Возобновляемая энергетика: все «за», но некоторые «против»

Возобновляемая энергетика: все «за», но некоторые «против»

Судьба законопроекта о «зеленых аукционах» будет решаться 27 февраля

Цей текст також доступний українською
Возобновляемая энергетика: все «за», но некоторые «против»
Фото: pixabay

В ближайшую неделю-две парламентарии должны приложить максимум усилий для принятия во втором чтении законопроекта №8449-д о поддержке конкурентных условий производства из альтернативных источников электроэнергии. В противном случае «зеленая» энергетика рискует погрузиться на длительный срок в законодательную неопределенность и политическую турбулентность, а инвесторы прекратят финансировать новые проекты по сооружению ВИЭ.

Политический фактор. Как сообщила на прошлой неделе зампредседателя парламентского комитета по ТЭК Ольга Белькова, принятию законопроекта о внедрении аукционов на строительство объектов зеленой генерации могут помешать политическая составляющая и президентские выборы.

«Верю в то, что, учитывая вызовы избирательного периода, мы должны как можно скорее перейти на аукционы. Потому что новое правительство пока назначится, пока раскачается, пока все поймут, чем они там занимаются, пройдет время – аукционов не будет, и приостановится развитие зеленой генерации, в которую я искренне верю», ‒ заявила Ольга Белькова.

В то же время народный депутат Лев Пидлисецкий влияния политического фактора в ходе доработки документа не усматривает. «В парламенте, конечно, представлены украинские богатые люди, не олигархи, которые хотели бы сохранить «зеленый» тариф и не переходить на аукционы, чтобы работать без ответственности за небалансы. Такие факторы могут быть, но в целом, я думаю, для всех понятно, что аукционы – это единственный выход из той ситуации, когда у нас самые высокие «зеленые» тарифы в мире», ‒ сказал Лев Пидлисецкий в беседе с Mind.

В свою очередь, народный депутат Владимир Бандуров заявляет о наличии сплоченности депутатского корпуса вокруг принятия законопроекта. «У нас есть единое мнение относительно необходимости внедрения аукционной модели – споры существуют только на уровне технических деталей», ‒ сказал он в ходе международной конференции «Аукционная система поддержки возобновляемой энергетики в Украине 21 февраля в Киеве.

Как распределить квоты? Впрочем, если проанализировать сравнительную таблицу правок, подготовленных ко второму чтению законопроекта №8449-д, «технических деталей» в ней обнаружится немало. Речь, в частности, идет как о размерах и сроках снижения действующих «зеленых» тарифов по каждому виду генерации, так и о введении принципиальных новшеств, которых после первого чтения в документе не было.

Одним из таких новшеств является введение ответственности профильного отраслевого ведомства за обязательное установление ежегодных квот на сооружение объектов ВИЭ в стране. «В случае нарушения сроков установления или не установления ежегодных квот премьер-министр издает поручение о начале дисциплинарного производства относительно руководства центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в электроэнергетическом комплексе», ‒ такую меру наказания предлагается внести в документ в ходе второго чтения. 

Законопроект предусматривает установление к 1 декабря 2019 года ежегодных квот на следующие пять лет, при этом в 2020 и 2021 гг. квоты должны быть не менее 500 МВт на каждый год. Соотношение между разными видами генераций в рамках общей квоты предлагается установить на минимальном уровне 15% в отдельности по каждому виду генерации – то есть, по 15% для СЭС, для ВЭС и для других объектов ВИЭ, кроме солнца и ветра.

Впрочем, Украинская ассоциация возобновляемой энергетики (УАВЭ) в своей официальной позиции предлагает определить минимальные доли СЭС и ВЭС в общей годовой квоте соответственно до 30% как по солнцу, так и по ветру. «Учитывая специфику и темпы развития технологий, считаем, что будет справедливым установить большие размеры квот для СЭС и ВЭС, при этом определить общую квоту для всех других ВИЭ, оставляя возможность КМУ корректировать развитие каждого сектора, определяя остаток квоты на свое усмотрение», ‒ говорится в позиции ассоциации.

Каковы ключевые правки ко второму чтению? В числе других ключевых новшеств законопроекта можно, в частности, выделить дополнение понятия «альтернативные источники энергии» возобновляемым топливом из бытовых отходов.

Как ранее сообщал Mind, на сегодня в Украине только один мусоросжигательный завод. Это киевская «Энергия», которая пока производит только тепловую энергию. Между тем, мусор – это ценный энергетический продукт, и помимо проектов сооружения мусороперерабатывающих заводов в стране необходимо запустить на их базе строительство мусоросжигательных заводов – они тоже будут получать аукционный тариф.  

Еще одно нововведение в документе – это появление так называемых энергетических кооперативов, которые наравне с другими хозяйствующими субъектами получат право на тарифную поддержку в случае сооружения объектов ВИЭ. Но это предложение было отклонено рабочей группой.

Одной из правок к законопроекту также учтено пожелание европейских девелоперов на случай возникновения споров между производителем и гарантированным покупателем «зеленой» электроэнергии. Такие споры могут решаться в международных коммерческих арбитражных судах, размещенных, в том числе, за пределами Украины.   

Как ранее и предполагалось, депутаты в новой версии документа намерены отказаться от первоначальной идеи снижения «зеленого» тарифа для электроустановок на биогазе и биомассе с 1 января 2020 г. 

Однако, существует ряд ключевых положений будущего закона, которые потребуют дополнительных согласований. Это, в частности, установление предельной мощности объектов ВИЭ для обязательного участия в аукционах, продление «зеленого» тарифа для объектов до 500 кВт до 2040 года, определение размеров премиальных надбавок к тарифу за местную составляющую, введение ответственности за небалансы, ограничение срока действия технических условий на строительство, а также установление размеров банковских гарантий для участников аукционов.

В частности, члены Европейско-Украинского энергетического агентства предлагают увеличить банковскую гарантию для участников с предварительно принятых в первом чтении 5000 + 10 000 евро за 1 МВт мощности – до 25 000 + 15 000 (или 25 000 евро).

С их позицией не согласны в УАВЭ.

«Повышать размер банковской гарантии нецелесообразно, поскольку это повлияет на стоимость проекта (средства замораживаются на определенный период). Для отсеивания участников аукционов являются достаточными установленные передквалификационные требования и банковская гарантия в размере 5000 + 10 000 евро за 1 МВт. Необходимо предусмотреть кратность банковской гарантии 1 кВт установленной мощности для того, чтобы участники могли оплачивать взносы, которые отвечают мощностям их проектов», ‒ говорится в позиции профильной ассоциации. 

Мировой аукционный опыт. 21 февраля, на уже упомянутой конференции, представители Еврокомиссии, IRENA, Энергетического Сообщества, IFC и EBRD поделились в Верховной Раде мировым опытом по части активного перехода от «зеленого» тарифа к конкурентному тарифообразованию на электроэнергию ВИЭ.

Как следует из презентации IRENA, именно аукционы являются одним из ключевых факторов удешевления «зеленого» киловатт-часа. Так, если в 2010 году средняя цена электричества СЭС составляла 25 центов за 1 кВт*час, то уже в 2016-м она снизилась до 5 центов.

В целом с 2007 по 2017 год количество стран, перешедших на конкурсную систему торгов возобновляемыми мощностями, возросло с 10 до 70.

Наиболее свежим и поучительным в этой связи является для Украины опыт Казахстана. В 2018 году в конкурсных торгах здесь приняли участие 113 компаний из девяти стран, по результатам которых были отобраны 36 проектов «зеленой» генерации общей мощностью 857,9 МВт.

При этом, снижение цены на электроэнергию СЭС в ходе аукционов составило 48%, малых ГЭС – 23,4%, ВЭС – 23,3% и биоЭС – 1%.

Как резюмируют в IRENA, основными преимуществами аукционной системы являются: обеспечение прозрачности, определение реальной рыночной цены, организация гибкого дизайна конкурсов в соответствии с национальными условиями и задачами, четкое прогнозирование введения новых «зеленых» мощностей, а также установление четких обязательств перед инвесторами.

Собственно, если внимательно проанализировать накопленный багаж знаний, украинским парламентариям вряд ли придется изобретать велосипед. Достаточно адаптировать к национальной специфике те условия и правила, которые уже давно работают в других странах.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно