Заболело в мире
59,192,123
Умерло в мире
1,396,673
Вылечилось в мире
37,914,015
Заболело в Украине
647,976
Умерло в Украине
11,263
Вылечилось в Украине
299,358
Бюджет-2019: чем заплатим за боеготовность и социальную стабильность

Бюджет-2019: чем заплатим за боеготовность и социальную стабильность

И откуда возьмем эти деньги

Этот материал также доступен на украинском
Бюджет-2019: чем заплатим за боеготовность и социальную стабильность
Фото: flickr/НБУ

Введение военного положения на территории Украины заставляет вспомнить о том, что главная смета страны на 2019 год была принята с беспрецедентно большими расходами на военную сферу. Так, на безопасность и оборону выделена рекордная сумма – свыше 210 млрд грн. Минимальная зарплата военным будет повышена с 7000 до 10 000 грн. Также с 1 января планируется пересчитать пенсии 500 000 военных пенсионеров, а перерасчет остальным 11,5 млн пенсионеров будет осуществлен с 1 марта.

Mind составил шпаргалку о том, из каких источников правительство рассчитывает наполнять госбюджет-2019, и на что, кроме обороны, предполагает потратить аккумулированные в госказне средства.

Напомним, народные депутаты ранним утром пятницы, 23 ноября, приняли законопроект №9000 «О государственном бюджете на 2019 год». При необходимом минимуме в 226 голосов за проголосовали 240 народных депутатов. При этом не было ни одного голоса от «Батьківщини», «Радикальной партии» и «Самопомічі».

В Украине часто голосование за бюджет затягивают до конца декабря, и основной финансовый документ принимается чуть ли не под бой курантов. Но в нынешнем году важно было в начале этой недели отчитаться о его принятии перед МВФ, у которого вопрос кредитования Украины уже включен в повестку ближайшего заседания. Принятие бюджета в более поздние сроки исключает возможность принятия решения о выделении транша в этом году.

Проект документа Минфин представил в Раде 21 сентября, первое чтение прошло 18 октября. Парламент спешил принять решение именно 22 ноября – в последнее полное пленарное заседание в этом месяце.

Основные параметры

С учетом всех правок бюджет предполагает доходы в размере 1,026 трлн грн и расходы в размере 1,112 трлн грн, что на 18 млрд грн больше показателей первоначального проекта, принятого в первом чтении.

Доходная часть увеличивается не в последнюю очередь за счет средств от сбора налогов.

«Как следствие – негативный момент: в 2019 году возможно ожидать повышения давления на бизнес, а также рост числа проверок, в частности, налоговых и трудовых», – рассказала Mind Наталия Радченко, партнер практики налогового права компании «Юскутум».

Также в следующем году заложен рост ВВП на уровне 3% при инфляции 7,4%. Курс доллара, по прогнозам, в конце 2019-го достигнет 29,4 грн.

Повышение зарплат и соцпомощь

Прожиточный минимум установили в размере 1853 грн с 1 января 2019 года, минимальная зарплата – 4173 грн.

По словам Наталии Радченко, в контексте роста числа проверок для бизнеса это означает повышение сумм штрафов, которые привязаны к минимальным соцгарантиям. Например, нарушения законодательства в сфере трудовых правоотношений в 2019 году могут повлечь за собой санкции уже в размере 417 300 грн.

Расходы

Перед вторым чтением в расходах Министерства образования появился Фонд помощи молодым ученым президента Порошенко. На его содержание выделили 1 млрд грн бюджетных денег. По задумке, фонд должен поддерживать молодежь при получении научных степеней, участии в международных мероприятиях, стажировке за рубежом, способствовать привлечению иностранных специалистов в научную деятельность вузов и научных учреждений.

Также Минфин увеличил расходы «Укравтодора» на 4 млрд грн, депутаты бюджетного комитета добавили еще 3 млрд грн. Общий бюджет ведомства – 37,4 млрд грн. Ко второму чтению также дополнительные деньги получили парламент, Кабмин и Госуправление делами – общая сумма выросла на 800 млн грн.

Кроме этого МЭРТ дополнительно получило 2,8 млрд грн – на докапитализацию Укроборонпрома.

Выросли между первым и вторым чтением расходы на лечение украинцев за границей, на Фонд энергоэффективности (на 800 млн грн), на компьютеры для сельских школ (на 1 млрд грн), на финансирование работы «Укрпошты» в сельской местности (на 500 млн грн), на строительство домов для детей с особыми потребностями (на 200 млн грн).

Внешний долг

В 2019 году в Украине должно появиться Агентство по управлению государственным долгом. «Совокупный долг Украины сейчас превышает 2,1 трлн грн. Поэтому политика, направленная на минимизацию расходов, связанных с его обслуживанием, и предупреждение пиковых долговых выплат с целью недопущения кризисов ликвидности, – это однозначный позитив», – уверен советник ЮК Primelex Евгений Калинин.

Судебная реформа

При этом положительным моментом станет повышение финансирования судов. Если средства пойдут по целевому назначению, в 2019 году следует ожидать реализацию идей судебной реформы, в частности, заложенных в новых редакциях процессуальных кодексов.

Финансирование субсидий, согласно бюджету, останется на прежнем уровне. Одновременно тарифы на коммунальные услуги меньше не станут, а то и возрастут. Расширен перечень услуг, на которые предоставляются льготы и жилищные субсидии населению за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, а также категории населения, которым предоставляются такие льготы и субсидии. 

Электрокары

На четыре года продлили льготный режим ввоза электрокаров. Так, к концу 2022-го будет продолжена норма, освобождающая ввоз в Украину транспортных средств, оснащенных только электродвигателями, от уплаты НДС. Акциз будет рассчитываться в соответствии с так называемым законом о евробляхах №8487, который упрощает ввоз импортных авто в Украину. 

«Пока сложно оценить и спрогнозировать подвижки с «евробляхерами» по легализации незаконно ввезенных транспортных средств, так как все будет зависеть от того, как станут бороться с несогласными, которые хотят полной отмены каких-либо таможенных и налоговых платежей для уже завезенных машин и будут продолжать ездить на еврономерах», – объясняет Андрей Фомичев, адвокат, руководитель юридического департамента MGI PSP Audit.

Посылки

Также с 1 июля 2019 года будут облагаться налогом посылки, получаемые украинцами, стоимостью более 100 евро. Операторов почтовой связи и экспресс-перевозчиков признают налоговыми агентами.

«История с посылками не нова. Два года назад АПИТУ лоббировала снижение стоимости беспошлинных посылок со 150 до 22 евро, объясняя это борьбой с нелегальным импортом. Хотя было очевидно, что таким образом несколько крупных вендоров пытаются получить законодательные конкурентные преимущества», – напоминает Дима Гадомский, СЕО в Axon Partners.

По его словам, пусть сейчас лимит снизили всего лишь до 100 евро, все равно стоимость товара для конечного покупателя вырастет. Плюс придется перед получением посылки уплатить налоги – а это еще одна формальность для оператора связи и для клиента. Тем, кто много чего заказывает на Amazon, это не выгодно. Тем, кто теряет деньги на том, что многие заказывают на Amazon, это выгодно.

Рента

Ставка рентной платы за пользование недрами с 1 января увеличивается на 2%. За добычу ископаемых, которые полностью или частично залегают на глубине менее 5000 м, – с 29 до 31%. Залежей, которые полностью залегают на глубине свыше 5000 метров – с 14 до 16%. Также на 0,8% – до 8,8% – увеличивается ставка рентной платы на добычу железной руды. Ставка рентной платы за специальное использование лесных ресурсов становится больше на 50%.

В документе повышена рента на газ для частных производителей и увеличена база ренты с НАК «Нафтогаз» (4 862 грн до 6 236 грн, а с 1-го мая – 7 185 грн.). В связи с этим налогоплательщикам стоит ждать роста их расходов, считает Евгений Калинин. По его мнению, увеличение «газовой» ренты приведет к росту цен на газ для населения до 10 000 грн/1000 куб.м. «При этом, мы видим курс на сокращение получателей энергетических субсидий (за счет сокращения суммы дотаций), что однозначно вызовет протестные настроения в обществе», – отмечает он.

Табачный акциз

С 1 июля 2019 года вырастут ставки акцизного налога на табачные изделия – еще на 9%. А с 1 января следующего года акцизный налог для табачных компаний должен вырасти на 20% – в соответствии с ранее внесенными в Налоговый кодекс изменениями.

«Это позитивный момент. В следующем году курильщиков станет меньше, ведь акциз на сигареты с 1 июля вырастет на 9%, что даст подорожание пачки сигарет примерно на 5 грн. Эффект мог бы быть и сильнее, если бы [парламентарии] учли предложение о повышении акциза на 20%», – говорит Евгений Калинин. 

Экологический сбор

С 1 января 2019 года ставка экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками повышается с 0,41 до 10 грн за тонну. Предусматривается поэтапное повышение ставки до уровня 30 грн за тонну в 2023 году, то есть ежегодное повышение на 5 грн. Эта норма приближает ставки к уровню, принятому в ЕС, отмечается в законопроекте.

Контроль за оборотом топлива

Совершенствуется электронная система контроля за оборотом топлива – с 1 июля 2019 года. Как отмечают в Минфине, это позволит увеличить поступления акцизного налога на топливо. В Минфине подсчитали, что закон позволит увеличить поступления в сводный бюджет (в условиях 2019-го) в объеме 6,3 млрд грн.

ГФС будет самостоятельно разбираться с налоговыми обязательствами плательщиков

Все решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм будут приниматься ГФС Украины, о чем будет сообщено в Минфин, независимо от суммы, заявленной к рассрочке, отсрочке, суммы рассроченных, отсроченных денежных обязательств или налогового долга, по которым переносятся сроки уплаты, и непогашенной суммы предварительно предоставленной рассрочки, отсрочки денежных обязательств или налогового долга.

ЕСВ и упрощенку оставили в покое

В этом году законодатель пока что не подготовил каких-либо существенных сюрпризов в налоговой сфере.

«Видимо, наступающий год выборов дает о себе знать, и колебания в обществе, бизнесе, да и в целом на политической арене не подходят для масштабных изменений перед предстоящей президентской гонкой. Поэтому налоговые изменения в этот раз были использованы в качестве регуляторной, а не фискальной функции», – уверен Андрей Фомичев.

ФОПы и упрощенная система остаются без изменений. Предложения правительства по увеличению ЕСВ для белого бизнеса, который платит высокие зарплаты, не зарегистрированы и не рассматривались. Налога на выведенный капитал нет. В этом году ПНВК не будет.

«Это слишком тонкий лед. Упрощенной системой налогообложения пользуется практически весь ІТ-бизнес, креативный бизнес, все стартапы – будущее, так сказать, экономики Украины. И пользуются этой системой вполне легально», – уверен Дима Гадомский.

По его словам, конечно, есть те, кто видит в этом способ уклонения от уплаты налогов. Злоупотребления действительно есть. Но в том и вопрос, что если отменить упрощенку, то все упомянутые креативные бизнесы уйдут, в лучшем случае, в тень, в худшем – в другие юрисдикции.

По словам Наталии Радченко, в целом принятие бюджета как такового – новость хорошая. При этом все понимают, что до конца текущего года и по ходу самого бюджетного периода государственная смета будет всячески меняться. Важно также понимать, что принятие бюджета-2019 является одним из условий получения очередного транша от МВФ.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате