«Тогда мы идем к вам»: грозят ли украинскому истеблишменту американские санкции

«Тогда мы идем к вам»: грозят ли украинскому истеблишменту американские санкции

Почему пора забывать о «спасительных» офшорах

Цей текст також доступний українською
«Тогда мы идем к вам»: грозят ли украинскому истеблишменту американские санкции
Фото: Shutterstock

Украина ведет сложнейшие переговоры с Международным валютным фондом о выделении очередного транша в $1,6 млрд. Чиновники делают упор на то, что МВФ выставляет требования о «приведении цен на газ к рыночным показателям», фактически, настаивая на их повышении. Но почему-то замалчивают  другую сторону вопроса: МВФ, прежде всего, требует начать по-настоящему бороться с коррупцией. И главное – создать Антикоррупционный суд.

Власть же на всех уровнях саботирует этот процесс, и уже понятно, что к июню, как того требовал МВФ, Антикоррупционного суда в Украине, скорее всего, не будет. Хуже от этого станет только самой власти в Украине, потому что у западного мира есть другие механизмы борьбы с коррупцией политических элит в странах с развивающейся экономикой, к которым относится и Украина. И, похоже, эти механизмы будут очень скоро задействованы.

Речь идет, прежде всего, о законе «О налогообложении доходов и/или средств на счетах граждан США в иностранных банках»  (Foreign Account Tax Compliance Act), больше известном в мире как FATCA, или «Закон против отмывания денег».

Украина уже подписала межправительственное соглашение о внедрении в повседневную практику бизнеса требований FATCA. Министерство финансов уже разработало проект постановления Верховной рады о ратификации указанного соглашения, а также законопроект «О  внесении  изменений в Налоговый кодекс Украины  в связи с ратификацией Соглашения между правительством  Украины и правительством Соединенных Штатов Америки для улучшения  выполнения налоговых правил и применения положений Закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA)». Кабинет министров одобрил оба документа и принял решение подать их в Верховную раду для включения в повестку дня.

Примут ли этот пакет документов депутаты или нет, сколько времени будут откладывать процедуру – не имеет значения. Если примут, то передача данных, которые требует FATCA, будет централизованной. А не примут – данные, как и сейчас, будут передаваться в добровольном порядке. Но это никак не убережет счета и компании украинских чиновников и бизнесменов от интереса со стороны Службы внутренних доходов США.

Чего больше у граждан США – прав или обязанностей? Служба внутренних доходов США (Internal  Revenue Service (IRS) – прим. Mind) хочет знать о своих гражданах все. Особенно о тех, кто живет, ведет бизнес  или просто владеет счетами и активами за границей. И даже готова платить информаторам премии в размере 25% от взысканных в доход госбюджета сумм, укрытых от налогообложения. Такая политика дает свои результаты.

В 2007 году сотрудник швейцарского UBS Bank, гражданин США, Брэдли Биркенфельд (Bradley Charles Birkenfeld) совершил поступок высокого гражданского сознания – раскрыл IRS банковскую тайну. Он рассказал Службе, что в UBS Bank американские «скруджи» открыли более 4 000 счетов, не желая делиться с Родиной прибылью, дивидендами и роялти.

В 2012 году Биркенфельд получил вознаграждение – $104 млн, UBS Bank заплатил $980 млн штрафных санкций, а IRS дополнительно направило в  бюджет США в $1,292 млрд. В эту сумму не вошли 30%-й налог и штрафы, которые уплатили граждане, лишь бы не быть обвиненными в «мошенническом сговоре с UBS Bank против налоговой службы США».

Как решили проблему в США? Поступок Биркенфельда и стал поводом к тому, что в 2010 году Конгресс США принял закон «О налогообложении доходов и/или средств на счетах граждан США в иностранных банках»  (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA).

1 июля 2014 года этот закон вступил в силу. Он сформулирован так, что у всех  иностранных финансовых институтов возникло обязательство сообщать в IRS о наличии  у себя счетов/доходов/средств граждан США. Кроме того, практически все иностранные организации также регулярно должны передавать сведения обо всех клиентах/бенефициарах своего бизнеса и доказывать, что среди них нет граждан США. Иначе к ним будут применены санкции.

А в это время в Украине. Пока Конгресс США готовил и принимал свой «закон об отмывании денег», в 2009-2010 годах в Днепропетровске нашлось пять граждан Украины, которые занимались тем, что каждый день ходили в местные банки – «Классик» и «Акта» – и получали деньги.

В «Классике» за период с августа 2009 года по апрель 2010 года двое из них получили наличными 9,365 млрд грн. В «Акта» только в сентябре 2009 года (за другие периоды «информация о движении по счетам утеряна» – прим. автора) четверо из них ежедневно покупали по $10 млн и по 5 млн евро.

О других участниках этой «схемы» официальных сведений нет, но судя по тому, что только в 2009 году банк «Акта» продал наличной валюты на $1,196 млрд (почти 9% объема продаж всей банковской системы Украины), это была феноменальная операция по отмыванию капиталов.

А потом была президентская избирательная кампания 2010 года. И кто именно, и сколько денег из этого миллиарда долларов потратил, неизвестно, поскольку в Украине не нашлось своего «биркенфельда». А Государственная фискальная служба (ГФС) о судьбе криминальных производств по этим фактам отмывания денег, а также об участи граждан-соучастников этого «феномена» до сих пор стыдливо умалчивает. Потому и имена этих граждан озвучивать нельзя.

Бизнес их бессмертен. Спустя восемь лет ситуация на украинском рынке услуг по отмыванию средств не изменилась. Достаточно посмотреть на статистику ГФС за 2017 год – как шел учет наличных денег.

При проверках использования кассовых аппаратов, регистраторов, терминалов и прочего ГФС установила:

  • в 62% случаев – неоприходование наличных средств;
  • в 15%  случаев – непроведение расчетных операций через кассу;
  • в 13% случаев – продажа товаров, не отраженных в учете товарных запасов по месту продажи;
  • в 3%  случаев – несоответствие показателей кассы и суммы наличных средств в кассе, невыдача фискальных чеков;
  • из 9,4 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, продающих товары через интернет-магазины, кассовые аппараты зарегистрировали только 3,2 тыс. плательщиков налогов.

При этом, под проверки не попали крупнейшие оптово-розничные рынки страны, такие как харьковский Барабашово и одесский «7-й км».

За выявленные нарушения ГФС наложила штрафов на 378 млн грн. Из них были оспорены и отменены:

  • в административном порядке – 3,1 млн грн (0,8% от всех примененных);
  • в судебном порядке – 6,1 млн грн (1,6% от всех примененных).

Учитывая оспоренные суммы штрафов, можно сказать, что в 90% случаев, как максимум, или  в 60% случаев, как минимум, наличные уходили в нелегальный оборот, и попавшиеся дельцы не хотели лишний раз привлекать к себе внимание. Интересно, сколько всего наличных денег «прошло мимо кассы», переведено через разные «мойки» и «прачечные» в безналичный оборот, конвертировано в евро или доллары, «отмыто» через офшорные компании, возвращено в Украину, etc.

У ГФС ответа нет. Но есть данные той же ГФС для сравнения: в 2017 году сумма выручки, учтенной официальными кассовыми аппаратами составила 893 млрд грн.

Кто и как отслеживает финансовые операции? На переднем крае борьбы с отмыванием денег стоят многочисленные банковские службы  финансового мониторинга, compliance и пр., обязанностью которых является проведение процедур по идентификации, верификации и изучению клиентов: PEP (Politically Exposed Person), KYC (Know You Customer) и др. Результаты их работы неутешительны.

Государственная  служба финансового  мониторинга (ГСФМ) в 2017 году передала в правоохранительные органы сообщений:

  • о подозрительных финансовых операциях на сумму 59,4 млрд грн;
  • об отмывании  средств, «полученных от коррупционных деяний, хищения и присвоения государственных  средств и имущества» на сумму 16,2 млрд грн;
  • по фактам злоупотреблений с «бюджетными активами» и о сомнительных финансовых операциях «с участием  национальных публичных деятелей и связанных с ними лиц» на 3,6 млрд грн.

Национальный банк Украины (НБУ)  с января по апрель 2018 года направил в правоохранительные органы материалов о подозрительных  финансовых операциях клиентов 21 банка на общую сумму более 16,3 млрд грн, $80,5 млн, 7,7 млн евро (только по результатам финансового мониторинга).

Как утверждают в НБУ, речь идет о платежах, «характер или последствия  которых дают основания полагать, что они могут быть связаны с выводом    капиталов, легализацией криминальных доходов, конвертацией безналичных средств в наличные, осуществлением фиктивного предпринимательства, уклонением от уплаты налогов».

Какова цена некомпетентности? Цена плохой работы служб compliance и финансового мониторинга украинских банков пока еще не велика. В 2017 году  НБУ оштрафовал лишь 15 банков и, всего-то, на 67,55 млн грн. Штрафы налагались за нарушение требований по идентификации, верификации и изучению клиентов (процедуры PEP и KYC); рисковую деятельность в сфере финансового мониторинга; невыполнение обязательств об отказе от обслуживания клиента в случаях, предусмотренных законодательством.

Последние примеры – это штрафы для ТАСкомбанка и банка «Асвио» на общую сумму в 12,1 млн грн и увольнение двух председателей правления (Екатерина Мелеш из ТАС-комбанка и Александр Тихомиров из «Украинского капитала»,) с запретом на 10 лет занимать руководящие должности в финансовых учреждениях.

Чего ждать от применения положений FATCA? Сравнивая объемы  выявленных ГФС нарушений в обороте наличных средств и мизерное количество подозрений в отмывании денег со стороны Госслужбы финмониторинга и compliance украинских банков, можно сказать только об одном – непрофессионализме и некомпетентности финансовых и банковских служб. В дальнейшем цена их ошибки будет значительно выше, чем сейчас. Это будут не жалкие штрафы и «запреты на профессии» от НБУ, а гигантские санкции, как те, что были применены к UBS Bank и чуть не привели к его краху.

Кроме того, поскольку бОльшая часть международных расчетов украинских компаний совершается в долларах США через корреспондентские счета в банках США, то применение санкций, предусмотренных FATCA, будет автоматическим. Налоговые агенты Соединенных штатов имеют право самостоятельно взимать 30-процентный налог от сумм любых платежей, осуществляемых в пользу бизнеса, не выполняющего требований FATCA.

Кто попадает под действие FATCA? Всем украинским чиновникам и бизнесменам придется выучить наизусть перечень компаний, попадающих под действие закона об отмывании денег:

  • «финансовые    компании»: банковские,  депозитарные, инвестиционные, специализированные  страховые организации, а также холдинговые компании, входящие в одну группу с перечисленными выше;
  • «нефинансовые  компании»: все остальные,  не относящиеся к финансовым, в частности, различные некоммерческие организации    (общественные, административные, благотворительные, культурные и др.);
  • «активные  нефинансовые компании»: компании,  отвечающие одному из перечисленных признаков:

            – не менее  50% дохода составляет  пассивный доход или не менее  50% активов составляют активы, обеспечивающие пассивный доход (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и др.);
            – ценные бумаги котируются на признанных биржах;

  •  компании, основанные в США, или чьими акционерами являются граждане США;
  • правительство любой страны и его подразделения;
  • холдинговые  компании, финансирующие «дочек»,  которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • компании,    осуществляющие   финансовую деятельность  в интересах аффилированных юридических лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • компании, прекратившие ведение финансовой деятельности не более пяти лет тому назад;
  • «пассивные   нефинансовые компании»: все компании, не отвечающие перечисленным  выше признакам, но у которых более 50% прибыли составляют пассивные доходы.

Раньше у компаний, подпадающих под действие FATCA, была надежда скрыть своих бенефициаров за «ширмой» офшорных или «анонимных» фирм, зарегистрированных на Британских и прочих островах. Но после принятия парламентом Великобритании в 2017 году Criminal Finances Act, и после утечки информации из фирм-регистраторов офшорных юрисдикций, эта надежда сошла на нет. И не стоит забывать, что Служба внутренних доходов США по-прежнему готова платить своим информаторам 25% от сумм, взысканных в доход госбюджета США.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно