приходится 27% рабочих мест начального уровня, для которых необходимо университетское образование, 25% позиций среднего звена и только 17% рабочих мест на уровне принятия решений. На уровне CEO в нефтегазовой отрасли всего 1% позиций занят женщинами.

Отдельно авторы исследования выделяют низкую долю женщин на технических должностях и полевых позициях. Но именно такая работа зачастую является обязательным требованием на пути карьерного роста в нефтегазовом бизнесе. Считается, что специалисты с большим полевым опытом лучше понимают нюансы производственного процесса.

Аналогичная проблема касается должностей, предполагающих работу за рубежом, которые также играют ключевую роль для продвижения в секторе. Женщины занимают только 10% таких позиций, несмотря на то что они зачастую проявляют больший энтузиазм относительно возможной смены места жительства: в среднем 36% женщин готовы занять позицию за рубежом – против 28% мужчин. Лишь в двух регионах, Африке и Латинской Америке, большинство мужчин, от 70% до 80%, готовы переехать, в то время как их коллеги-женщины склонны к такому решению только в 20-30% случаев.

Несмотря на приоритетную роль мужчин в нефтегазовой индустрии, вспомогательные и административные службы даже здесь остаются теми направлениями, где у женщин наиболее широкие возможности для карьеры. В таких подразделениях как финансы и бухгалтерский учет, юридические службы, PR и управление персоналом их занятость в 2,5 раза выше в сравнении с технической сферой. Женщины работают и на буровых установках, но, как правило, это также административный персонал, химики либо лаборанты.

Почему так? Подобный гендерный расклад с персоналом нефтегазовой отрасли характерен сейчас и для Украины. Хотя украинские женщины по силе своего характера предрасположены к успешной карьере в любых индустриях, важным приоритетом в их жизненной реализации остается семья, поэтому они не спешат конкурировать с мужчинами.

Несмотря на популярность феминизма, в Украине по-прежнему преобладает представление о мужчине как о «добытчике», а о женщине – как о «хранительнице домашнего очага». Это также сказывается на том, как распределяются роли в отечественной нефтегазовой отрасли. К тому же, в Украине эта сфера чрезмерно политизирована, а порой и небезопасна, что также не добавляет ей привлекательности среди женщин для карьерной реализации на высоких управленческих позициях.

Поэтому, вероятно, еще ни одной женщине не удалось затмить Юлию Тимошенко в украинском нефтегазовом бизнесе и отнять у нее титул «газовой принцессы», который она получила благодаря успехам в руководстве компанией «Единые энергетические системы Украины» и в правительстве. А среди претендентов на должность главы госхолдинга НАК «Нафтогаз Украины», в котором сконцентрированы основные финансовые потоки отечественной нефтегазовой отрасли, за более чем 20 лет его существования еще ни разу фигурировала женщина.

Енергійний гендер: скільки жінок працюють у нафтогазових компаніях світу
Фото Royal Dutch Shell

На кого равняться? Тут весьма интересным для Украины может быть пример Польши, где крупнейшей государственной нефтегазовой компанией Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) в 2012 – 2013 годах руководила Гражина Петровска-Олива. Свое первое высшее образование она получила в Музыкальной академии в Катовице, став дипломированной пианисткой, а потом уже стала изучать бизнес и экономику в разных бизнес-школах, получив степень МВА в INSEAD во Франции.

Очевидно, что в перспективе роль женщин в развитии промышленных отраслей Украины будет укрепляться благодаря распространению идеи гендерного равенства, которая получила широкую популярность в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах.

В Глобальном рейтинге гендерного равенства, который составляет Всемирный экономический форум, Украина в 2017 году по сводному показателю заняла 61 место среди 144 стран, улучшив свои позиции на восемь пунктов в сравнении с 2016 годом.

Этот показатель учитывает несколько параметров. Больше всего баллов Украина получила при оценке доступности образования для женщин, что позволило ей занять 28 строку; 34 позицию страна получила по уровню экономических возможностей, 51-ю – по качеству здравоохранения и лишь 103-ю – по  степени доступности участия для женщин в политике.

Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, заниматься бизнесом, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно