«Не все йогурты одинаково полезны»: как бывший газовый трейдер с Уолл-стрит борется с лженаукой

«Не все йогурты одинаково полезны»: как бывший газовый трейдер с Уолл-стрит борется с лженаукой

Зачем американскому миллиардеру раздавать гранты на проверку чужих открытий и облегчать участь душевнобольных

Цей текст також доступний українською
«Не все йогурты одинаково полезны»: как бывший газовый трейдер с Уолл-стрит борется с лженаукой
Джон Арнольд
Фото: www.wired.com

Газовый бизнес часто ассоциируется с теневыми финансами, криминальными разборками и политическими распрями. Таковы его особенности не только в Украине, где борьба за власть на фоне войны на Донбассе пропитана особым цинизмом и манипуляциями, но и в других странах. Очередное свидетельство этого было опубликовано недавно в газете The Daily Telegraph, в которой появилась заметка на основе разговора с бывшим сотрудником компании ТНК-ВР Ильей Заславским. Он рассказал о попытках российских спецслужб отравить Роберта Дадли, американского босса британской корпорации, когда тот в 2008 году работал в Москве.

Однако в современной истории газового бизнеса встречаются и гораздо более позитивные сюжеты, способные удивить и масштабом деловой удачи, и благородством помыслов. Но это не делает их менее скандальными из-за влияния политики, с которой переплетен успех тех, кто связал свою карьеру с бизнесом на энергоресурсах.

Mind предлагает рассмотреть историю одного из самых малоизвестных миллиардеров США – 44-летнего Джона Арнольда из Хьюстона, который настолько удачно управлял энергоактивами в собственном хедж-фонде, что на Уолл-стрит его стали называть «королем природного газа».

Арнольд – не самый богатый американец. В глобальном рейтинге Forbes-2018, который обновляется в реальном времени, сейчас он занимает 703-ю строчку, а в списке 400 самых богатых американцев – 223-е место. Его состояние Forbes оценивает в $3,3 млрд.

Но заработав несколько миллиардов долларов на энерготрейдинге, он решил вместе с женой Лаурой решил вернуть доверие к науке, объявив войну политической целесообразности, диктату корпораций, погоне за сенсациями и спонсорскими деньгами, что стало главными грехами современного научного сообщества. Так появился благотворительный фонд Laura and John Arnold Foundation.

Миллионы на душевное здоровье. 1 мая на сайте фонда появилось объявление о выделении $4,1 млн для научных проектов, которые должны изучать новые модели взаимодействия с людьми, страдающими ментальными проблемами и наркозависимостью.

Тема психических заболеваний становится все менее табуированной в обществе. Но новая культура взаимодействия с такими людьми все еще не решает проблему, как помочь тем, кто остается заложником неблагополучной социальной среды и вынужден жить между тюрьмой и больницей. Джон Арнольд объясняет, что его фонд стремится внедрить новые методы координации сил полиции, медиков и социальных служб. Это нужно, чтобы повысить эффективность государственного финансирования программ психиатрической помощи, но главное – решать коренные проблемы людей с ментальными заболеваниями, которые мешают им эффективно адаптироваться в обществе и избежать деструктивного поведения.

В рамках этой программы планируется привлечь различных ученых, которые смогут провести независимый от политической и корпоративной конъюнктуры анализ ситуации, чтобы найти наиболее оптимальные варианты ее улучшения. Это делается в интересах тех граждан, которые столкнулись в своей жизни с психическими расстройствами, и, по замыслу организаторов, даст возможность повысить эффективность их лечения. А значит, улучшит и качество жизни таких пациентов.

Учитывая, что в современном нестабильном мире количество людей с психическими проблемами постоянно растет, задача перед новым проектом Джона Арнольда стоит весьма амбициозная. Но он может рассчитывать на успех. «Если бы Арнольд захотел победить голод, я бы на голод ставить не стал», – говорит о нем бывший главный стратег Нью-Йоркской товарной биржи Джон Д’Агостино.

О предпосылках для такой уверенности в успехе Арнольда написал Wired: «С детства у Джона Арнольда проявились две яркие особенности: он имел явный талант к математике и ничего не принимал на веру. Эта любовь к достоверным данным помогала ему в трейдерском бизнесе, и она же ведет его в филантропии». 

С чего все начиналось? Сначала супруги Арнольд поддерживали проекты, связанные с уголовным правосудием, образованием, социальным обеспечением. Но в конце 2011 года Джон Арнольд услышал нечто его поразившее: в подкасте EconTalk научный журналист Гэри Таубс рассказывал, что бытовавшая последние 40 лет всеобщая убежденность в том, что главным врагом нашего здоровья является жир, опирается на сомнительные данные и, по сути, необоснованные предположения. Когда же кто-то выступал в защиту жира, его не слушали, а иногда и не публиковали. Через полгода Arnold Foundation выделил некоммерческой организации Таубса $4,7 млн на исследования в области питания и здоровья.

Как признается Арнольд, передача с участием Таубса открыла ему глаза. Он увидел, что фундамент целого раздела науки может быть построен совершенно неправильно: в какой-то момент все, что нам представлялось доказанным и догматичным, вдруг оказывается неверным, все требуется перепроверять. С тех пор, говорит миллиардер, он больше не верит научным работам, пока не прочтет их сам или не получит подтверждение от кого-то из своей команды. «Новое исследование показало, что …» – самые опасные четыре слова, написал как-то Арнольд в Twitter.

Еще один грант Arnold Foundation предоставил британскому врачу Бену Голдакру, который собирает доказательства того, как фармацевтические компании, отказываясь раскрывать полную информацию о своих клинических исследованиях, вынуждают потребителей покупать лекарства, не приносящие реальной пользы. Фонд также оплачивает работу научных журналистов, ведущих расследования в области диетологии, в том числе того, насколько адекватной научной базой пользуются составители Dietary Guidelines for Americans  – ключевого источника рекомендаций по питанию в США, к которому обращаются правительство, врачи, граждане и производители продуктов.

К чему пришли? Сейчас Arnold Foundation, пишет Wired, не просто помогает науке – он пытается «починить» ее. Как говорят ученые, которые на деньги фонда проверяют чужие работы, проблема сегодняшней науки не в том, что авторы публикаций не хотят все сделать хорошо и правильно. Напротив, они хотят – и начинают исследования из наилучших побуждений. Но так вышло, что делают они это в системе, которая вознаграждает неправильное поведение.  Цель Арнольда – поощрять поведение правильное.

«Не все йогурты одинаково полезны»: как бывший газовый трейдер с Уолл-стрит борется с лженаукой
Джон и Лаура Арнольд
Фото: governing.com

Ведь в науке, как и в бизнесе, что подтверждает трейдерский опыт Арнольда, ценность простых решений, основанных на линейной логике, сомнительна. А наиболее близок к истине и успеху в современном многогранном и сложном мире оказывается тот, кто способен мыслить системно и творчески, улавливая неочевидные, на первый взгляд, взаимосвязи.

Это справедливо даже в тех областях, которые, по общепринятому мнению, основаны на строгих фактах, например, в научной сфере. На самом деле наука рассматривает гипотезы, и научное мнение находится в процессе постоянного изменения. К большому удивлению непрофессионалов, научное мнение подвержено причудам, популяризации, слепоте парадигмы и политическому давлению.

Например, в области психиатрии в прошлом не была популярной тема взаимозависимости питания, химии крови, функционирования мозга и психических заболеваний. Ученые и практики, работавшие в этой области, оказались в меньшинстве. Но со временем и появлением доказательств ценности подобных исследований популярное научное мнение изменилось. Были сделаны важные открытия, и возникли целые отрасли промышленности, изготавливающие продукты, производство которых было основано на сведениях о взаимосвязи между питанием и функционированием мозга. Этот предмет теперь считается уважаемым, поэтому практики и ученые могут проводить исследования в данной области и быть признаны обществом. Так развивается научный прогресс.

Кто такой Джон Арнольд на самом деле? Проявивший интерес к чистоте научных изысканий Джон Арнольд – один их тех, кто не просто стимулирует исследовательский прогресс, но делает его полезным для общества. Теперь о нем чаще говорят как о филантропе, который борется за трансформацию науки, а не как о дельце с Уолл-стрит. Хотя еще сравнительно недавно, в 2009 году, журнал Fortune назвал Джона Арнольда «одним из самых малоизвестных миллиардеров в США». 

Как отмечает Wired, в среде энерготрейдеров о нем уже тогда слагали легенды. Арнольд начал свой первый бизнес в 14 лет – торговал коллекционными спортивными карточками, и к моменту окончания старшей школы его капитал составил около $50 000. В 1995 году, когда Арнольду был 21 год, он устроился трейдером в корпорацию Enron, где заработал первые миллионы. Когда 2001-м энергетический монстр со скандалом обанкротился, Арнольд умудрился выйти из воды не просто сухим, а с семизначным бонусом. Он получил от работодателя больше, чем любой другой трейдер, – $8 млн. После распада Enron Арнольд основал собственный хедж-фонд Centaurus Energy, в котором также стал успешно зарабатывать деньги.

Один из важных факторов его успеха – кадровая политика. Основу компании составили бывшие сотрудники Enron. В ее штате также есть метеоролог, чтобы прогнозировать погодные тенденции для более эффективной игры на повышении или понижении цен на энергоресурсы.

В 2006 году прибыльность Centaurus Energy превысила 300%, а активы фонда составили около $5 млрд.

Из бизнеса – в науку. Когда в середине 2000-х контролирующие органы США заинтересовались деятельностью хедж-фондов, которые привлекли их внимание ценовыми играми на рынке энергоресурсов, Centaurus Energy инвестировала в строительство подземных газохранилищ для диверсификации бизнеса и снижения политических рисков. Это оказалось выгодным вложением также в условиях, когда популярность возобновляемой энергетики стала расти.

Но, похоже, богатство никогда не поглощало мысли Арнольда полностью: в 2012 году, когда ему было 38 лет, он неожиданно на волне успеха отошел от управления бизнесом. Вместо того чтобы делать деньги, он стал их раздавать ученым через свой благотворительный фонд. Этим в Arnold Foundation занимаются по сей день и признают, что цель «починить науку», то есть очистить ее от ошибочных и сфальсифицированных данных, весьма долгосрочна.

Чаще всего в поле зрения стипендиатов фонда, которые проводят ревизию результатов научных исследований, попадают такие важные и общественно значимые направления, как медицина, психология, экономика и экология. Искаженные данные в этих науках не только рискуют навредить безопасности граждан, но и позволяют заработать корпорациям или политикам – получать голоса избирателей, распространяя заведомо ошибочные научные выводы и провоцируя безосновательный, что весьма вероятно, страх.

Сопротивление среды. Не удивительно, что деятельность Арнольда не по душе многим «традиционным» научным авторитетам, пищевому или фармацевтическому бизнесу, который зарабатывает миллиарды на человеческом невежестве. Недоброжелатели обвиняют филантропа в финансировании политических программ и демократов, и республиканцев за счет средств, выведенных из обанкротившейся корпорации Enron. Арнольд долгое время демонстрировал завидную выдержку, не реагируя на подобную критику. Но два месяца назад в своем твиттере он высказался по этому поводу одновременно лаконично и емко, как подобает по-настоящему уверенному в себе человеку: «Левые меня называют еще одним из братьев Кох, для правых я – новый Джордж Сорос. У меня равные шансы в этой мешанине интересов».

В этом сообщении Арнольд упомянул популярные имена, которые любители конспирологии связывают с теорией глобального заговора. Это американский миллиардер Джордж Сорос, известный оппонент республиканцев, и братья Чарльз и Дэвид Кох – владельцы второй крупнейшей частной компании в США Koch Industries, ярые противники демократов.

Таким образом, если выражаться в традициях украинской политической риторики, Арнольд «равноудален от всех политических сил», которые претендуют на власть в Соединенных Штатах. Это придает устойчивости. А значит, шансы удержать ведущие позиции на поприще борьбы с лженаукой и достичь амбициозных целей у него действительно высоки, независимо от смены настроений на политическом олимпе Вашингтона.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно