Минфин раздора: новое слабое звено Украины
Что стало причиной отставки министра финансов и к каким последствиям это приведет

Публичный конфликт премьера и министра финансов привел к принципиальному ослаблению Минфина и тактическому усилению главы правительства. Отставка руководителя Минфина произошла в преддверии избирательной кампании и на подходе к пиковым выплатам по долгам. Из-за этого возник ряд дополнительных рисков в бюджетной сфере и сформировалась угроза потери эффективного контакта с МВФ на ключевом этапе переговоров. Дальнейшее неблагоприятное развитие ситуации вполне вероятно и может принести разрушительные последствия на всех уровнях.
Рестрикция вызвала обструкцию. Александр Данилюк возглавил Министерство финансов в апреле-2016, став 14-м руководителем этого ведомства в современной истории Украины. Представитель президента в Кабмине, руководитель Координационного центра по внедрению экономических реформ, один из создателей Центра свободной экономики имени Кахи Бендукидзе – очарование этим реформатором вылилось в 239 голосов за его назначение.
Однако через два года разочарование в нем привело к его принудительной отставке, за которую проголосовали 254 народных депутата, тогда как необходимо было лишь 226 голосов.
Такие итоги голосования, среди прочего, характеризуют как общий настрой парламента на болезненные реформы, так и спорадическую рачительность министра по отношению к деньгам налогоплательщиков: хорошего министра финансов и не должны любить.
Реформы, которые потребовали жертв. В целом глава Минфина не сидел, сложа руки. Он ввел в обращение новый эвфемизм для противоестественного решения долговых проблем – «репрофайлинг», потратил 150 млрд грн народных денег на национализацию ПриватБанка, де-факто увеличил пенсионный возраст и позлил педагогов и медиков, участвуя в рестрикционных реформах.
Вместе с тем нужно признать – его большим достижением стало внедрение реестра автоматического возмещения НДС, которое нанесло ощутимый удар по источникам коррупционного обогащения. Внедрение «единого окна» на таможне также можно зачислить в позитив, который содействует улучшению позиций страны в рейтинге Doing Business.
Эксперимент с «летучими» таможенными отрядами провалился. Имплементация плана действий BESP под угрозой. Но главное – полноценной реформы налоговой сферы не произошло. В том числе не состоялась передача баз данных из Государственной фискальной службы (ГФС) в Минфин. Идея формирования бюро финансовых расследований забуксовала, а якобы ликвидированная налоговая милиция продолжает существовать, нарушая все законы физики.
Сherchez la femme. Впрочем, отставка произошла не совсем вследствие буксующих или провальных реформ.
Да, Данилюк заявил, что категорически не согласен с предложениями по избирательному субсидированию регионов перед выборами, поскольку это ведет к политической коррупции, а также выступил против очередного повышения минимальных зарплат в бюджетной сфере.
Но в прошлом эти явления его особо не возмущали. Это и дает основания полагать, что предохранители в отношениях с премьер-министром Владимиром Гройсманом сгорели из-за кадрового вопроса. Премьер отказался утвердить Яну Бугримову в должности шестого замглавы Минфина – куратора налоговой реформы. В результате конфликт с главой правительства стал публичным.
Премьер лишил Минфин права согласовывать проекты решений правительства и напрямую подчинить себе ГФС.
Это очень удобное решение. Дело в том, что ГФС в статусе и. о. руководит Мирослав Продан. Он возглавлял Винницкую налоговую администрацию, когда мэром Винницы был Гройсман. А контролировать возмещение НДС перед выборами – мечта любого амбициозного украинского политика.
В итоге в ответ на это министр финансов написал эмоциональное письмо послам G-7, о чем впоследствии пожалел.
Пациент скорее мертв. Тем временем дела идут все хуже – Минфин сплошь в грозовых тучах.
Прогнозные платежи по долгам из госбюджета в 2018 и 2019 годах составляют 325,53 млрд грн и 317,47 млрд грн соответственно, в том числе по внешним обязательствам – 97,65 млрд грн и 150,91 млрд грн.
А с наполнением бюджета наметились проблемы. Доходы госбюджета-2018 по плану возрастают на 9,3% к фактическим поступлениям за 2017 год. Но за январь – апрель 2018-го удалось собрать 272,8 млрд грн, что лишь на 5% превышает аналогичный прошлогодний показатель. Сложность ситуации становится очевидной с учетом того, что инфляция за этот период составила 13,1%.
Для сравнения – поступления за четыре месяца 2017 года превысили аналогичный показатель предыдущего года на 51%. И если в прошлом году поступления за январь – апрель составили 33,7% от годового плана, то в этом году – лишь 29,7%.
«У нас Кабмин превратился в агентство хороших новостей. Это не означает, что в стране все хорошо. Пообщайтесь с людьми – ситуация абсолютно иная, и это всем очевидно… На самом деле ситуация в стране ухудшается», – сказал Данилюк журналистам после принятия решения о его увольнении.
Согласно его оценке, без МВФ есть риск секвестра бюджета на $4 млрд, сокращения валютных резервов и ускорения инфляции.
Этот день победы. А глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, давний оппонент Данилюка и выдвиженка президента Порошенко, вчера откровенно наслаждалась моментом его отставки.
Ее манифест на тему j'accuse, среди прочего, содержал тезис об игре Данилюка за мировой капитал и об его неспособности на монументальные реформы.
Нину Южанину называют одним из потенциальных претендентов на пост руководителя Минфина. И в этой связи даже интересно посмотреть, как ей будет удаваться клеймить заокеанских капиталистов, имея текущий долг перед МВФ в $14 млрд, и за спиной бывших товарищей по парламенту, не склонных ни к реформам, ни к сантиментам.
Впрочем, Южанина анонсировала свою готовность договариваться. «В нашей стране много чего нужно менять, и можно изменить. Но это нужно делать, а не говорить. Где-то договариваться, где-то менять процедуры, где-то вообще изымать определенные статьи из бюджетной росписи», – поделилась она своим видением подходов к работе Минфина.
У нас просто так агентом не называют. В Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) довольны сотрудничеством с Данилюком. «Мы можем отметить открытый, качественно налаженный диалог и совместную работу по решению проблем бизнеса», – сказала исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко.
По ее словам, в ЕБА благодарны Минфину, в частности, за обеспечение автоматического возмещения НДС и постоянное совершенствование «электронного кабинета налогоплательщика».
Среди ожиданий от Минфина Деревянко назвала: сбалансированность бюджетной, налоговой и таможенной политики, поддержание сотрудничества с МВФ и другими международными партнерами, проведение институциональной реформы ГФС.
«Мы очень надеемся на последовательность команды Минфина, на открытость и продолжение сотрудничества. Важно, чтобы изменения, которые происходят, не повлияли на задекларированный курс реформ и сотрудничество с международными институтами», – подчеркнула Деревянко.
Предвыборные риски. Финансовый эксперт Иван Угляница констатировал, что ощутимого прогресса в налоговой или бюджетной политике за последние годы не произошло, но ситуация может ухудшиться. «Всегда может быть еще хуже, тем более когда денег мало или нет, а аппетитов все больше по мере приближения выборов», – сказал он.
«Украина вошла в активную фазу предвыборного цикла, что грозит экономически необоснованным повышением социальных стандартов. В этом контексте задача министерства и его руководителя – не позволить разбалансировать бюджет и сохранить макростабильность», – разъяснил исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
При этом Вышлинский дал положительную оценку усилиям Данилюка по внедрению автоматического возмещения НДС, налаживанию диалога с бизнесом, переговорам с международными финансовыми организациями и инвесторами. «Устойчивый бюджет и ограничение финансовых притязаний должны остаться и для следующего министра приоритетными, как это было для Данилюка», – подчеркнул он.
Страсти по НнВК. Шквал эмоциональной критики получал Данилюк и со стороны апологетов налога на выведенный капитал – НнВК. «Работу Александра Данилюка в целом можно охарактеризовать как несбывшуюся надежду на реформы», – сказал Mind экономист Даниил Монин, активно пропагандировавший замену налога на прибыль на НнВК.
По мнению эксперта, вопрос НнВК остается открытым, как и бюджетной резолюции на 2019–2021 годы: есть вероятность, что Минфин до выборов будет выполнять лишь техническую работу.
«В условиях, когда резервов в этом году мало, Минфину придется практически в 100% случаев говорить «нет» всем «хотелкам» депутатов», – считает Монин.
Главный вопрос. Дважды экс-министр финансов, профессор, народный депутат Виктор Пинзеник высказал мнение, что основной сюрприз – нежелание Данилюка уходить в отставку после открытого конфликта с премьером.
При этом он поддержал его в стремлении самостоятельно подбирать заместителей, но констатировал тенденцию институционального разрушения Минфина.
«То, что происходит в последние годы, иначе как усилением институционального разрушения этого органа назвать не могу. Минфин якобы ответственный за разработку, прохождение и исполнение бюджета. Но мало кто знает, что Украина – одна из немногих стран мира (не осмелюсь сказать – единственная), где Министерство финансов планирует доходы, не зная базы их начисления. По очень простой причине – потому что не имеет к ней доступа», – отметил Пинзеник.
По его словам, выведение налоговой службы из-под влияния Минфина почти завершает процесс преобразования ключевого министерства в кассу, а министра финансов – в главного кассира страны.
А исполнители кто? Тем временем ряды «исполняющих обязанности» в исполнительной власти пополнились.
Обязанности министра финансов с 8 июня будет исполнять первый замглавы Минфина Оксана Маркарова, судьба которой пересекалась как со структурами экс-главы Минфина Наталии Яресько, так и с братьями Клюевыми.
По данным источников в правительстве, подать в отставку вслед за Данилюком могут его заместители Сергей Марченко и Юрий Буца, что усложнит положение Маркаровой. Но пока эта информация не подтверждается.
Рara bellum. Вероятные негативные плоды борьбы соратников по коалиции за влияние на госфинансы могут быть обширнее, чем представляется на первый взгляд.
Во-первых, Минфин получил вместо министра – исполняющего обязанности министра, что снижает его способность проводить независимую политику. При этом уже все понимают, что быстро кадровые вопросы в Украине не решаются. Это чревато смягчением бюджетной политики, снижением бюджетной дисциплины, ростом расходов и увеличением дисбаланса госфинансов. Плата за это – ускорение инфляции и дальнейшая эрозия доверия к гривне.
Во-вторых, Данилюк действительно имеет хорошую репутацию в МВФ и эффективную коммуникацию с Фондом.
Выход Александра Данилюка из переговоров с МВФ на фоне лоббируемого премьером институционального ослабления Минфина может дополнительно затянуть переговоры о возобновлении финансирования. А времени для соответствующих согласований осталось совсем мало.
Если МВФ не предоставит денег – стоимость займов для Киева существенно возрастет, сокращение валютных резервов ускорится и девальвационное давление на гривну увеличится.
Но, кроме этого, уменьшится и внешний авторитет Украины как государства, способного вести независимую, адекватную и ответственную внешнюю и внутреннюю политику.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].