Анбандлинг «под елочку»: как изменятся правила розничного рынка электроэнергии с 1 января
Спецпроект
Реформа энергорынка
Проект реализует Mind при поддержке энергетической компании ДТЭК

Анбандлинг «под елочку»: как изменятся правила розничного рынка электроэнергии с 1 января

С начала нового года облэнерго прекратят деятельность в своем нынешнем виде, а промышленные потребители начнут покупать электричество у поставщиков на принципах свободного ценообразования

Этот материал также доступен на украинском
Анбандлинг «под елочку»: как изменятся правила розничного рынка электроэнергии с 1 января
Фото: pixabay

19 октября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон «О рынке электрической энергии в Украине». Согласно документу, процедура анбандлинга (unbundling) энергопоставщиков должна быть полностью завершена в 2018 году. С этого момента все облэнерго окончательно разделятся на две компании: оператора системы распределения (ОСР) и поставщика универсальных услуг (ПУУ), который будет гарантированно поставлять электричество населению и малым небытовым потребителям по фиксированным тарифам НКРЭКУ. В то же время промышленные потребители теперь уже будут покупать электроэнергию по свободным рыночным ценам у всех поставщиков без исключения. Как это может быть организовано, Mind рассказывает в продолжение рубрики о реформировании энергетического рынка страны.

Требования Третьего энергопакета

Анбандлинг областных энергомонополистов является одним из ключевых требований Третьего Энергопакета ЕС, реализуемого в Украине в рамках общей энергетической реформы. Смысл анбандлинга облэнерго состоит в окончательном отделении в украинской энергетике конкурентных видов деятельности (производство и поставка электроэнергии) от неконкурентных (ее передача и распределение электросетями).

В соответствии с европейскими требованиями, разделение региональных энергетических монополистов должно происходить не только функционально, но и юридически. Речь идет о создании двух разных и независимых друг от друга компаний по распределению и по поставке электричества.

Разделение по собственности при этом не предусмотрено – обе компании могут оставаться в пределах одной вертикально-интегрированной структуры, но при условии ограниченного влияния материнской компании на энергомонополиста и мониторинга этого влияния со стороны регулятора. Материнская компания может утверждать стратегию или годовой финансовый план монополиста, но не имеет права вмешиваться в его текущую операционную деятельность или вопросы управления персоналом.

При этом оператор распредсетей и поставщик не должны каким-то образом быть связаны друг с другом. У них будут разные офисы, разные сайты и разные бренды.  

Институт поставщиков универсальных услуг в Украине вводится в соответствии со статьей 3 Директивы 2009/72 ЕС, а также статьи 62 закона.

Закон накладывает на ПУУ специальные обязательства для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электроэнергии. Речь идет об обеспечении надежности и беспрерывности энергоснабжения массового потребителя в виде населения и малых небытовых абонентов.

Анбандлинг

Анбандлинг «под елочку»: как изменятся правила розничного рынка электроэнергии с 1 января

Согласно закону «О рынке электрической энергии в Украине», все украинские облэнерго в декабре 2018 года должны завершить  разделение на две компании – оператора системы распределения (ОСР), который будет заниматься исключительно технической передачей электроэнергии без права ее поставки, и поставщика, который в том числе будет выполнять функцию поставки универсальных услуг (ПУУ), что обеспечит гарантированные поставки электричества населению и малым небытовым потребителям. Что касается промышленных потребителей, они могут либо заключить договор с поставщиком, который выделился из облэнерго, либо выбрать себе нового поставщика.

Конечной целью анбандлинга, как ключевого элемента либерализации розничного рынка электроэнергии в стране, является полное отстранение собственника распределительных электросетей от процесса смены поставщика потребителем. ОСР должен лишиться возможности влиять на этот процесс.

Изначально, в соответствии с законом, облэнерго должны были разделиться и подать заявления на получение лицензий поставщика универсальных услуг еще до 11 июля этого года. Почти все компании, за исключением «Черкассыоблэнерго», находящегося в процедуре банкротства, соответствующие заявления к названной дате подали. Однако лицензий своевременно не получили – помешала эпопея с выборами новых членов НКРЭКУ. Впрочем, по состоянию на сегодня лицензии новообразованным ПУУ уже выданы.

Последнее существенное изменение произойдет в декабре текущего года. Речь идет о полном завершении анбандлинга облэнерго. Нынешние облэнерго окончательно утратят право поставки электроэнергии, поскольку прекратит действие лицензия на поставку по регулируемому тарифу, которую они сейчас имеют.

Новые правила игры

Анбандлинг «под елочку»: как изменятся правила розничного рынка электроэнергии с 1 января

Оператор системы распределения займется исключительно распределением электроэнергии без права ее продажи. При этом его деятельность жестко ограничивается соответствующим постановлением НКРЭКУ №1406 от 27.12.2017, согласно которому оператор не может заниматься производством и поставкой электроэнергии, не должен препятствовать конкуренции на рынке, а также обязан предоставлять свободный недискриминационный доступ к сети для всех поставщиков без исключения. 

Требования к монополисту содержатся в так называемой программе соответствия, которую должен иметь и выполнять каждый оператор. ОСР, по согласованию с НКРЭКУ, назначает уполномоченное лицо по вопросам соответствия, которое обязано следить за выполнением программы монополистом.

Поставщики универсальных услуг на протяжении двухлетнего периода своей деятельности не имеют права отказать в поставках электричества населению и малым небытовым потребителям. Цена киловатт-часа для этой категории потребителей будет рассчитываться по методике, утвержденной НКРЭКУ.

Закон не возбраняет поставщику, который выполняет функцию поставщика универсальных услуг, продавать параллельно электроэнергию также средним и крупным потребителям, однако уже на условиях свободного ценообразования, подобно остальным независимым поставщикам. Поскольку на поставку электроэнергии существует единая лицензия, то поставщик, который одновременно является ПУУ, предлагая услуги другим потребителям, до момента запуска конкурентного оптового рынка с 1 июля 2019 года будет покупать электроэнергию по почасовому графику у ГП «Энергорынок», приплюсовывать к цене стоимость услуг оператора распределительных сетей и собственную маржу. То есть он будет работать по тем же правилам, что и нынешние поставщики электроэнергии по нерегулируемому тарифу (ПНТ), и действовать, как и любой другой независимый поставщик.

По истечении двух лет будут проведены конкурсы по выбору новых поставщиков универсальных услуг.

Как свидетельствует европейский опыт, тарифы на киловатт-час у социальных поставщиков наподобие украинских ПУУ, как правило, выше, чем у остальных свободных дистрибьюторов. Это связано с тем, что поставщик универсальных услуг оперирует широкой базой мелких потребителей, обслуживание которых обходится дороже, чем средних и крупных.

Впрочем, в Украине, в отличие от стран ЕС, расценки на киловатт-час для населения пока ниже, чем для промпотребителей.

Население и малые небытовые потребители. Для этой категории потребителей как минимум до 1 июля 2019 года ничего не изменится. Разве что в платежке поменяется название компании и расчетный счет.

Собственно, население и малые небытовые потребители могут ничего не менять и даже не подписывать. В соответствии с законопроектом, договор о предоставлении универсальных услуг является публичным. Фактом присоединения к условиям договора является осуществление потребителем любых действий, которые засвидетельствуют желание его заключить.

Это могут быть предоставление подписанного заявления-присоединения, оплата счета ПУУ или же сам факт потребления электроэнергии.

Кардинальные изменения правил игры для населения и малых небытовых потребителей начнутся только с момента запуска конкурентной модели оптового и розничного рынков с 1 июля 2019 года, когда эти категории потребителей получат возможность реально менять поставщика.

Промышленные потребители. Как уже упоминалось, все промышленные потребители, до момента окончательного завершения процесса анбандлинга 1 января 2019 года, должны выбрать себе нового поставщика – им может быть любой поставщик, который предложит более низкую цену или более привлекательные условия.

Дифференцированные тарифы по времени суток для промышленных потребителей с 1 января упраздняются.

Перспективы розничного рынка

Конечно, говорить о возможности появления реальной конкуренции между поставщиками с 1 января 2019 года пока преждевременно. Дело в том, что абсолютно все поставщики будут работать с промпотребителями по одинаковым правилам, покупая электроэнергию для поставок у одного и того же продавца – у ГП «Энергорынок». Так что пока речь идет скорее об организационной подготовке к будущему открытию оптового и розничного рынков.

Полная либерализация произойдет с 1 июля 2019 года, когда будет упразднена обязательная продажа всеми производителями и покупка всеми поставщиками электроэнергии у ГП «Энергорынок» и производители смогут реализовывать свою продукцию поставщикам или потребителям напрямую. При этом поставщик универсальных услуг должен будет покупать электричество на свободном рынке, в то время как плата за его услуги по поставке населению и малым небытовым потребителям будет регулироваться методиками, утвержденными  НКРЭКУ.

Пока же, с 1 января, радикальных изменений не произойдет. В настоящее время уровень конкуренции на розничном рынке невысок. В отрасли активно работают порядка 25–30 независимых поставщиков, доля которых в общем объеме поставок электроэнергии в 2018 году составляет порядка 7%.

ПНТ, так же, как и облэнерго, покупают электричество на оптовом рынке по почасовому графику, разница лишь в том, что НКРЭКУ устанавливает облэнерго тарифы на поставку электричества административно, а «независимые» определяют собственную маржу сами. При этом ПНТ оплачивают облэнерго услуги по распределению.

В настоящее время независимые поставщики конкурируют с «зависимыми» по двум позициям. Первая – это почасовые графики закупок электричества на рынке. Здесь ПНТ, располагая, как правило, крупными промышленными потребителями, пытаются маневрировать между разницей цены тока в разные часы суток. Второе – это сам тариф на поставку, на котором, впрочем, много не выторгуешь. В общей стоимости услуг облэнерго плата за поставку составляет в среднем по Украине всего 0,5%.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате