Трудности перехода: смогут ли мобильные операторы заработать на переносе номеров

Трудности перехода: смогут ли мобильные операторы заработать на переносе номеров

И что подстегивает абонентов менять «прописку» своего сотового

Цей текст також доступний українською
Трудности перехода: смогут ли мобильные операторы заработать на переносе номеров
Фото: pixabay

Услугу переноса мобильного номера от одного мобильного оператора к другому (MNP) в Украине запустят вовремя – 1 мая 2019 года. Об этом заявили на пресс-конференции представители профильной нацкомиссии (НКРСИ), Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) и самих операторов. Хотя и не обошлось без сюрпризов. Что произошло? Будет ли востребована услуга у абонентов? Окупят ли операторы затраты на запуск MNP? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.  

Стоимость MNP для операторов. Исполнительный директор УГЦР (администратора услуги) Вадим Гулько сообщил на пресс-конференции, что госпредприятие уже вложило 35 млн грн в создание центральной базы данных (ЦБД) перенесенных номеров. Весь проект оценивается в 40 млн грн. Представитель одного из мобильных операторов анонимно уточнил Mind, что эти затраты в дальнейшем будут переложены на плечи участников рынка.

Гулько подтвердил его слова. «Мы не один год ведем переговоры с операторами. Они уже выбрали оптимальный для себя вариант: наши затраты (около 40 млн грн) в течение четырех лет компенсируют шесть операторов, соразмерно с их номерным ресурсом (помимо «большой тройки» услугу MNP будут предоставлять «Интертелеком», PEOPLEnet и «ТриМоб». – Mind).  Компенсировать будут, оплачивая тарифы за доступ к информации ЦБД и за перенесение номера», – рассказал исполнительный директор УГЦР.

Также все операторы должны запустить собственные локальные базы данных (ЛБД).  Глава НКРСИ Александр Животовский предполагает, что в их создание каждому оператору нужно вложить такие же деньги, как и в ЦБД.

Запуск MNP обойдется всем игрокам максимум в 280 млн грн.  

Стоимость MNP для абонентов. Плату будет устанавливать оператор, к которому станут переходить абоненты. «Все игроки заинтересованы в притоке, поэтому они не будут выставлять высокие цены», – полагают в НКРСИ. И уточняют: даже если операторы оценят услугу в 1 копейку, телеком-регулятор не будет возражать.  

Бег по кругу? В течение 30 дней абонент сможет инициировать только один перенос номера. Сама процедура займет три рабочих дня.

Насколько востребованной будет услуга? В сети – огромное число угроз абонентов перейти к другому оператору сразу после запуска MNP. Пользователи сетуют на плохое качество голосовой связи, низкую скорость интернета, нюансы обслуживания и т. п. Выполнят ли они свои угрозы? Ирония в том, что на high level жалуются абоненты всех мобильных операторов.   

Глава НКРСИ Александр Животовский не берется прогнозировать уровень миграции в Украине и ссылается на мировой опыт. Размеры портации (перехода абонентов) в разных странах примерно одинаковы – около 3-5%. Впрочем, такую картину оттока-притока абонентов отечественные мобильные операторы ежемесячно наблюдают и без MNP.

Телеком-эксперт, советник первого вице-премьер министра по вопросам цифровой экономики Лена Минич полагает, что и в Украине до 5% абонентов могут стать пользователями услуги. «MNP – продукт сильно «перегретый». Правильно бы было внедрять эту услугу еще лет десять назад. Но в Украине последние 15 лет регулятор почти не занимался развитием телеком-рынка, а решал конкретные бизнес-задачи конкретных олигархов. Поэтому развитие идет с минимум 10-летним опозданием: 3G, 4G, MNP», – говорит она, добавляя, что несмотря на все это MNP все равно будет востребована пользователями в ожидаемых параметрах. Причины просты: качество текущего оператора и лучшие таргетированные ценовые предложения конкурентов.

Телеком-эксперт Александр Глущенко пока не видит серьезных предпосылок для массовой миграции. «Разница между угрозой перейти и переходом – пропасть! MNP может пользоваться спросом на территориях с проблемным покрытием. Например, абоненты оператора Х перейдут на обслуживание оператора Y, потому что у второго на данной территории реализована 4G-связь либо большее число базовых станций. Но в массовость миграции не верю. Украина – не настолько большая страна, чтобы у нас были локальные тарифы, и переход был привлекательным», – считает Глущенко.

Вероятные ограничители. Чтобы воспользоваться услугой, препейд-абоненту нужно будет рассекретить свои паспортные данные. «Одна из существующих проблем внедрения MNP – анонимность абонентов. Речь о тех, кто пользуется предоплаченными картами.  Таких абонентов мобильной связи – более 80% или около 40 млн номеров», – поясняет директор по корпоративным связям «Укртелекома» (материнской компании «ТриМоб») Михаил Шуранов. Впрочем, спикер подчеркивает и плюсы «паспортизации»: регистрация абонента при смене или покупке нового номера сократит возможности мошенничества с использованием кражи номера.

Александр Глущенко полагает, что запуск MNP также перекроит условия предоставления услуг операторами. «Во-первых, переход будет платным. Во-вторых, наверняка, изменятся условия всех тарифных планов и восприятие понятия «внутрисетевой трафик». Об уровне миграции и ее последствиях можно будет говорить после публикации условий перехода и новых тарифов. Как бы не началась обратная реакция от абонентов: «Верните все назад!», – иронизирует Глущенко.

Рынок ждут маркетинговые войны и улучшение качества связи? Больше всех за запуск MNP ратовал третий мобильный оператор. Ранее lifecell жаловался на доминирующее положение его конкурентов в регионах. «Благодаря» внутрисетевому нулю (условно бесплатному и безлимитному общению внутри одной сети) шансы нарастить абонбазу у третьего игрока были не велики. Теперь эта преграда снижается: с запуском 3/4G голосовая связь пользуются все меньшим спросом, т.е. внутрисетевой ноль обесценивается. А MNP станет последним элементом «пазла». Воспользуется ли этим козырем lifecell на фоне недремлющих конкурентов?

Мобильные операторы пока не разглашают, какие дополнительные приманки собираются запускать для привлечения абонентов. «Уровень портации будет зависеть от маркетинга операторов, как они станут бороться за свои доли рынка. MNP будет стимулировать операторов улучшать качество мобильной связи», – считает глава телеком-регулятора.

По мнению Лены Минич, окупаемость MNP-кейса для «большой тройки» будет зависеть от качества их сетей и успешности direct sales promotions/offers. «Клиенты, неудовлетворенные качеством сети и обслуживанием от их текущего оператора, а также корпоративные клиенты, которые при прочих равных технических условиях могут получить лучшее ценовое предложение при сохранении своих корпоративных номеров, – вот основные пользователи данной услуги. В Европе MNP открыл возможность проактивным ценовым предложениям для контрактных клиентов», – отмечает спикер.

Окупятся ли затраты «малой тройки» на MNP? «Поскольку MNP – не коммерческая услуга в прямом понимании, а требование законодательства, то для операторов это – дополнительные обязательные затраты без особых гарантий их возвращения», – поясняет Лена Минич.

По ее мнению, миграция абонентов от «Интертелекома», PEOPLEnet в другие сети будет минимальна. «Целевая аудитория для использования услуги MNP – голосовые клиенты (для передачи данных не важно, какой у абонента мобильный номер). А таких голосовых клиентов у «Интертелекома» и PEOPLEnet  ничтожно мало. Как правило, абоненты выбирали этих операторов очень осознано, скорее всего, там, где больше никто не может предоставить услуги», – поясняет Минич.

А для «ТриМоб» запуск MNP может стать фатальным. На недавней пресс-конференции директор «Укртелекома» Юрий Курмаз сообщил, что компания не намерена активно вкладывать в развитие своей «дочки». Сейчас у «ТриМоб»  осталось около 300 000 абонентов. Впрочем, в компании надеются на позитивный сценарий. «MNP предоставляет право и возможность абонентам менять провайдера телеком-услуг с сохранением номера, поэтому для небольших операторов это может послужить дополнительным толчком для роста, привлечения новых клиентов. Ведь абоненты ищут в каждом операторе свои плюсы: более свободную сеть, лучшее покрытие, выгодные тарифы и т.п. А номер, которым многие пользуются по несколько лет служил сдерживающими фактором», – отвечает Михаил Шуранов.

Ответственность за «не успели». До 1 февраля 2019 года операторы должны запустить свои ЛБД и интегрировать их с ЦБД. Далее – в течение трех месяцев – протестировать работу системы. Но в описанной ситуации не всем игрокам выгоден запуск новой услуги.

Александр Животовский пригрозил отобрать лицензии на вид деятельности у «опоздавших». «Если операторы не уложатся в установленные Комиссией сроки – значит, не выполнят требования лицензии. Тогда встанет вопрос о ее аннулировании. Стоимость лицензии – 8 млн грн. Уверен, что такого не будет. Каждый оператор уже считает, что запуск MNP ему на руку», – отметил глава НКРСИ.

Представитель мобильных операторов, глава ассоциации ТЕЛАС Леонид Ошеров заверил на пресс-конференции, что операторы не сорвут запуск MNP. «ТриМоб» и lifecell уже закупили оборудование для создания локальных баз данных. Остальные – сейчас проводят тендеры.  Все нацелены на скорейший запуск услуги», – подчеркнул Ошеров.

Очередной сюрприз. Деньги за создание центральной базы данных УГЦР уже перечислил компании «Эс Ай Центр». После нескольких тендеров и 10 судебных тяжб это предприятие признали победителем конкурса.

Однако 28 сентября другой участник тендера – компания «Диалинк» – получила решение Верховного суда о признании действительным ее договора с УГЦР. «Теперь у нас есть еще один договор о внедрении MNP стоимостью 72 млн грн. Для нас создать еще одну систему – как пристроить к автомобилю пятое колесо», –  иронизировал Вадим Гулько на пресс-конференции.

Александр Животовский назвал сложившуюся ситуацию абсурдной.

Исполнительный директор УГЦР заявил, что госпредприятие решило расторгнуть договор с «Диалинком». «Извещение направлено 2 ноября на все известные почтовые и электронные адреса компании.  УГЦР имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, выплатив второй стороне компенсацию за выполненные работы. А так как они не проводились – УГЦР ничего не должен «Диалинку», – полагает Вадим Гулько.

Остались ли еще козыри у компании – покажет время.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно