«МаскиШоуСтоп» в действии: как СБУ «выполняет» нормы закона
На примере обысков в IT-компаниях Pillar, Vinconet и Ipan

В конце прошлой недели сотрудники Главного следственного управления СБУ провели в Виннице обыски в трех IT-компаниях – Pillar, Vinconet и Ipan. Согласно данным самих предприятий, их работа заморожена, изъяты жесткие диски со 110 компьютеров, а также конфискованы шесть офисных и около десяти личных ноутбуков. Прямой ущерб оценивается более чем в $30 000. Вероятные косвенные потери могут превысить $100 000.
На этой неделе премьер-министр Владимир Гройсман поручил Минюсту, Офису бизнес-омбудсмена и Офису поддержки инвестиций проанализировать проведение на предприятиях обысков, прошедших на прошлой неделе. Кроме того, он предложил провести заседание специальной комиссии, образованной для мониторинга выполнения закона о защите бизнеса за №2213-19, получившего в народе название «МаскиШоуСтоп».
Раннее премьер уверял, что время произвола правоохранительных органов прошло: «Мы никому не дадим совершать беззаконие над украинским бизнесом». А президент Петр Порошенко подчеркивал во время подписания закона, что его нормами установлен запрет на изъятие электронных информационных систем, если это прямо не предусмотрено решением суда, и обязанность стороны обвинения – делать копии необходимой информации.
Mind выяснял, как выполняются нормы закона и обещания первых лиц государства на примере обысков в упомянутых компаниях.
Версия СБУ. Mind обратился в СБУ с просьбой указать, какие статьи УК инкриминируются этим компаниям, сколько оборудования там было изъято, а также пояснить свою позицию. Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская сообщила, что информация о данных обысках будет размещена на сайте ведомства 19 марта.
Пресс-релиз был опубликован днем позже, 20 марта. Там сообщается, что СБУ заблокировала финансовые операции с временно оккупированными территориями. «В рамках открытого уголовного производства правоохранители установили, что одна из винницких коммерческих структур обеспечивает прием платежей с РОS-терминалов, функционирующих в так называемых «Д/ЛНР» и временно аннексированном Крыму, а также с интернет-ресурсов небанковских финучреждений. Сотрудники СБУ задокументировали, что дельцы осуществляли непосредственную техническую поддержку и обслуживание серверов, задействованных в противоправной деятельности. Они, в частности, обеспечивали прикрытие незаконного механизма через использование процессинговой системы как технологической прокладки между терминалами теневого рынка услуг и другим процессинговым сервисом», – написано в релизе.
По данным ведомства, во время санкционированных судом обысков в офисных помещениях коммерсантов правоохранители изъяли документацию с доказательствами нелегальной деятельности платежной системы, жесткие диски, ноутбуки, компьютеры, на которых может содержаться информация в электронном виде, подтверждающая функционирование указанной платежной системы на территории, подконтрольной террористическим организациям «Д/ЛНР».
«Подчеркнем, что во время обыска сотрудники СБУ для недопущения блокирования работы предприятия не осуществляли отключения и изъятия серверов. Вся компьютерная техника, незадействованная в проведении финансовых сделок, после соответствующей проверки в максимально сжатые сроки будет возвращена владельцам», – отмечается в пресс-релизе.
В ведомстве сообщают, что уголовное производство открыто по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 190 (мошенничество), ч. 2 ст. 200 (незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками и другими средствами доступа к банковским счетам, оборудованием для их изготовления), ч. 3 ст. 27 (виды соучастников), ч. 1 ст. 205 (фиктивное предпринимательство), ч. 3 ст. 209 (отмывание доходов), ч. 1–3 ст. 258-5 (финансирование терроризма), ч. 2 ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением).
Версия компаний. По мнению адвоката компаний Pillar, Vinconet и Ipan Романа Корченюка, причины визита силовиков необоснованы. «Деятельность предприятий, в которых проведены обыски, никакого отношения к уголовному производству не имеет. В определении суда на обыск даже не были указаны их названия, лишь адрес офисного центра, в котором арендуют помещения эти три IT-компании», – отмечает Роман Корченюк.
По мнению спикера, сомнительна и сама суть уголовного дела. «Насколько мы поняли из определения суда на обыск, есть некая компания, которая является собственником платежных систем. Она подписывала договоры с другими фирмами, которые устанавливают терминалы. Одно из этих предприятий поставило терминал в Горловке. Жители оккупированной территории через него пополняли свои счета за пользование мобильной связью «Киевстар». Деньги перечислялись на территорию Украины. СБУ посчитала это финансированием терроризма», – рассказывает Корченюк. Спикер предпочел не анализировать логичность выстроенной аргументации. По его словам, в СБУ предположили, что в винницких офисах сидят программисты, которые предоставляют техподдержку платежной системе.
Как изымали оборудование? «Мы предоставляли следственной группе документы, подтверждающие, что обыскиваемые компании не сотрудничают ни с платежной системой, ни с их подрядчиками. Кроме того, в определении на обыск судья Шевченковского райсуда Киева разрешил изъять только ту технику, с которой проводится техподдержка платежной системы. Мы предлагали проверить всю нашу технику, давали к ней доступ, буквально упрашивали поискать доказательства», – рассказывает адвокат.
Однако представители СБУ даже не включали технику. Компромиссные решения тоже не были услышаны. «Мы предлагали скопировать для СБУ всю нашу информацию с носителей. Далее просили разрешить снять копии с изымаемого оборудования, чтобы работа компаний не остановилась. Но «старший по обыску», как он сам себя назвал, не пожелал позволить нам это сделать», – рассказывает Роман Корченюк.
На нескольких видео, выложенных адвокатом в Facebook, видно, как «старший по обыску» категорически отметает все предложения руководства компаний. «Вы можете обжаловать мои действия где угодно», – ответил на протесты сотрудник СБУ.
Из не понятого редакцией: если бы Pillar, Vinconet и Ipan действительно оказывали техподдержку сайтам платежной системы, какие статьи Уголовного кодекса они бы нарушили?
Кроме того, по мнению адвоката, еще одним нарушением УПК стало проведение обыска без должностных лиц компаний: «Когда на обыск приехали адвокаты с директорами, техника была уже разобрана». Но нормам УПК, перед началом мероприятия правоохранители должны зачитать должностным лицам определение суда на обыск.
Об ущербе. По словам адвоката, прямой ущерб от изъятия техники оценивается в более чем $30 000. Также партнеры IT-предприятий могут выставить штрафные санкции по договорам за простой (до $100 000). «Одна из компаний, подвергшихся обыску, работает с израильским партнером – крупнейшим предприятием с мировым именем. Не исключено, что предприятие из Израиля может разорвать отношения с ней, поскольку обыск – вероятные репутационные потери и для него. Если эта информация станет известна в Израиле и США, то акции израильской компании могут «просесть». Нам уже звонили израильские партнеры и спрашивали, как такое вообще возможно. Я не знал, что им ответить», – рассказывает Роман Корченюк.
Дальнейшие действия компаний. По словам адвоката, компании намерены обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления должными лицами СБУ. А также подать иск в суд о признании увезенной техники имуществом, изъятым без законных оснований.
Адвокат считает, что реальные причины обыска не связаны с уголовным производством. «У меня несколько версий. Считаю, сотрудники ведомства отрабатывали заказ конкурентов – либо платежной системы, либо наших коллег по рынку. Или же сотрудники СБУ настолько непрофессиональны, что неспособны проверить содержимое техники», – полагает Роман Корченюк.
Версии сторонних юристов. Mind попросил незаангажированных адвокатов проанализировать выполнение норм закона «МаскиШоуСтоп» на примере данных обысков.
Адвокат, партнер Ario Law Firm Евгений Грушовец рассказывает, что с декабря 2017-го изменился порядок проведения обыска в связи с принятием закона «МаскиШоуСтоп», которым возложена обязанность допускать адвоката к обыску, фиксировать ход проведения следственного действия, а изъятие компьютерной техники должно происходить в исключительных случаях.
«Казалось бы, с принятием этого закона случаи нарушения прав обыскиваемых лиц минимизировались. Но на практике все выглядит по-другому. Сразу после того как начали применяться новые нормы закона, адвокаты констатировали, что количество обысков не уменьшилось, а компьютерная техника, как и раньше, изымается, а не копируется информация с нее. Адвокатам же не предоставляется право фиксировать проведение обыска в связи с тем, что он не получил статус защитника, так как ни одно лицо не имеет статуса подозреваемого», – поясняет Евгений Грушовец.
По его мнению, описанный в статье пример – не исключение. «По-прежнему представители правоохранительных органов, злоупотребляя своими правами, продолжают изымать компьютерную технику. Обыск, который проводится в ІТ-компании, фактически останавливает ее деятельность, так как компьютерная техника является единственным средством осуществления их деятельности», – полагает партнер Ario Law Firm.
Спикер считает, что только строгое соблюдение правоохранителями принципов и норм УПК, а также привлечение к ответственности виновных в нарушении прав бизнеса и компенсация причиненного материального ущерба, сможет в дальнейшем исправить ситуацию. При этом, следователь несколько раз подумает, как проводить следственные действия, чтобы не навредить бизнесу.
По мнению адвоката Дениса Овчарова, изменения в УПК, которые вступили в силу 7 декабря 2017-го, никоим образом не связывают руки следователю от обыска «везде» и изъятия «всего». «Маски сняты, но традиции остались те же. Кроме пиара, изменения в УПК были направлены на акцентирование прописных истин, которым должны были учить следователей и судей еще в вузах», – полагает Денис Овчаров.
По его словам, нарушения, допущенные на описанных обысках, можно использовать в суде при возврате имущества. «Если же будут обнаружены «важные» вещественные доказательства, то в суде они, возможно, будут признаны недопустимыми. При большом желании можно инициировать привлечение следователя и других лиц, которые сопровождали «веселье», к уголовной ответственности, если будет доказан факт злоупотребления служебным положением и ущерб от него», – рассказывает адвокат.
По его мнению, в дальнейшем многое будет зависеть от активности потерпевших. «Обычно айтишники не любят «инвестировать» в нападение (в оплату работы адвоката и экспертиз). Как показывает практика, все заканчивается возвратом изъятой техники, допросами и «обнимашками». А дела о финансировании терроризма, также как и о распространении порнографии – до суда не доходят», – отмечает Денис Овчаров.
В 2017 году правоохранители подали в суды 118 884 ходатайств о проведении обысков – в 45 раз больше, чем в 2012-м. Около 85% таких «просьб» удовлетворяется судьями
По словам CEO юридической компании Axon Partners Дмитрия Гадомского, обыски в Украине давно превратились в подобие школьных медосмотров: они никому не нужны, но их обязательно нужно пройти, потому что иначе никак нельзя. «Правоохранительные органы свели на нет доверие к ним. СБУ, ГПУ и прочие не могут перед обыском банально погуглить компанию, в которую они собираются наведаться. Они не умеют формулировать свои мысли здраво, вменяемо и публично объяснять цели обыска», – полагает Дмитрий Гадомский.
По его мнению, ситуацию может изменить только глобальная перезагрузка правоохранительной системы. «Я не хочу никого оскорблять, в органах есть прекрасные люди и отличные специалисты. Особенно высока их концентрация в киберподразделениях. Но все вместе они представляют собой организованное преступное объединение с первоочередной задачей портить бизнес-климат. Никакие новшества УПК не помогут изменить культуру и подходы. «МаскиШоуСтоп» – на моей памяти вторая инициатива приструнить желание правоохранителей обыскивать кого-угодно по любому основанию», – резюмирует CEO Axon Partners.
Уже после публикации статьи адвокат Роман Корченюк сообщил Mind, что компаниям Pillar, Vinconet і Ipan 20 марта вернули все изъятое ранее оборудование.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].