Картинки за $12 млрд: почему Pinterest оценили так дорого
Спецпроект
Tрансформации бизнеса

Картинки за $12 млрд: почему Pinterest оценили так дорого

С чем сервис готовится выйти на биржу

Этот материал также доступен на украинском
Картинки за $12 млрд: почему Pinterest оценили так дорого
Фото: Pinterest Business

Сервис Pinterest в феврале 2019 года подал заявку на IPO. Компания планирует выйти на биржу в этом году, продав акций на $1,5 млрд при оценке в $12 млрд. В самом Pinterest эту информацию не комментируют, но аналитики уверены: сервис не станет дальше медлить. Последний раунд инвестиций Pinterest привлекал еще в 2017 году, и сейчас его финансовые показатели растут. Как компании, которая стала просто местом поиска картинок, удалось добиться такой успешности?

Что такое Pinterest? Pinterest – фото-сервис с элементами социальной сети, запущенный в 2009 году. Он позволяет пользователю загрузить свои изображения (они называются пины) в онлайн, просматривать и взаимодействовать с изображениями других пользователей (добавлять в свои коллекции), делиться ими. Наглядный пример: вам нужно подобрать декорацию для праздника. Пишете в Pinterest «детский день рождения» – и видите тысячи картинок по запросу. Понравившиеся сохраняете в свою онлайн-коллекцию и затем можете просматривать в нужный момент с любого устройства или отправить родным.

Основатель Pinterest – американец Бен Зильберман. Большим  опыта в создании интернет-сервисов он не обладал: в 2006-м попал в рекламный отдел Google, хотя позже сам признавался, что компания «с трудом взяла его на работу». В итоге именно это послужило причиной для усердной работы над Pinterest в будущем – парень боялся, что обратно в Google его уже не возьмут.

Первые три года компания развивалась в закрытом режиме. Начав работу в 2009-м, beta-версия сайта появилась только в 2010-м, а приложение для iPhone – в 2011-м. Число пользователей росло медленно. Первых людей Зильберман приглашал лично, отправляя им ссылку на Pinterest. После выхода приложения для iPhone и открытия доступа для всех желающих начался стремительный рост: Pinterest быстро попал в топ-10 крупнейших социальных сервисов мира. В итоге к началу 2012 года число пользователей составляло уже 11 млн человек, а в 2018-м – 250 млн.

По этому показателю сервис сильно уступает Facebook или Instagram, но эксперты советуют сравнивать Pinterest не с соцсетями, а с компаниями вроде Google и Amazon. Во-первых, он более популярен именно как сервис поиска картинок (конкурент Google), во-вторых, на нем можно еще и покупать (конкурент Amazon).

Какие инвестиции привлекались? Для своего развития сервис Pinterest активно привлекал сторонние средства, получив $500 000 от ангелов уже в 2010-м. А годом позже проект получил совокупно $37 млн (два раунда – на $10 млн и $27 млн), и его оценка составила $200 млн. В 2012-м, получив $100 млн от японской компании Rakuten (владелец мессенджера Viber), капитализация сервиса выросла до $1,5 млрд. В следующие несколько лет Pinterest получает еще несколько сотен миллионов долларов, а его оценка поднимается до $5 млрд в 2015 году.

Две последующие крупнейшие для компании инвестиции позволили ей удвоить капитализацию. В 2015 году от ряда крупных фондов компания получает $367 млн с оценкой в $11 млрд. Следом, уже в 2016-м Pinterest получает еще $150 млн при оценке в $12,3 млрд. С этой же капитализацией компания будет выходить на IPO. Правда, есть информация, что выход на биржу пройдет при оценке в $13–15 млрд.

Весь привлеченный капитал сервис вкладывал в развитие. Если в 2009 году команда Зильбермана из нескольких программистов теснилась в маленьком офисе, то сейчас Pinterest насчитывает 800 сотрудников. Для усиления технологий поиска картинок и работы сервиса в целом за последние шесть лет им было поглощено 16 различных стартапов и компаний, что стоило Pinterest миллионы долларов.

На чем зарабатывает Pinterest? Сервис Pinterest не просто зарабатывает деньги – он зарабатывает  их достаточно много. В 2015-м выручка сервиса составила $169 млн. В 2017 году этот показатель возрос до $500 млн. Итогов 2018-го еще нет, но согласно данным различных источников, будет озвучена цифра от $700 млн до $1 млрд.

Основной источник заработка – пользователи, рекламирующие на площадке свои товары или услуги. Бизнес может покупать «рекламные пины» – фактически изображения, которые продвигают бренд/услугу, а также создавать свои бизнес-страницы. Вдобавок несколько лет назад Pinterest добавил кнопку «Buy It», которая позволяет заказать вещь, изображенную на картинке.

Для примера возьмем ситуацию, описанную выше: пользователь ищет декорации для детского праздника и видит, что на части вещей есть кнопка «Buy It». Нажав, он может купить нужное сразу, без дополнительного поиска. А рекламодатели, чтобы по запросу «детский день рождения» показались именно их товары, покупают те самые «рекламные пины» и таким образом повышают их в выдаче.

Бизнес использует Pinterest по нескольким причинам. Во-первых, 80% аудитории – женщины, которые более импульсивно относятся к покупкам и часто используют ту самую кнопку «Buy It». Во-вторых, целевая аудитория проводит в Pinterest больше времени, нежели в других соцсетях – у сервиса нет негативного восприятия. Его часто воспринимают как источник красивых картинок и вдохновения, а потому охотнее взаимодействуют со страницами брендов. В-третьих, доход с одного пользователя в два раза выше, чем у Facebook. По некоторым данным, едва ли не каждый второй клиент сервиса так или иначе делал покупку в Pinterest.

Но есть у сервиса и минусы – прежде всего, это географическая ограниченность. Половина подписчиков Pinterest находится в США, а зарубежная аудитория растет медленно, и компания пока прилагает не слишком много усилий для ее расширения. В свое время с той же проблемой столкнулись Twitter и Snapchat, для которых Соединенные Штаты – основная локация. Правда, пока выручка ежегодно растет, инвесторы не обращают внимание на подобные сложности.

«Сервис, о котором все забыли». Что интересно, в 2015–2016 годах многие говорили о непонятной судьбе Pinterest. Сервис привлек большие инвестиции, но из-за слабого роста аудитории сильно отставал от тех же Instagram и Facebook. Впрочем, как писал Bloomberg, «Стартап, о котором все забыли, возвращается». В один момент выручка Pinterest начала активно расти, серия поглощений привела к улучшению финансовых показателей, а благодаря новым инвестициям оценка перешагнула $10-миллиардную отметку.

В ближайшем будущем взрывного роста от Pinterest никто не ждет, но если сервис проведет IPO даже с минимальной оценкой в $12 млрд – это станет одним из самых крупных выходов технологической компании на биржу в 2019 году.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате