Доход из воздуха: почему аэропорты хотят развивать грузовую инфраструктуру

Доход из воздуха: почему аэропорты хотят развивать грузовую инфраструктуру

И насколько это оправдано

Цей текст також доступний українською
Доход из воздуха: почему аэропорты хотят развивать грузовую инфраструктуру

К 2020 году в Украине планируют ввести в эксплуатацию новый международный аэропорт – Белая Церковь. Воздушная гавань должна появиться на базе аэродрома под Белой Церковью. Как отмечают в Мининфраструктуры (МИУ), проект предусматривает развитие не только пассажирской инфраструктуры, но и грузовой – там будет построен мультимодальный погрузочный логистический терминал. 

Планы по развитию грузовой инфраструктуры есть не только у Белой Церкви. Развивать ее хотят и в МА Борисполь, аэропортах Херсон, Запорожье, Николаев, о строительстве грузового терминала задумались даже в ГП «Антонов» – хотят построить такую инфраструктуру на своем аэродроме в Гостомеле. Рассчитывают превратить в грузовой хаб свой аэропорт власти Тернополя, грузовая концепция заложена в развитие аэропортов Одесса и Харьков.

Какие объемы? Сейчас в Украину/из Украины  авиацией в основном доставляют скоропортящиеся товары, почту, животных и экзотических рыб, продукцию украинского хендмейда и дорогостоящую негабаритную технику. По данным Государственной службы статистики, в 2017 году объем авиационных грузоперевозок вырос почти на 10%. Но все равно в общей структуре грузов объемы авиационной доставки мизерные – самолетами перевозится всего 100 000 тонн, или около 0,02% всех грузов. Данные Госавиаслужбы еще менее оптимистичные – по итогам минувшего года авиакомпании перевезли всего 83 000 тонн грузов и почты.

Тем не менее, в аэропортах уверены в потенциале этого направления. Например, в МА «Борисполь» считают, что при строительстве современного терминала и привлечения в него специализированного инвестора  аэропорт мог бы выйти  на 400 000–500 000 тонн грузов в год, что в почти в десять  раз превышает прошлогодние объемы грузового терминала Борисполя и почти в пять раз превышает показатели всех украинских аэропортов. В МА Херсон рассчитывают обрабатывать не менее 120 000 тонн грузов в год, планы Белой Церкви в отношении грузового терминала не ясны, но десять лет назад на территории аэродрома американская компания SolidTeam собиралась строить  терминал мощностью не менее 150 000 тонн грузов в год. У остальных воздушных гаваней планы скромнее, но счет тоже идет на десятки тонн грузов в год.

Кто возит? С украинскими аэропортами работают иностранные компании: авиационное подразделение DHL, Turkish-Airlines, Silk Way West Airlines. Есть еще 23 отечественных компании, которые специализируются на перевозке грузов. «Лидеры перевозок – Авиалинии Антонова, МАУ, «ЗетАвиа», Maximus Airlines, "Украинские вертолеты", "Украина Аэроальянс" и "Альфа Эйр», – отмечают в Госавиаслужбе. Эти авиакомпании в минувшем году перевезли более 85% объемов грузов и почты. 

Но есть нюанс – основная работа почти всех украинских  авиакомпаний сосредоточена на чартерных грузовых перевозках  в других государствах  – они возят грузы в рамках гуманитарных и миротворческих программ ООН и других заказчиков.

Внутри страны авиационная доставка не востребована.  Из всех перечисленных авиакомпаний заметные объемы грузов дает только МАУ, и только Борисполю. «В структуре грузопотока аэропорта до 70% грузов и почты привозят регулярные пассажирские перевозчики и только 30% – специализированные каргоперевозчики», – уточняет Павел Рябикин, гендиректор МА Борисполь. Сейчас на Борисполь приходится, по разным данным, больше 85% всех авиационных грузов, которые обрабатываются в украинских аэропортах. 

На кого рассчитывают? В больших аэропортах – на крупные авиакомпании и международных логистических операторов, таких как DHL, FedEX, Kuehne+Nagel  и пр. «Если сюда придет оператор из ТОП-10 крупнейших логистических компаний, он перенесет с собой часть своих грузопотоков, уже сразу после введения в эксплуатацию нового терминала выйдет на показатели 450 000–500 000 тонн и дальше будет только наращивать объемы», – комментирует Евгений Дыхне, первый заместитель генерального директора МА Борисполь.

Но власти Херсона, например, в прошлом году вели переговоры с корпорацией Boeing – концерн изучал возможность использования украинского аэропорта в качестве запасного аэродрома для своих грузовых самолетов. В МА Запорожье считают, что развивать грузовой потенциал могла бы авиакомпания «Мотор-Сич».

В Тернопольской ОГА уверены, что аэропорт мог бы стать грузовым хабом для Западной Украины. Пока не совсем ясно, на какие грузопотоки рассчитывают власти. Но в конце 2017 года в аэропорт пришел грузовой авиаперевозчик – ООО «Вулкан Эйр». За полгода до этого авиакомпания получила разрешение от Госавиаслужбы на выполнение рейсов почти в 150 стран мира. В ее флоте три Ан-26Б – это модификация для контейнерных перевозок.

Чем заманят? «У нас есть выгодное географическое расположение. Мы можем перевозить грузы большими самолетами в европейские хабы, а дальше они будут распространятся небольшими самолетами по регионам», – заявлял ранее в интервью президент ГП "Антонов" Александр Кривоконь.

До кризиса такие планы строили в МА Харьков. Такую же концепцию исповедуют и в МА Борисполь. «У Борисполя большой потенциал для транзитных грузов – здесь работает авиакомпания МАУ, у нее не менее 40 направлений в Европу. И это может быть интересно грузовым операторам – они на своих больших самолетах привозят грузы, например, из Азии, здесь пересортировывают на небольшие партии и отправляют на пассажирских самолетах других авиакомпаний в Европу», – говорит Евгений Дыхне.  

Среди своих преимуществ в аэропортах называют сравнительно низкую стоимость труда в Украине. В МИУ напоминают о системе скидок, которые могут предоставлять перевозчикам аэропорты.

Что реально? Делать ставку на доставку грузов в/из Украины не оправдано. Пока с такими объемами легко справляются пассажирские авиакомпании и та устаревшая грузовая инфраструктура, которой располагают аэропорты. Тем более, нет смысла строить терминалы и под внутреннюю авиационную логистику – авиаперевозки самый дорогой способ доставки, проще и намного дешевле перевозить грузы внутри страны наземным транспортом. «Нет спроса на такие услуги, пока даже терминалы Одессы, Днепра, Харькова и Борисполя стоят не загруженные», – констатирует директор "КийАвиа Карго" Константин Гринько.

Наиболее возможный вариант для воздушных гаваней – транзитные грузы.  В мире авиацией в перевозится около 1% грузов в натуральном выражении (примерно 55 млн тонн), а в стоимостном примерно треть ($5,5 трлн).  Представители маркетплейсов отмечают, что клиенты хотят быструю доставку, особенно если это касается дорогого товара – это одна из причин, почему Amazon строит свой грузовой авиахаб в Цинциннати и обзаводится собственным флотом. 

В прошлом году объемы мировых грузоперевозок выросли на 9%. При этом авиакомпании в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе показали самый динамичный рост, а именно на транзит грузов между Европой и Азией полагаются украинские аэропорты в своих грузовых расчетах.

Что нужно?  В этом году IATA прогнозирует рост не менее чем 4,5%.  Это дает надежды украинским воздушным гаваням занять свое место в логистической цепочке на пути между Азией и Европой. Но для того чтобы привлечь инвестора мало отвести ему площадь под строительство инфраструктуры, аэропорты должны определиться с концепцией развития, нужно автоматизировать обработку грузов и адаптировать таможенное законодательство. 

Без таких изменений международные операторы будут обходить Украину стороной. Та же DHL в прошлом году открыла грузовой терминал в на территории аэропорта Варшава – одного из основных конкурентов МА «Борисполь».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно