mind
Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов

ДМС постепенно превращается из «фишки» крупных компаний в действенное средство мотивации персонала в любом бизнесе

Этот материал также доступен на украинском
Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: DR

Страховые компании с радостью констатируют: рынок ДМС, или добровольного медицинского страхования, в Украине неизменно растет. По предварительным оценкам, за 9 месяцев 2018 года общая сумма премий по нему превысила 2,4 млрд грн – это на 21% больше, чем за три квартала 2017-го. Ключевыми клиентами страховщиков, как и пять лет назад, остаются ведущие работодатели Украины: они ежегодно включают медицинскую страховку в соцпакет для своих сотрудников. Но при этом уходящий год многие называют переломным для рынка ДМС. Почему так, Mind разбирался вместе с агентством страхового маркетинга iMark.

Позитивные прогнозы. За последний год произошло несколько событий, благодаря которым в ближайшие 1-3 года медицинская страховка имеет все шансы стать must have-услугой не только для крупных проевропейских компаний, но и для большинства украинских работодателей, заинтересованных в развитии и удержании сотрудников. О каких изменениях идет речь?

Первая и главная причина проста: массовый отток рабочей силы из Украины и, как следствие, рост конкуренции за квалифицированный персонал и борьба с текучестью кадров заставляют компании искать новые инструменты удержания работников. Фактически для работодателей – это игра «в долгую», которая актуальна для тех, кто пережил кризис последних лет и планирует укрепить свои позиции на рынке.

Второй фактор, который может привести к росту спроса, – позитивный пример компаний, чей опыт и практики управления, включая HR-менеджмент, служит эталоном для других участников украинского бизнес-сообщества. Одна из самых громких сделок на рынке ДМС в 2018-м – страхование 26 000 сотрудников компании «Новая почта» в СК «УНИКА». Масштаб сделки сопоставим с обязательствами по медицинскому обслуживанию целого города: такого как Лебедин на Сумщине, Коростышев в Житомирской области или Берегово в Закарпатье.  

Рынок ДМС: объемы и динамика топ-компаний рейтинга Mind за три квартала 2018 г.

Страховая компания
из топ-рейтинга Mind

Объем страховых премий по ДМС, 
9 месяцев 2018 года

Динамика,
9 мес. 2018/2017

AXA Страхование 172 450 +6%
Арсенал Страхование 32 950 +22%
АСКА 46 360 -3%
ВУСО 32 980 +37%
ИНГО Украина 146 900 +60%
Колоннейд Украина 47 340 +390%
ПЗУ Украина 109 410 -2%
СГ ТАС 58 630 +35%
УНИКА 282 100 +71%
УСГ 95 707 +33%

И, наконец, третий драйвер роста ДМС – начавшаяся в стране медреформа, которую активно обсуждают в социальных сетях и СМИ. Оценить ее прямое влияние на показатели роста рынка сложно, но страховщики признают: в ожидании перемен работодатели намного больше интересуются вопросами, связанными с оплатой лечения для сотрудников, и все больше сотрудников получает страховой полис от своего работодателя.  «По итогам 9 месяцев 2018 года наша компания собрала почти 147 млн грн страховых премий по ДМС, что на 60% больше прошлогодних показателей. Число застрахованных за это же время выросло на 68%, и это коллективы самых разных компаний по масштабу и сфере деятельности», – рассказывает Сергей Майстренко, и.о. заместителя председателя правления страховой компании «ИНГО Украина».

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: pixabay

Кому подходит ДМС? Статистики пользования услугой ДМС в разрезе численности коллективов и сфер бизнеса, конечно же, нет. Тем не менее, страховщики выделяют как минимум три типа корпоративных клиентов, которые в наибольшей степени заинтересованы в покупке медицинской страховки для своих сотрудников.

Во-первых, это крупные компании, «дочки» ведущих европейских и международных холдингов, для которых полис ДМС является обычной практикой и неотъемлемым атрибутом социального пакета сотрудников. Именно эта группа клиентов формирует основной спрос на услуги корпоративного медицинского страхования, и именно с их запросов начинало свое развитие ДМС в Украине. Как правило, такие компании пользуются услугами посредников – страховых брокеров, которые оценивают потребности коллектива, помогают сформировать желаемое наполнение страховой программы и организуют тендер среди страховщиков.

Во-вторых, клиентами страховщиков по ДМС выступают крупные промышленные предприятия: металлургические заводы, горно-обогатительные комбинаты, энергетические компании и т.п. Для этой категории клиентов полис медицинского страхования – важный элемент имиджа социально ответственной компании, которая заботится о здоровье работников и их семей.  «Очень часто в рамках страховой программы проводятся витаминизация,  вакцинация от гриппа – организовать такие профилактические мероприятия в огромном коллективе без помощи страховой компании весьма проблематично», – поясняет Елена Шустур, директор по корпоративному страхованию СК «АСКА». Кроме того, именно благодаря медицинскому страхованию сотрудники предприятий из регионов получают возможность качественного и своевременного лечения в сложных ситуациях, когда медицинских возможностей заводской медсанчасти или городской поликлиники оказывается недостаточно.

На некоторых крупных предприятиях страховой полис оплачивается работодателем и сотрудником «вскладчину» – 10-50% платы за страховку удерживается из заработной платы работника. Но такая ситуация не является правилом, а вот купить страховку для членов семьи по корпоративным тарифам сотрудник, как правило, может только за свой счет.

В-третьих, программы ДМС для сотрудников приобретают компании в отраслях с высокой конкуренцией за квалифицированный персонал – это представители телеком-сектора, финансовых учреждений, агробизнеса, фармрынка и, конечно же, ИТ-сферы. «Практически все ведущие IT-компании Украины включают полис медицинского страхования в социальный пакет для своей команды и обязательно отслеживают его наполнение у ближайших конкурентов. Они стремятся предоставить лучшие условия своим специалистам, поскольку недовольство страховкой вполне может стать стимулом  для перехода ценных сотрудников в другую компанию», – комментирует Дмитрий Цимидан, директор департамента  по страхованию корпоративных клиентов СК «ВУСО».

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: pixabay

Новые потребности. Помимо этого, услугой ДМС все больше интересуется малый бизнес. «Один из моих клиентов, небольшая производственная компания из 10 человек, очень доволен своей программой медстрахования, потому что такая услуга дисциплинирует, заставляет пойти к доктору, если заболел, а не оставить все «на авось», – рассказывает Магдалена Гончарук, независимый консультант по управлению персоналом.

Кроме того, сотрудники прямо говорят: «хорошо, что у нас такие условия работы, как в большой европейской компании». Но, по словам Гончарук, команда зачастую даже не догадывается, насколько сложно подобрать хороший пакет ДМС для маленького коллектива. Выбор страховых программ для малого бизнеса очень ограничен, и страховщики предлагают мало интересных опций, если сравнивать с пакетами медстрахования для крупных клиентов.

«Я как HR-консультант небольших компаний уже несколько раз думала, как решить эту проблему – возможно, по принципу совместных покупок? К примеру, мой экс-коллега открыл частный шиномонтаж, у него шесть подчиненных, у всех есть семьи. Если бы страховщики уделили больше внимания таким коллективам, даже шиномонтаж застраховал бы своих сотрудников, не говоря уже о компаниях, где трудятся «белые воротнички», офисные сотрудники», – поясняет Магдалена Гончарук.

Доступность ДМС для малого бизнеса*

Страховая компания 
из ТОП-рейтинга Mind

Минимальная численность коллектива для пользования корпоративным  ДМС

 Дополнительные требования к клиентам из сектора МСБ

AXA Страхование от 15 человек

Без учета родственников,
от 18 до 65 лет

Арсенал Страхование от 15 человек Без учета родственников, 
от 18 до 65 лет
АСКА от 3 человек Возраст застрахованных 18-65 лет, не обязательно штатные сотрудники одной компании
ВУСО от 10 человек Единый коллектив, без учета родственников, 18-65 лет
ИНГО Украина от 10 человек Единый коллектив, без учета родственников, 18-65 лет
Колоннейд Украина от 25 человек

Без учета родственников,18-65 лет

ПЗУ Украина от 11 человек С учетом родственников, без ограничений по возрасту
СГ ТАС  от 10 человек

Единый коллектив штатных сотрудников, без ограничений по возрасту

УНИКА от 10 человек Единый коллектив, без учета родственников, 18-65 лет
УСГ от 10 человек

Единый коллектив, от 70% команды принимаются на страхование, 18 – 65 лет

*Данные по итогам прямого обращения на горячую линию компании.

Представители страховых компаний говорят, что уже заметили растущую потребность. «Да, мы видим, что за последние 1-2 года медицинский полис стал востребованным  для  небольших компаний с численностью сотрудников от 3 до 15 человек. Причем не всегда это штатные сотрудники – есть команды предпринимателей и независимых специалистов, которые работают в формате временного проекта, но при этом хотели бы пользоваться ДМС. Пока что не все страховщики готовы дать привлекательные условия для страхования таких коллективов. Мы уже разработали специальный пакет ДМС для микробизнеса, а в 2019-м наверняка предложим больше возможностей для малых предприятий и даже команд фрилансеров», – делятся планами в СК «АСКА».

Представители страховых компаний также не исключают, что в 2019-м возможно более активное развитие розничного рынка ДМС,  страхования для индивидуальных клиентов – сегодня такую услугу предоставляют не более пяти компаний на рынке медицинского страхования. Но вот ценовая политика и условия страховой защиты для этой категории клиентов, как и для небольших коллективов, будут существенно отличаться. Хотя и для крупных клиентов в 2019-м цена услуг ДМС может измениться.

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: pixabay

Сколько стоит полис? Говорить о единых подходах и устоявшихся ценах на корпоративное медицинское страхование в Украине нельзя – слишком много факторов, которые влияют на итоговый прайс. В первую очередь, цена зависит от пакета медицинских услуг, который включен в страховой полис.

По словам Сергея Срибного, директора департамента личного страхования СК «AXA Страхование», большинство корпоративных клиентов довольно консервативны в своих предпочтениях. «Базовый пакет ДМС обязательно включает скорую помощь, лечение в стационаре и различные опции амбулаторно-поликлинической помощи, обязательно нужна оплата  медикаментов. Многие работодатели хотят включить в программу ДМС для сотрудников стоматологическую помощь – в том или ином объеме, а также сезонную вакцинацию от гриппа, витаминизацию и офисную аптечку».

Конечно же, чем больше опций – тем дороже услуга. «В отличие от других клиентов, украинские IT-компании все чаще выбирают программы страхования с максимальным наполнением – в такие пакеты ДМС входят самые дорогие и популярные опции, например, плановое лечение у стоматолога, включая эстетические процедуры, курс оздоровительного массажа и регулярный check-up для профилактики заболеваний», – приводит пример Виктория Черная, директор департамента медицинского страхования СК «Арсенал Страхование». При этом эксперт уточняет, что в рамках одного коллектива часто могут использоваться 2-3 разновидности программ ДМС, с разными условиями медицинского обслуживания.

Еще один важный фактор, который влияет на стоимость страховки – ценовой уровень клиник, в которых страховщик организует медицинскую помощь для коллектива. «Если программа ДМС предусматривает амбулаторное обслуживание и лечение в стационаре дорогих брендовых клиник Киева, то, безусловно, стоимость подобного полиса будет выше. Разница по сравнению с ценой страховки, ориентированной на обслуживание в частных клиниках среднего уровня, государственных и ведомственных больницах, составляет от 30 до 70%. Мы всегда обращаем внимание клиентов на эту составляющую цены. Квалифицированные врачи и хорошее оборудование есть в разных учреждениях, и если не привязываться исключительно к медицинским брендам, то намного легче найти оптимальное соотношение стоимости и качества услуги ДМС», – рассказывает Сергей Майстренко, и.о. заместителя председателя правления страховой компании «ИНГО Украина».

Уровень цен на ДМС для компании численностью в 50 чел., г. Киев**

Программа ДМС Минимальная цена ТОП-СК
из рейтинга 
Mind
Максимальная цена ТОП-СК
из
рейтинга Mind

Пакет услуг:

  • Услуги неотложной помощи
  • Экстренное лечение в стационаре
  • Плановое лечение в стационаре, при обострении болезней, жалобах
  • Амбулаторная помощь, консультации врачей
  • Диагностика, включая УЗИ, рентген, МРТ анализы и т.п.
  • Оплата медикаментов 100%, кроме гомеопатических, БАДов, препаратов длительной терапии и т. п.
  • Экстренная стоматологическая помощь
  • Вакцинация от гриппа или витаминизация 1 раз в год
7 650 грн 11 300 грн
Страховая сумма на год

150 000 грн

1 000 грн на стоматологическое лечение

Уровень клиник

государственные и частные,
оплата 100%, кроме брендовых

Оплата услуг брендовых клиник уровня «Борис», «Обериг», «Медиком»

100% оплаты для услуг скорой помощи

консультации и лечение в стационаре – сооплата,

30% компенсирует страховая компания,
70% – застрахованный

**Данные по запросу редакции.

Как и в любом бизнесе, на стоимость услуг корпоративного страхования влияет инфляция. «По данным Госкомстата, за 9 месяцев 2018 года средний рост цен на лекарства составил примерно 7%, на медицинские услуги – порядка 14%. Наши оценки немного выше – мы оцениваем медицинскую инфляцию в 16-20% на протяжении года. Эта динамика, естественно, скажется на стоимости услуг ДМС. Медицинское страхование – одно из наименее прибыльных направлений страхового бизнеса в Украине, и страховые компании просто обязаны учесть рост цен в медицинском секторе при формировании собственного прайса на  2019-й год», – объясняет Светлана Виноходова, руководитель агентства страхового маркетинга iMark.

И, наконец, в корпоративном медицинском страховании предлагаются более доступные цены для страхования больших коллективов, хотя бизнес-логика здесь полностью отличается от механизма оптовых скидок в других сферах бизнеса. «В корпоративном сегменте страховщик принимает на страхование весь персонал компании, где сотрудники имеют разный уровень проблем со здоровьем – кому-то медицинская помощь может понадобиться несколько раз в году, а кто-то практически здоров и вряд ли станет обращаться к врачам. Чем больше сотрудников, тем меньше какие-то частные случаи влияют на уровень убытков по корпоративной программе ДМС в целом. Это позволяет нам дать более выгодные цены на страхование больших коллективов. А вот когда речь идет о небольшой команде или персональных страховках, то закон больших чисел уже не работает. Да и потребность в индивидуальном страховании здоровья чаще возникает у тех, уже имеет медицинские проблемы и нуждается в лечении. Чтобы компенсировать такую анти-селекцию, страховая компания увеличивает цены на розничное медицинское страхование или страхование небольших коллективов, уменьшает лимиты и более жестко прописывает исключения и ограничения», – объясняет Сергей Срибный.

Как выбрать лучшую программу ДМС? Стандартная процедура по выбору услуги корпоративного ДМС – тендер, причем, как правило в несколько этапов. «Мы ежегодно проводим тендер. Обычно в списке потенциальных партнеров – топ-10 лидеров рынка по объему премий. В ходе самой процедуры отбора ездим в гости к страховым компаниям, рассматриваем ценовые предложения, оцениваем уровень сервиса: насколько квалифицированный персонал в службе медицинского ассистанса, достаточно ли врачей, какова средняя скорость дозвона в эту службу. Важна оперативность предоставления услуг, способы коммуникации, готовность страховой компании предоставить аналитическую отчетность по нашей программе корпоративного ДМС. Конечно, мы оцениваем надежность и профессионализм страховой компании – ее финансовые показатели, историю, портфель и опыт на рынке медицинского страхования», – делится опытом Елена Галкина, директор по страхованию рисков Международных авиалиний Украины (МАУ).

Независимо от того, как именно будет происходить выбор страховщика по ДМС, эксперты рынка рекомендуют обращать внимание на такие критерии:

1. Клиент-лист и рекомендации тех, кто уже пользуется услугой ДМС этого страховщика. Большой «послужной список» – хороший маркер доверия и качества, хотя и здесь могут быть свои нюансы. Так, если компания в текущем году страхует сразу нескольких крупных корпоративных клиентов, то растет и нагрузка на ее службу медицинского ассистанса. А это значит, что могут возникнуть ситуационные сложности с сервисом – например, удлиняются сроки дозвона в контакт-центр, особенно в сезон обострения простудных заболеваний, когда наблюдается пик обращений за медицинской помощью.

2. Медицинская инфраструктураэто те специалисты и лечебные учреждения, с чьей помощью страховая компания будет обслуживать ваш коллектив. Речь идет о клиниках, аптеках, диагностических центрах и консультативных кабинетах, и, конечно, о службе медицинского ассистанса самого страховщика. Чтобы понять, какой именно инфраструктурой можно воспользоваться в рамках будущей программы страхования, недостаточно просто увидеть большой список партнерских клиник СК. Лучше попросить отзывы о страховщиках у медиков – узнать, как долго компания сотрудничает с лечебным учреждением по программам ДМС, не бывает ли сложностей с полной и своевременной оплатой услуг, как часто возникают споры по поводу назначений врача. Если такая информация будет предоставлена, то точно не станет лишней.

«Хороший аргумент в пользу страховщика – наличие у него собственной клиники, но похвастаться этим пока что могут единичные компании в Украине. Поэтому вряд ли стоит рассматривать это как обязательное требование к будущему партнеру по ДМС. А вот собственная служба медицинского ассистанса, с достаточным числом компетентных врачей, с хорошим техническим и программным оснащением, современными каналами коммуникации (например, с возможностью записи в клинику через мессенджеры) – это один из важнейших критериев выбора», – отмечает Светлана Виноходова.

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: pixabay

Медицинские и аптечные учреждения, связанные с СК

МЦ «ИНГО» Дочерняя клиника АСК «ИНГО Украина»
МЦ Healthy&Happy Входит в одну инвестиционную группу с СГ «ТАС» и СК «ТАС Life»
Сеть аптек TAS Входит в одну инвестиционную группу с СГ «ТАС» и СК «ТАС Life»
Сеть клиник «Инто-Сана» Входит в одну инвестиционную группу с СК «Инто» (не представлена в рейтинге Mind)

3. Опыт компании на рынке. Речь о рынке страхования вообще и ДМС в частности. Медицинское страхование – сфера, требующая опыта и достаточной экспертизы от сотрудников страховой компании в самых разных подразделениях: от андеррайтинга рисков до медицинского ассистанса. Не лишним будет поинтересоваться квалификацией врачей круглосуточной медицинской службы СК: так, в одних компаниях с обращениями застрахованных работают специалисты с высшим медицинским образованием и опытом врачебной работы, а в других – средний медицинский персонал с минимальной практикой.

«Стоит помнить, что именно врачи контакт-центра будут принимать жалобы ваших сотрудников, оценивать их самочувствие и принимать решение – нужна ли человеку срочная медицинская помощь, можно ли дождаться планового приема и к какому специалисту стоит его направлять. Именно поэтому в нашей службе медицинского ассистанса работают только высококвалифицированные медики – терапевты, инфекционисты, кардиологи, бывшие врачи скорой помощи. Именно их квалификация уже не единожды помогала спасти жизнь нашим застрахованным», – рассказывают в СК АСКА.

Куда дальше? Страховые компании, как и их корпоративные клиенты, не собираются останавливаться на достигнутом – в 2019-м на рынке ожидаемо появятся новые возможности для страхования здоровья. В уходящем году таким нововведением стали программы медицинского страхования за рубежом: в дополнение к обычному полису ДМС работодатель может приобрести для сотрудников опцию лечения в лучших клиниках Европы и США на сумму до 1 млн евро. Лечение будет оплачено в случае так называемых критических болезней, которые серьезно угрожают жизни и здоровью застрахованных – как правило, речь идет об онкологическом лечении. Пока что такую программу предлагают «ИНГО Украина» и «АХА Страхование», но о намерении предложить услугу заявляют еще как минимум два страховщика. 

Еще один тренд – использование своеобразного микса страховых программ. Кроме традиционного медицинского полиса, работодатели приобретают для своих сотрудников программы страхования на случай критических болезней: тогда в случае тяжелого диагноза сотрудник получает еще и персональную денежную выплату. Страхование от критических болезней предлагают не только игроки рынка ДМС, но и компании по страхованию жизни.

«Вместе со страховыми компаниями, занятыми традиционным медицинским страхованием, мы обеспечиваем финансовую защиту персонала на случай серьезных заболеваний: инфаркта, инсульта, онкодиагноза, других сложных проблем со здоровьем. В рамках программы ДМС обычно оплачивается только первичная диагностика и первый курс лечения длительностью до 30 дней. А вот последующее лечение – повторный курс химио- или лучевой терапии, реабилитация после инсульта и т. п. – чаще всего выходит за рамки ДМС-программ, – объясняет Светлана Кандыба, директор по корпоративному страхованию СК «МетЛайф Украина». – Тогда на помощь приходит life-страхование от критических болезней: мы осуществим выплату на личный счет застрахованного».

По словам Светланы Кандыбы, получатель такой выплаты сможет использовать эти деньги, чтобы продолжить лечение по своему усмотрению: для покупки лекарств, оплаты любых медицинских услуг, компенсации потерянного дохода. «Только за первые полгода 2018-го наша компания выплатила больше 2,79 млн грн по корпоративным полисам на случай критических болезней. Средняя выплата на одного человека составила 199 000 грн», – сообщила она. В случае смертельно опасных диагнозов пациенту и его семье всегда нужны большие финансовые средства, поэтому такая страховая поддержка оказывается весьма актуальной.  

Мы выбираем, нас выбирают: как работает медицинское страхование для корпоративных клиентов
Фото: pixabay

Среди возможных новшеств ДМС в 2019-м страховые компании называют телемедицину, использование трекеров и специальных устройств для мониторинга здоровья застрахованных, новые услуги в пакете check-up. Даже если часть этих обещаний будет выполнена, рынок медицинского страхования получит больше корпоративных клиентов, а украинские  работодатели – эффективный и современный инструмент мотивации персонала.

Стоит отметить, что, например, программа корпоративного ДМС от СК «Арсенал Страхование» * имеет ряд преимуществ для клиентов:
• круглосуточное сопровождение незастрахованных родственников (количество родственников не ограничено), включая доставку медикаментов, организацию медуслуг и прочее;
• сопровождение нестраховых событий;
• консультация психолога или психотерапевта в случаях тяжелых заболеваний или травм;
• одна альтернативная консультация терапевта или узкопрофильного специалиста в период действия договора по желанию застрахованного лица;
• альтернативная консультация онколога или хирурга при первичном установлении злокачественной онкопатологии (клиника по согласованию с застрахованным лицом, в зависимости от локализации опухоли).


*на правах рекламы

Корпоративное медицинское страхование от СК «AXA Страхование»* представлено широкой линейкой программНачиная от самой простой программы «Экстренная» с суммой ответственности 10 тыс грн в год и ежемесячной платой за одного сотрудника 45 грн (предусматривает вызов частной скорой помощи и оказания экстренной медицинской помощи в условиях стационара) и заканчивая расширенными программами, которые разрабатываются по индивидуальному запросу каждого корпоративного клиента с учетом его возможностей и пожеланий.

В перечень разрешенных медуслуг могут входить: неотложная скорая помощь (в том числе и стационарная) стоматологическая и амбулаторно-поликлиническая помощь; сопровождение беременности и родов; профосмотр; медикаментозное обеспечение; лечебно-оздоровительные процедуры и прочее.

Программы в любой момент можно расширить «нестандартными» дополнительными опциями, как то: иммунопрофилактика; витаминотерапия; посещение бассейна, тренажерного зала, курса массажа.

На сегодняшний день компания «AXA Страхование» заключила договор о сотрудничестве с более чем 2500 медицинскими учреждениями и около 5000 аптечными пунктами по всей Украине.

*на правах рекламы

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате