На пороге изменений: как мировые производители смарт-решений хотят оцифровать Украину
Какие драйверы роста цифровой экономики может запустить наша страна

«Лучшая возможность предсказать будущее – создать тот мир, в котором нам бы хотелось жить», – подчеркнул директор по развитию бизнеса Huawei Ukraine Александр Сербин на конференции Huawei Ukraine Enterprise Day, состоявшейся на этой неделе. Во многих странах не будущее, а уже настоящее неразрывно связано с цифровой экономикой. По прогнозам IDC, в 2018 году мировой рынок оборудования, программного обеспечения и услуг, ориентированных на проекты цифровой трансформации, достигнет $1,3 трлн. Точных данных об обороте этого сегмента в Украине нет. По очень ориентировочным подсчетам, он составляет около $1 млрд.
Наша страна – еще в начале пути. Только недавно Кабмин утвердил Концепцию развития цифровой экономики и общества на 2018–2020 годы и одобрил план мероприятий по ее реализации. Документ может стать драйвером для развития рынка продаж корпоративному сектору IT-оборудования и решений, которые повышают эффективность бизнеса за счет оптимизации процессов производства и администрирования, отмечали участники мероприятия.
Кто стимулирует спрос на этом рынке? Какие проекты могут быть реализованы? Что тормозит развитие? На эти и другие вопросы Mind нашел ответы у спикеров конференции.
Суть «Цифровой адженды Украины». Стержень документа – обязательство государства стимулировать спрос на цифровые преобразования и помочь обеспечить финансирование. «Цифровое развитие Украины – в создании рыночных стимулов, мотиваций, спроса и формирования потребностей в использовании цифровых технологий, продуктов и услуг среди украинских секторов промышленности, сфер жизнедеятельности, бизнеса и общества», – подчеркнул на конференции один из разработчиков концепции Валерий Фищук.


По словам спикера, экономический эффект цифровой трансформации в других странах огромен, к примеру, ROI достигает 500% в Германии, Швеции, Дании, Канаде и др. «Для Украины важно не просто достигать поставленных экономических и социальных целей, а также делать это быстрее, дешевле и качественнее с помощью цифровых технологий. Поэтому в документе делается ставка на форсированный сценарий цифровизации. Пока утвержденная Кабмином цифровая стратегия – только бумага. Мы надеемся, что правительство вскоре начнет конкретные действия», – заявил Валерий Фищук.

Оперативность запуска. В плане мероприятий по реализации концепции 29 конкретных пунктов со сроками выполнения. К примеру, в І квартале этого года госорганы обязаны были разработать проекты по внедрению базовых цифровых услуг в сферы образования, здравоохранения, транспорта, телекоммуникаций, туризма, экологии и т. д. Во ІІ квартале – создать национальную программу развития «твердых» и «мягких» цифровых инфраструктур и привлечения необходимых инвестиций.

Валерий Фищук надеется, что благодаря выполнению «Цифровой адженды» Украина достигнет не фрагментарного, а повсеместного использования цифровых технологий. Индикатором реализации концепции могут стать прописанные в документе амбициозные рейтинговые цели. К примеру, в 2020 году Украина должна занять 30-е место в рейтинге Networked Readiness Index (64-ю позицию – в 2016 году), 40-е место в Global Innovation Index (56-е – в 2016-м), 50-е место в ICT Development Index (79-е – в 2016-м).
Какие проекты могут быть реализованы? Представители Huawei продемонстрировали на конференции немало готовых решений для запуска экосистем умного администрирования городов, энергетики, банков, транспорта, безопасности и других сегментов нашей повседневной жизни. Схожие решения есть и у других мировых производителей оборудования и программного обеспечения.
Директор по стратегическому развитию бизнеса компании Huawei Enterprise Фан Джи привел пример Нигерии. После внедрения системы умной энергетики – инсталляции оборудования и программного обеспечения в дома и на промышленные объекты – утечка электроэнергии снизилась на 31%, точность показаний счетчиков поднялась до 100%, затраты на учет их данных упали на 90%.
По словам президента корпоративного направления Huawei по региону Центральная Азия и Кавказ Чжао Сичу, украинский рынок очень привлекателен для Huawei. «Украина начинает цифровую трансформацию в коммунальной, банковской, телекомсферах, автомобилестроении и т. д. Предприятия будут инвестировать в эту сферу», – отметил спикер.
«Не нужно изобретать велосипед. Государству достаточно лишь утвердить соответствующие программы. А бизнес уже готов внедрять решения», – считает управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI Сергей Куриленко. Спикер приводит пример Киева, где установлено огромное количество видеокамер, а при КГГА есть центр, куда стекаются, поступающие с них данные. Однако этот ресурс используется крайне неэффективно.
«Во многих городах мира используется система «Безопасный город», включающая различные модули. К примеру, программные решения для распознавания номеров автомобилей применяются для поиска угнанных машин и выявления нарушителей Правил дорожного движения. Софт для распознавания лиц помогает задерживать преступников или находить пропавших безвести людей. Также есть модули, способные предсказать вероятные нарушения правопорядка. К примеру, если система видит, что на площади собирается большое количество агрессивно настроенных граждан, то в полицию оперативно передается сигнал о возможных столкновениях», – рассказывает Mind Сергей Куриленко. По его мнению, внедрение аналогичного решения в украинских городах позволило бы сторицей окупить инвестиции в проекты. Причем только за счет штрафов за нарушения ПДД.
Кто генерит спрос? Пока крупнейшими заказчиками оборудования и программных продуктов остаются госструктуры. «Выбрав западную модель развития, Украина обязана соответствовать стандартам европейского общества: повысить уровень развития инфраструктуры, облегчить условия для ведения бизнеса, избавиться от бумажной бюрократии – перевести данные в облака, создать открытые реестры, запускать еще больше центров административных услуг и т. д.», – поясняет управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI. По его словам, также в пуле крупных заказчиков модернизации – госбанки, энергетический и транспортный секторы.
Частный бизнес пока в большей степени присматривается к смарт-решениям, пробует проанализировать и «примерить» умные продукты к своему бизнесу. «Сейчас наблюдается огромный отложенный спрос: многим предприятиям нужно модернизировать инфраструктуру, но бюджет не позволяет. Зачастую компании приступают к ней только, когда дело доходит до критической точки: оборудование слишком устаревает», – рассказывает Сергей Куриленко.
Главные преграды. По мнению спикеров, притормозить развитие цифровой экономики, внедрение ІТ-сервисов и платформ могут две вещи: проблемы с финансированием и сопротивление ряда структур и отдельных чиновников, которым невыгодна прозрачность и борьба с коррупцией. «В течение пяти лет цифровая трансформация общества могла бы кардинально изменить страну. Украина двигается по пути, который уже прошли ряд западных стран. И мы, руководствуясь этим опытом и имея доступ к самым современным технологиям и решениям, можем избежать большинства «детских» ошибок и реализовать полноценную и эффективную смарт-экосистему», – отмечает управляющий департаментом проектной дистрибуции MTI. Вопрос только в деньгах. По словам спикеров, пока большинство проектов финансируется донорами из Евросоюза.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].