Пошумели и разошлись: почему реформа «Нафтогаза» снова оказалась в заложниках у большой политики
И что стоит за позицией Дональда Трампа по «Северному потоку – 2»

Ситуация вокруг реформы НАК «Нафтогаз Украины» уже традиционно обостряется в унисон со значимыми событиями на международной арене, в которых проявляется конфликт бизнес-интересов России, Евросоюза и США на газовом рынке.
Эта неделя не стала исключением. Накануне исторической встречи президента США Дональда Трампа с хозяином Кремля Владимиром Путиным, которая должна состояться в понедельник, 16 июля, стало известно, что Еврокомиссия, Секретариат Энергосообщества и Мировой банк настаивают на анбандлинге «Нафтогаза» и выделении из его структуры оператора газотранспортной системы к началу 2020 года, когда закончится срок действия контракта НАК с «Газпромом».
При этом они считают приоритетными в осуществлении такой идеи предложения Кабмина, а не организационную модель, инициатором которой выступил «Нафтогаз» (то есть на основе новой компании «Магистральные газопроводы Украины», а не «Оператора ГТС», созданного НАК).
Учитывая напряженность вокруг этой истории, которая привела к жесткому конфликту между Кабмином, Минтопэнерго и «Нафтогазом», пока сложно прогнозировать ее дальнейшее развитие. Свое влияние на нее продолжают оказывать США, хотя особо и не афишируют это.
Но Вашингтон остается важной стороной в перераспределении сфер влияния на украинском нефтегазовом рынке, частью которого является трубопроводный бизнес. Его перспективы тесно связаны с планами «Газпрома» построить обходной газопровод «Северный поток – 2», чтобы минимизировать зависимость от украинского транзита. Для «Нафтогаза» такой поворот событий сулит потерю около $3 млрд доходов от оказания транспортных услуг российской монополии. Также упадет значимость Украины в энергообеспечении стран ЕС.
Этому стремятся помешать Соединенные Штаты. Вчера, впервые появившись на публике во время саммита НАТО в Брюсселе, президент США Дональд Трамп обрушился с новой атакой на союзников по альянсу и неожиданно обвинил Германию в чрезмерных закупках российского газа, которые превратили ее в «заложницу» России. Хозяин Белого Дома связал проблему недофинансирования НАТО с газопроводом «Северный поток – 2», решительное наступление на который США начали год назад, специально упомянув его в законе об антироссийских санкциях.
Проект «Северный поток-2» активно критикуют президент Украины Петр Порошенко и предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев. Хотя они напрямую не обвиняли Германию в зависимости от российского газа, но во время апрельского визита в Берлин предостерегали немецких партнеров от усиления сотрудничества с «Газпромом».
Как реагирует Германия? На канцлера Германии Ангелу Меркель аргументы Киева и Вашингтона не возымели должного эффекта. А вчерашнее заявление Трампа спровоцировало немедленную и резкую реакцию немецкой стороны. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас сказал, что ФРГ не находятся в заложниках ни у России, ни у США. Он подчеркнул, что Германия – один из гарантов свободного мира.
В свою очередь, Ангела Меркель дала понять, что не нуждается в советах, чтобы общаться с авторитарными режимами. Прибыв на саммит НАТО, она указала, что помнит времена, когда часть Германии контролировалась Советским Союзом, и рада, что сейчас жители страны объединены и свободны. Меркель подчеркнула, что Германия проводит независимую политику и принимает независимые решения.
О чем говорят цифры? Слова Трампа, такие ценные для защиты украинского газового транзита, обесценила не только критика немецкой стороны. Цифры, которые президент США привел в подтверждение своих слов о чрезмерной зависимости Германии от российского газа, также оказались представлены в его авторской интерпретации. По данным Трампа, Германия будет получить из России «до 60-70% энергии».
Но по расчетам агентства Bloomberg, ныне Берлин зависит от российского топлива не больше, чем во время холодной войны – если сейчас на долю поставок из РФ приходится около 40% потребляемого в Германии газа, то, например, в 1988 году – больше 50%.
По данным Евростата, на долю России приходится 50-75% импорта газа в Германию, однако доля газа на рынке электроэнергии страны менее 20%.
Даже после строительства «Северного потока – 2» все потребности Германии в газе невозможно будет покрыть только за счет российских поставок. Чтобы окончательно отказаться от атомной энергии и угольных электростанций, Германии понадобится вчетверо больше газа, чем она потребляет сейчас (в 2015 году, по данным CIA Factbook, – около 81 млрд куб. м). Для сравнения, в прошлом году Россия поставила в Германию 53,4 млрд куб. м газа. Немецкое правительство знает, что ему придется изыскивать дополнительные источники газовых поставок, и не только из РФ. Один из них, например, – сжиженный газ из Персидского залива и США, но он может оказаться гораздо дороже, чем закупки у «Газпрома».
Как реагирует западный бизнес? Комментируя перспективы противостояния США и Германии из-за «Северного потока – 2», собеседник Mind из Министерства иностранных дел Украины высказал мнение, что сейчас, судя по всему, чем большее давление прикладывает США к ЕС и Германии, тем большее сопротивление среды возникает. «Трамп старается распределять это давление, разделять и властвовать с помощью союзников в Европе, в том числе и в Украине, преодолевая таким образом сопротивление. Но рано или поздно где-то прорвет, так как сила Вашингтона не бесконечна», – отметил дипломат и предложил называть это «политическим сопроматом».
Ссылаясь на свой опыт общения с немецким бизнесом, он также высказал мнение, что при полной политической поддержке позиции ЕС о том, что Россия незаконно аннексировала Крым и развернула агрессию на Донбассе, по санкциям у деловых кругов позиция проста: «У нас с Россией бизнес, мы будем его защищать и бороться за его сохранение. Политика тут ни при чем».
Почему Германия не сворачивает торговые связи с РФ? С одной стороны, ФРГ является эффективным производителем, а с другой – доходы страны напрямую связаны с благополучием потребителей ее продукции. Поэтому, если падает экспорт, когда зарубежные клиенты не хотят или не могут покупать немецкие товары, Германия оказывается перед лицом серьезного кризиса.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].