Как Украине не упустить свою «зеленую» энергетику
Сегодня Верховная Рада планирует принять в первом чтении законопроект о введении аукционов по строительству объектов альтернативной энергетики

Сегодня в сессионном зале парламента может быть проголосован компромиссный законопроект №8449-д по обеспечению конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников. Документ, в частности, предусматривает введение аукционов для зеленой генерации и был поддержан на этой неделе членами комитета Верховной Рады по ТЭК.
Значение законопроекта трудно переоценить. Во-первых, он будет способствовать снижению тарифов на электроэнергию ВИЭ, которые в Украине являются самыми высокими в Европе. Во-вторых, Кабинет министров получит возможность сбалансировать объемы строительства ветровых и солнечных электростанций в зависимости от возможностей энергосистемы.
И, в-третьих, новые рыночные цены на электроэнергию СЭС и ВЭС, которые будут устанавливаться с 1 января 2019 года на аукционах, обеспечат дальнейшее приток инвестиций в отрасль. Сейчас международные финансовые организации заявляют о приостановлении инвестирования объектов ВИЭ в Украине на условиях действующих слишком высоких «зеленых» тарифов.
В ожидании голосования. Активные разговоры о необходимости введения в Украине более эффективной и современной законодательной модели поддержки «зеленой» энергетики идут уже около года. В частности, как неоднократно подчеркивал глава профильного парламентского комитета по ТЭК Александр Домбровский, система существующих «зеленых» тарифов, срок действия которых истекает 31 декабря 2029 года, окончательно исчерпает себя уже начиная с 2021 года. С одной стороны, сократится диапазон планирования и срок окупаемости проектов для инвесторов, что повышает коммерческие риски. С другой – с момента введения «зеленых» тарифов в Украине стоимость одного мегаватта солнечной инсталляции в мире упала в пять раз – до 800 000 евро. Этот факт является констатацией чрезмерного ценового бремени для украинских потребителей и может привести к пересмотру действующих «зеленых» тарифов задним числом на государственном уровне.
Справка. «Зеленые» тарифы в Украине установлены законом «Об альтернативных источниках энергии» на период до 2030 года, и сейчас являются одними из самых высоких в мире. За основу расчета цен на электроэнергию ВИЭ был взят тариф на киловатт-час для второго класса промпотребителей на январь 2009-го, который привязан к евро и умножается на соответствующие коэффициенты в зависимости от вида и мощности возобновляемого источника.
На сегодня тарифы на электричество ВЭС и СЭС составляют в Украине соответственно 10 и 15 евроцентов. Закон предусматривает их 10-процентное снижение с 1 января 2020 года.
Основной сутью необходимых законодательных изменений является введение тендерных процедур, которые обеспечат конкурентную и прозрачную рыночную цену на экологическую электроэнергию и расширят горизонт планирования для инвестора до 20 лет.
Сначала депутаты планировали ввести аукционы для ВИЭ еще с 1 июля 2019 года – одновременно с запуском в стране конкурентного энергорынка. Однако процесс подготовки соответствующего законопроекта на долгие месяцы завяз в дискуссиях о процедурах, требованиях, условиях и правилах проведения аукционов, когда каждый заинтересованный участник отстаивал свою позицию. В результате кроме законопроекта №8449 появилось еще семь его альтернативных вариантов, а рабочая группа по доработке проекта при НКРЕКУ взяла за основу именно базовый №8449, стараясь максимально учесть пожелания всех заинтересованных сторон.
Собственно, дискуссия не закончилась и поныне. 4 декабря члены профильного комитета приняли решение о вынесении компромиссного законопроекта №8449-д на голосование в Раде, договорившись при этом внести возможные изменения в документ между его первым и вторым чтением. Таким образом, условия проведения тендерных процедур окончательно пока не определены. Хотя взаимопонимание по основным ключевым положениям документа между заинтересованными сторонами достигнуто и законодательный воз сдвинулся с места.
ЕБРР включил красный свет. Между тем ситуация с затягиванием изменения законодательства для альтернативных производителей тока уже вызвала беспокойство со стороны международных инвесторов. Первый тревожный звонок прозвучал в ноябре, когда ЕБРР заявил о приостановлении кредитования проектов возобновляемой энергетики в Украине.
«О солнечной электроэнергии мы уже решили, что новых проектов не берем, по ветровой решение пока еще не принято», – заявила тогда старший банкир департамента электроэнергии банка Ольга Еремина. Мотив ЕБРР – отсутствие значительных шагов со стороны парламента по переходу от «зеленого» тарифа к более рациональным и рыночным методам поддержки ВИЭ.

Как сообщила Mind заместитель директора ЕБРР в Украине Марина Петров, «мы поддерживаем переход к аукционам как более современному механизму определения справедливого тарифа для «зеленой» энергетики. Важно, чтобы необходимое законодательство было принято своевременно, что позволит государству и участникам рынка подготовиться к их проведению».
Вместе с тем банк продолжает подготовку финансирования тех проектов, которые ранее уже прошли его предварительное одобрение.
«Те инвесторы, которые уже приняли решение инвестировать в различные виды возобновляемой энергии, будут профинансированы», – сказала Марина Петров.
Банкиры ожидают законодательных изменений. Заявление ЕБРР не осталось незамеченным и отечественными банковскими кредиторами возобновляемой энергетики. В их числе – АБ «Укргазбанк» (ЭКО-банк), с помощью кредитных средств которого в 2018 году было введено в эксплуатацию более 60% объектов ВИЭ.
На вопрос Mind, может ли решение ЕБРР повлиять на пересмотр Укргазбанком своих инвестиционных планов, директор экологического департамента Укргазбанка Родион Морозов заявил следующее:
«Насколько я знаю, это позиция не только ЕБРР, а общая позиция международных финансовых организаций, включая наших партнеров – IFS. Безусловно, мы прислушиваемся к их мнению при построении собственных планов. Международные финансовые организации заявили об остановке финансирования новых проектов в солнечной и ветровой энергетике, обосновывая это в первую очередь тем, что увеличение обязательств государства в рамках действующей системы достаточно высоких «зеленых» тарифов ставит под угрозу финансовую стабильность действующей системы в целом. Они придерживаются мнения, что новая система стимулирования отрасли ВИЭ в виде аукционов поможет снизить тариф и избежать ряда возможных неприятных ситуаций в будущем.
Как лидеры рынка и держатели крупнейшего в Украине портфеля инвестиционных кредитов в сфере ВИЭ, мы в значительной мере разделяем беспокойство МФО, хотя, конечно, «зеленая» энергетика занимает все еще незначительную часть в общем объеме производства электроэнергии, поэтому риски, о которых говорят МФО и с которыми в свое время столкнулись такие страны, как Греция, Испания и Чехия, для нашей страны, на мой взгляд, все еще отдаленные.
Однако нас уже сейчас беспокоит неопределенность законодательного поля в сфере цены продажи электроэнергии. Есть понимание того, что законодательство изменится, но нет понимания как, а главное – время. Безусловно, когда банк не может спрогнозировать финансовую модель инвестиционных проектов и подтвердить для себя сроки их окупаемости, он не имеет права рисковать деньгами вкладчиков и выдавать кредиты на такие проекты».
Что предлагают парламентарии? Перед утверждением нового компромиссного законопроекта №8449-д члены комитета по ТЭК во вторник в очередной раз уточнили некоторые ключевые положения и цифровые показатели документа. В своем окончательном виде перед голосованием в первом чтении они выглядят так:
Дата введения аукционов: с 1 января 2020 года.
Срок предоставления поддержки победителю аукциона в виде гарантированного тарифа по результатам торгов на понижение цены: 20 лет.
Сроки проведения аукционов: проводятся два раза в год, но не позднее 1 апреля и 1 октября.
Участие в аукционах принимают все виды возобновляемых технологий, которые достигли 15% в общем объеме производства электроэнергии ВИЭ (подсчитывается по результатам предыдущего года). Сейчас такого уровня достигли СЭС и ВЭС. Биоэнергетика и малые ГЭС со своими 10 и 8% соответственно под аукционы пока не подпадают.
Обязательное участие в аукционах при этом распространяется на проекты с такой мощностью:
- В 2020 году – для СЭС (и всех других видов технологий, кроме ВЭС) более 10 МВт и для ВЭС более 20 МВт.
- В 2021 и 2022 годах – для СЭС более 5 МВт и ВЭС более 20 МВт.
- В 2023 году – для СЭС более 1 МВт и для ВЭС более 3 МВт (или одна ветротурбина).
Конечный срок подписания prePPA для завершения начатых проектов на условиях действующего «зеленого» тарифа: 31 декабря 2019 года.
Требования к участникам аукционов и условия заключения prePPA:
- Подтвержденное право собственности/пользования земельным участком.
- Заключен договор о присоединении объекта к сетям.
- Наявність дозволу на будівництво об'єкту.
Технические условия на присоединение становятся срочными (сейчас они бессрочные) и будут действовать в течение трех лет для ВЭС и двух лет для всех других видов ВИЭ..
Ограничение мощности на одного участника аукциона: не более 25%.
Максимальная цена аукциона: размер «зеленого» тарифа для соответствующей технологии на дату проведения аукциона.
Условие получения действующего «зеленого» тарифа после введения аукционов – введение объекта в эксплуатацию в течение двух лет для СЭС и трех лет для ВЭС и всех других видов ВИЭ. Уровень «зеленого» тарифа определяется датой введения объекта в эксплуатацию.
Уменьшение действующих «зеленых» тарифов:
- Для СЭС в 2020 году – на 25% с последующим уменьшением на 2,5% ежегодно в течение трех лет.
- Для ВЭС в 2020 году – в действующей редакции закона – на 10% с последующим уменьшением на 1,5% ежегодно в течение трех лет.
- Для биомассы, биогаза, микро-, мини- и малых ГЭС, геотермальных – в 2025 году на 10%.
Банковская гарантия для участника аукциона:
- 5000 евро за 1 МВт мощности – для участия в аукционе.
- Еще 10 000 евро за 1 МВт мощности – в случае выигрыша в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Квоты на определенный вид генерации на аукционах устанавливаются в соответствующих пропорциях:
- СЭС – 30%
- ВЭС – 30%
- Другие виды генерации – 20%
- Отдельно устанавливает Кабинет министров – 20%
Квоты утверждаются ежегодно на пять лет.
Пилотные аукционы: в течение шести месяцев с даты вступления в силу закона Кабинета министров обеспечить проведение пилотного аукциона (аукционов).

Положительный тренд под угрозой. По данным НКРЕКУ, за девять месяцев этого года в Украине было дополнительно введено 430 МВт объектов возобновляемой генерации, а их общая мощность достигла 1804 МВт при мощности объединенной энергосистемы Украины (без учета Крыма и неконтролируемых территорий Донбасса) более 51 000 МВт.
Соответственно доля выработки электроэнергии альтернативными источниками в январе – сентябре 2018 года выросла на 36,9% и достигла 1,7% всеукраинской выработки.
Как известно, Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года предусматривает увеличение доли ВИЭ до 25%. Однако Стратегия – это документ, который определяет только стратегические ориентиры развития, но не содержит конкретных обязательств. Вместе с тем, как уже сообщал Mind, в Украине для Энергетического сообщества было проведено исследование относительно целей развития ВИЭ до 2030 года. Согласно анализу, возможная доля альтернативных источников в стране до 2030 года по установленной методике расчетов может составить 16,6%.
В странах ЕС планы по этому показателю, конечно, более грандиозны – 32% возобновляемой энергетики до 2030 года.
Сейчас сохранение положительной динамики в развитии ВИЭ в Украине полностью зависит от слаженных действий и воли парламентариев. Следующий год политически непростой, и если Верховная Рада до конца февраля 2019 года не примет окончательно закон о новых принципах стимулирования альтернативной энергетики, красный свет со стороны кредиторов может остаться на неопределенный срок.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].