Мир страдает – СМИ молчат: 10 самых игнорируемых гуманитарных кризисов
О бедствиях в Судане рассказывают редко, а о засухе и голоде на Мадагаскаре – почти никогда. Mind исправляет эту несправедливость

Мировые СМИ склонны фокусироваться лишь на избранных кризисах и обделять вниманием все другие. Например, в 2017 году у всех на слуху была тема изгнания 150 000 мусульман-рохинджа из Мьянмы, а в 2018-м почти никто не замечал аналогичного насильственного перемещения 1 млн человек в Эфиопии. Из-за недостаточного освещения проблемных зон люди, страдающие в них от насилия, бедности и голода, не получают адекватную помощь.
В 2018 году жертвами рукотворных конфликтов и природных бедствий в мире стали 132 млн человек, свыше 33 млн из них пребывали в безызвестности. Такие цифры привела в недавнем исследовании благотворительная международная организация CARE International, указав на 10 самых плохо освещенных гуманитарных кризисов.
Судан (провинции Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил)

Лагерь беженцев УВКБ ООН в Южном Судане
С тех пор как в 2011 году от Судана откололся Южный Судан, эта новая 12-миллионная страна, в которой в 2017-м голодало 50% населения, своими проблемами оттягивала внимание мировых СМИ. Более безопасный и благополучный 40-миллионный Судан принял на свою территорию 923 000 беженцев с юга, однако его хрупкая экономика не выдержала нагрузки и обвалилась. По итогам 2018 года инфляция в стране составила 73%, автомобильное топливо стало дефицитом, а главное сырье для изготовления продуктов питания – пшеница, пшено и сорго – подорожало на 150–200%.
К концу 2018 года гуманитарный кризис разразился и в трех провинциях Судана. В Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле, по данным CARE International, сейчас каждый шестой ребенок голодает, а каждый 20-й страдает от опасной для жизни формы истощения.
Гуманитарную ситуацию в Судане усугубляют частые забастовки учителей, врачей и других бюджетных работников, недовольных низкими заработками и задержками выплат. Еще большую опасность представляют собой кровавые антиправительственные митинги, начавшиеся в декабре 2018 года и унесшие жизни свыше 60 человек. 22 февраля 2019 года после того, как военным пришлось несколько раз открыть огонь для разгона очередной акции протеста, в Судане было распущено правительство и введен режим чрезвычайного положения сроком на один год.
ЦАР

Центральноафриканская Республика (ЦАР) находится в центре континента, но редко становится центром внимания международных СМИ. Обладая богатыми природными ресурсами, эта страна остается одним из беднейших и ужаснейших мест для жизни. Оказывать гуманитарную помощь остро нуждающемуся в ней населению с каждым годом становится все сложнее из-за разрушенной инфраструктуры и бесчинств вооруженных группировок, которые часто нападают друг на друга, а также на мирное население, журналистов и сотрудников благотворительных организаций.
«1,9 млн жителей ЦАР, или 40% населения, испытывают проблемы с доступом к продовольствию, лишь 54% домохозяйств могут пользоваться источником питьевой воды, 34% населения справляют нужду под открытым небом из-за отсутствия канализации. По причине коллапса государственных структур в ЦАР после конфликта в 2013 году обширные территории страны зависят от гуманитарной помощи. Число инцидентов против предоставляющих эту помощь людей увеличилось до 396 в 2018 году (это более одного инцидента в сутки). Шесть гуманитарных работников были убиты и еще 21 ранен», – описывает ситуацию в ЦАР фонд ЮНИСЕФ.
Согласно отчету CARE International, каждый пятый житель ЦАР является внутренним переселенцем, каждый восьмой – беженцем из соседних стран: Камеруна, Чада или Конго. Около 40% детей в возрасте до пяти лет в ЦАР истощены вследствие голода. А с 13-летнего возраста многим подросткам, чтобы пережить кризис, приходится добывать еду проституцией, продавая свои тела за $0,5.
Нигер (регион Диффа)

Пустынной и экстремально бедной африканской стране Нигер, стоящей на последнем месте в «Индексе человеческого развития» ООН, пришлось принять огромное число беженцев из Нигерии, спасающихся от террора «африканского ИГИЛ» – группировки «Боко харам». В 2018 году их количество выросло на 500 000, до 1,4 млн человек.
Приграничный юго-восточный регион Диффа, ставший пристанищем для 119 000 беженцев и 104 000 внутренних переселенцев, называют территорией, «где нищее население помогает тем, кому еще хуже». В экономически отсталой Диффе остаются жить самые бедные беженцы, потерявшие все имущество, зачастую покалеченные или получившие психологические травмы.
Эфиопия (районы Гидео и Западный Гуджи)

Лагерь эфиопских беженцев в Кении
В 2018 году на юге Эфиопии произошло рекордное по масштабу бегство населения из своих домов, при удивительном молчании мировых СМИ. В апреле – июле два крошечных, но чрезвычайно густонаселенных соседствующих района Гидео и Западный Гуджи развязали межобщинный конфликт, вспыхнувший из-за того, что Гидео оккупировала клочок чужой территории. «Дома сжигались дотла, имущество разграблялось, средства к существованию уничтожались», – говорится в отчете ООН.
Миллиону человек, населявших эти районы, пришлось срочно переселиться. Многим приходилось сбегать из горящих домов в течение нескольких минут. Сотни тысяч людей, имущество которых было разграблено и сожжено, селились в зданиях школ и церквей, недостроенных или заброшенных строениях. В августе властям Эфиопии удалось стабилизировать обстановку. Разрушительные набеги банд на мирные дома прекратились, но не все жители Гидео и Западного Гуджи смогли вернуться домой, и кризис внутренних переселенцев длится до сих пор.
Чад (регион озера Чад)

Нигерийские беженцы в Чаде
Будучи одной из беднейших стран мира, 13-миллионное африканское государство Чад принимает на своей территории 450 000 беженцев из ЦАР, Нигерии и Судана. Благодаря успешным военным операциям Чад становится более безопасным для жизни местом, но из-за климатических потрясений и неурожаев ситуация с продовольствием ухудшается. В последнем «Глобальном индексе голода» Чад назван второй самой голодающей страной, хуже которой дела обстоят только у ЦАР.
Согласно недавнему отчету ЮНИСЕФ, 4,1 млн человек в Чаде, в том числе 2,3 млн детей в возрасте до 18 лет, нуждаются в гуманитарной помощи в связи с риском истощения. По мнению организации, стране из-за недостаточной вакцинации также угрожают эпидемии холеры, гепатита Е и кори, которой в октябре прошлого года болело 3657 детей, 86 из которых умерли.
Филиппины (остров Лусон)

Последствия тайфуна Мангхут
Мало кто слышал о тайфуне Мангхут, который был признан сильнейшим тропическим штормом в 2018 году и в сентябре принес много бед густонаселенному филиппинскому острову Лусон. Сильнейшие ветра срывали крыши зданий, вырывали с корнями деревья и рушили линий электропередач. А ливневые дожди вызывали масштабные наводнения, смывавшие фермерские посевы, и оползни, один из которых заживо похоронил не менее 40 человек в маленьком шахтерском городке.
Властям Филиппин пришлось эвакуировать свыше миллиона человек. По официальным данным, 10 862 домов было полностью разрушено, из-за чего тысячи людей продолжительное время оставались в эвакуационных центрах. Власти оценили ущерб, нанесенный тайфуном сельскохозяйственной индустрии Лусона, в $265 млн, и еще в $131 млн были оценены разрушения инфраструктуры.
Демократическая Республика Конго

Во второй по величине африканской стране с 81-миллионным населением более 20 лет тянется сложный военный конфликт и связанный с ним гуманитарный кризис, который эксперты называют самым игнорируемым и забытым кризисом в мире. Свыше 100 местных вооруженных группировок борются друг с другом за контроль над территориями Демократической Республики Конго (ДРК). Для их усмирения в стране дислоцирован крупнейший контингент ООН, состоящий из 21 000 миротворцев.
Полномасштабной войны в Конго нет, но угроза лишиться жизни очень высока из-за огромного количества огнестрельного оружия на руках у населения, часто вспыхивающих межобщинных конфликтов, высокого уровня преступности как в городах, так и в сельской местности. По данным ООН, свыше 4,5 млн конголезцев стали внутренними переселенцами, и 530 000 получили убежище в соседних странах. Около 13 млн человек в ДРК нуждаются в гуманитарной помощи. Это на 5,6 млн больше, чем в 2017 году.
Мадагаскар

Отдаленный остров в Индийском океане, несколько лет подряд терпящий засухи и тайфуны, мало кому интересен. Почти никто не знает о том, что 47% детей на Мадагаскаре страдают от хронического недоедания, затормаживающего их физическое и умственное развитие, а также ослабляющего иммунитет. Недавняя эпидемия кори за шесть месяцев унесла жизни 900 мадагаскарцев.
Гуманитарная организация «Всемирная продовольственная программа» (WFP), стремящаяся обеспечить школьников на Мадагаскаре продуктовыми наборами, не может собрать $4 млн для благотворительной миссии и называет ситуацию, сложившуюся на острове, «хуже трагической».
«Всего-навсего $50 нужно для того, чтобы обеспечить одного ребенка едой на целый год. Наших средств хватает лишь для 7% нуждающихся детей. Это более чем трагедия. Из-за сокращения бюджета нам приходится уменьшать и без того ограниченную программу, лишая многих самых уязвимых детей жизненно необходимой помощи», – рассказывает представитель WFP на Мадагаскаре Моумини Оуедраого.
Эфиопия (регионы Афар и Сомали)

В двух самых экономических отсталых регионах Эфиопии – Афар и Сомали – происходит серьезный продовольственный кризис, временами вынуждающий население голодать. Несмотря на благоприятные для фермерства дожди в 2018 году, животноводческие и земледельческие сообщества не смогли восстановиться после двух предыдущих лет засухи.
Организация CARE International называет регионы Афар и Сомали «голодными и забытыми». По ее данным, 8 млн человек на юге Эфиопии остро нуждаются в продовольственной помощи, а каждый десятый ребенок в проблемных регионах страдает от атрофии.
Гаити

После катастрофического землетрясения в 2010 году остров Гаити оказался в свете прожекторов СМИ и «выплыл» на передовицы всех мировых газет. Но писать о хронических продуктовых проблемах острова, похоже, всем надоело. В 2018 году гуманитарный кризис на Гаити занял первое место в рейтинге самых игнорируемых.
Ситуация на Гаити все так же плоха, как 10 или 20 лет назад. Три четверти 11-миллионного населения живут в экстремальной бедности, расходуя менее $2 в день. Заниматься серьезным фермерским бизнесом гаитяне не хотят, опасаясь экстремальных погодных явлений, скачков цен на топливо и обвалов цен на продукты вследствие бесплатных раздач иностранной гуманитарной помощи. По данным ООН, 2,6 млн жителей Гаити чрезвычайно уязвимы. В случае природного бедствия (урагана, землетрясения, засухи) или эпидемии (холеры, малярии, дифтерии) этих людей без получения продуктовой помощи извне настигнет голод.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.