Заметки на зеленых полях: как решить технические проблемы альтернативной энергетики

Заметки на зеленых полях: как решить технические проблемы альтернативной энергетики

И почему мелким частным мощностям необходимы строгие правила

Цей текст також доступний українською
Заметки на зеленых полях: как решить технические проблемы альтернативной энергетики

Комитет Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности разработал и подготовил ко второму чтению ряд поправок к законопроекту о «зеленых» аукционах (№8449-Д). Комитет оставил без изменений норму о введении аукционов с 2020 года и обязательное участие в них инвесторов, которые будуть строить солнечные станции мощностью более 1 МВт и ветровые мощностью более 5 МВт. Срок действия аукционного тарифа – 20 лет.

Также утверждены поправки, которыми с 2020 года тариф на солнечную энергию снижается на 25%, а в 2021–2023 годах еще на 2,5% ежегодно. Сейчас он составляет 15 евроцентов за 1 кВт, и должен действовать до 2030 года. Тариф на ветровую энергию станций мощностью более 2 МВт в 2020 году единовременно снизится на 10%. Сейчас он составляет 10,8 евроцента за 1 кВт.

Кроме того, на 10% в следующем году снизится и тариф для «домашних» солнечных панелей, который сейчас действует на уровне 18 евроцентов за 1 кВт. Условием получения такого тарифа станет наличие солнечных панелей до 50 кВт на крышах и фасадах домов и других капитальных зданий.

Ответственность производителей ВИЭ за небалансы предлагается ввести после того, как станет ликвидным суточный рынок электроэнергии, но не позднее 2024 года.

Введение «зеленых» аукционов было настоятельной рекомендации Европейского энергосообщества, чтобы сделать прозрачным и справедливым механизм ценообразования для электроэнергии из ВИЭ. А также это – условие для возобновления кредитования «зеленых» проектов международными финансовыми институтами.

Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении еще не определена, а значит, в него могут попасть и новые поправки, поскольку ситуация на рынке очень быстро меняется. Особенно в сфере безопасности функционирования объединенной энергосистемы (ОЭС) страны и давления на тарифы. Не исключено, что эти проблемы придется решать в административном порядке, если их вовремя не предусмотрят в законе. По крайней мере, так было в Европе.

Когда погрешность больше выработки. На днях председатель НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук на конференции CISOLAR-2019 публично обвинил Министерство энергетики и угольной промышленности в том, что оно не приняло необходимых мер по решению технических проблем интеграции объектов ВИЭ в энергосистему страны.

К ОЭС Украины уже подключено 2,1 ГВт «зеленых» станций (это равно мощности двух блоков АЭС. – Mind), и она сможет принять еще 3 МВт солнечной и 1,75 МВт ветровой. Эта квота будет закрыта уже в 2019 году, хотя ожидалось, что это произойдет в начале 2021 года. Когда общая мощность «зеленой» энергетики достигнет 7 ГВт, то чиновникам от энергетики, по словам Ковальчука, придется ограничивать выдачу электроэнергии или с атомных станций, или с «зеленых», чтобы держать ОЭС в стабильном режиме.

Кроме того, катастрофически не хватает маневровых мощностей, которые поддерживают всю систему в стабильном режиме. Новые практически не строятся, а имеющиеся маневровые мощности уже сегодня работают в очень рискованном режиме. «Две недели назад мы останавливали тепловые блоки, а за 20 минут снова их включали, потому что отклонения выработки на солнечных станциях достигло 62%», – сообщил Ковальчук.

Такая ситуация произошла потому, что на сегодня у отечественной альтернативной энергетики нет никакой ответственности за неточное прогнозирования выработки, ей не выставляют планы на объемы поставок в ОЭС страны, в отличие от традиционной, и не штрафуют за недопоставки. Хотя именно альтернативщики получают наибольший тариф даже после его снижения.

Минэнергоугля, действительно, очень сильно запоздало с техническим регулированием подключения объектов ВИЭ. И специалисты министерства знают об этих проблемах и пытаются найти оптимальные решения, вносят в парламент предложения и поправки в соответствующие законы. Вот только народные депутаты не всегда прислушиваются к советам специалистов и игнорируют эти поправки.

Последнее письмо Минэнергоугля, которое стало известно широкой публике, как раз и касается ряда технических нормативов по обеспечению конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников и их работы в объединенной энергосистеме. Mind решил проанализировать три из восьми пунктов этого письма.

Почему необходима ответственность за небаланс? У комитета ВР и Минэнерго общая позиция по установлению полной ответственности за небаланс для объектов возобновляемой энергетики. Вот только министерство предлагало ввести ее уже с 1.01.2021 для всех работающих станций и как компромисс – с 1.01.2022 для всех, введенных в действие с момента вступления в силу данного закона. Комитет ВР перенес ответственность аж на 2024 год.

При отсутствии ответственности у объектов ВИЭ и средней погрешности в 35% в сутки, резко возрастает потребность в использовании маневровых мощностей, которые можно быстро переключать при резком росте или падении потребления электроэнергии. Эти услуги предоставляют угольные ТЭС, гидроаккумулирующие станции и аккумуляторные батареи. Против первых двух источников резко выступают экологические активисты, из-за чего идет яростное сопротивление строительству новых мощностей. А батареи в Украине до сих пор никто не строит.

В своем письме министерство пишет, что в 2021 году стоимость произведенной «зеленой» электроэнергии «достигнет 40 млрд грн. Если ситуация с небалансом останется такой же, как сейчас, то стоимость оплаты за маневровые мощности обойдется потребителям дополнительно еще в 10–30 млрд грн. А 70 млрд грн – это больше, чем стоимость всей электроэнергии, которую в 2021 году, по прогнозу, выработает самая дешевая генерация Украины – атомные станции. Они производят порядка 55% потребностей страны». Стоимость атомной энергии составляет 47 копеек за 1 кВ, что позволяет сдерживать бытовые тарифы.

Следовательно, возникает дилемма: или владельцам всех объектов ВИЭ придется срочно покупать smart-greed системы, настраивать их, привлекать специалистов, чтобы снизить небаланс и будущие штрафы и повысить точность прогнозирования; или государственные регуляторы должны будут в одностороннем порядке уменьшать тарифы и отключать «зеленые» станции от системы. Так, как сделали в свое время в Европе.

Как закрыть лазейки для нечестных игроков? По придомовым солнечным станциям парламентский комитет утвердил даже более суровую поправку, чем предлагало Минэнерго. Последнее просило ограничить установление генерирующих солнечных мощностей бытовыми потребителями до 150 кВт с нынешних 500 кВт; законодательно закрепить место их расположения – крыши или фасады капитальных зданий; а также ввести определенные правила и ограничения относительно объединения ветровых и солнечных мощностей для одного домохозяйства. Депутаты согласились с предложениями министерства, при этом уменьшили показатель мощности до 50 кВт и к  тому же снизили тарифы.

В Украине уже более 7500 домохозяйств используют малые солнечные электростанции, общая мощность которых превышает 160 МВт – фактически это один, самый маленький, блок угольной ТЭС. Однако проблема в другом: нюанс с мощностями или не заметили, или специально «пропустили» отечественные законодатели, которые лоббировали установки этих станций.

«Мыльный пузырь» с придомовыми солнечными станциями в Европе лопнул еще в 2012 году. Местные домовладельцы построили множество мощных панелей на всех свободных местах зданий – и несколько лет получали очень хорошие доходы от продажи дорогой частной энергии в общую сеть. Продажи излишков значительно превышали собственное потребление.

В конце концов власти Германии, Испании, Италии в одностороннем порядке приняла решение об ограничении мощности придомовых станций, чтобы они действительно работали прежде всего на собственные нужды домохозяйства, а также снизили тарифы. Вскоре количество частных станций значительно сократилось.

Украинские дельцы скопировали опыт европейских. В своем письме Минэнергоугля привело пример такой манипуляции в Кировоградской области, когда к местной энергосети присоединились 482 бытовых потребителя солнечных станций общей мощностью в 12,7 МВт. По расчетам – это по 23,6 кВт на одно домохозяйство. Впрочем, в 2018 году эти «домовые генерации» продали в объединенную систему 8,15 млн кВт*ч, тогда как сами потребили только 1,03 млн кВт*ч, или 13% от производимого. А значит, часть этих станций точно выходят за пределы категории «придомовые».

Несправедливое социальное распределение. Летом 2018 года, во время пребывания в Винницкой области, автору Mind представилась возможность побывать на предприятиях «ДТЭК – Западэнерго», а именно «ДТЭК – Ладыженская ТЭС» и на Ладыженской ГЭС (маленькая станция на Южном Буге, построенная еще в 1964 году). Такой тандем сотрудничества и технической взаимопомощи традиционных станций за многие предыдущие годы оправдал себя.

На землях Ладыжинской ГЭС в 2018 году была построена солнечная электростанция мощностью 500 кВт, что как раз подпадает под нынешнюю законодательную категорию «придомовых СЭС». Чья это станция – трудно сказать, ведь на балансе «ДТЭК – Западэнерго» и «ДТЭК ВИЭ» она не значится. То есть «кто-то» получает неплохой доход, продавая эту электроэнергию даже не по 15 евроцентов/кВт, как промышленные СЭС, а по 18 – как частные придомовые СЭС.

На ее открытие приехал сам председатель Винницкой ОГА Валерий Коровий и рассказал журналистам, что на сегодня Винницкая область – одна из лидеров по установке солнечных станций. Их общая мощность составляет почти 125 МВт, и население очень активно устанавливает придомовые станции до 30 кВт. Но есть один нюанс: из 750 000 домохозяйств Винницкой области 450 000 (то есть 60%) получают субсидии.

Учитывая такие цифры, среди получателей субсидий явно есть и такие, кто получает доход от придомовых солнечных станций. Стоимость энергии, которую владельцы таких станций продают в сеть, составляет 18 евроцентов за 1 кВт*ч, или 5,5 грн. А при отсутствии солнца, потому что прогнозные погрешности составляют от 35 до 62%, они потребляют электроэнергию из общей энергосистемы – но уже по бытовой цене 90 копеек за 1 кВт*ч.

Создается экономически непонятная ситуация, когда население все больше генерирует самую дорогую электроэнергию, чтобы потом получать государственные субсидии, потому что оно не в состоянии оплатить коммунальные услуги.

В этом контексте есть смысл сопоставить показатели наличия солнечных станций и получателей субсидий по регионам. Вероятно, Винницкая область не одинока в таких перекосах.

Зачем следует стимулировать равномерное строительство «зеленых» мощностей? Средняя мощность одной придомовой станции в Украине, по расчетам экс-члена НКРЭКУ Андрея Геруса, составляет в среднем 21 кВт. Ее установка стоит $15 000–20 000, что в определенной степени ограничивает их доступность.

Очевидно, большинство из 7500 домохозяйств Украины, имеющих придомовые солнечные станции, соответствуют общемировым требованиям: сначала покрыть все свои потребности, а потом уже получать доход.

Но остается вопрос: насколько равномерно такие станции расположены по территории страны? Там, где их слишком много, возникает увеличенная нагрузка на региональные электросети, идут перекосы в производстве и поставках. А это отражается на безопасной работе всей энергосистемы страны и качестве электроэнергии.

В этой ситуации было бы целесообразно создать карты расположения малых СЭС, в том числе и придомовых, по регионам Украины. По крайней мере, тогда станет очевидным, насколько оправданы претензии владельцев энергосетей по поводу технических проблем со стороны альтернативной генерации. Четкое ограничение мощности придомовых СЭС также уменьшит технологические претензии.

Для чего нужны новые технические регламенты? Минэнерго внесло, а Комитет ВР поддержал предложение об определении условий и требований к строительству, присоединению и эксплуатации придомовых станций. Они должны быть прописаны в Кодексе систем распределения.

«На сегодняшний день наше законодательство не позволяет определить оптимальную схему присоединения и обеспечить действенный контроль соответствия оборудования придомовых СЭС нормативным требованиям, – говорится в письме Минэнерго. – Из-за бесконтрольности и отсутствия ответственности за ненадлежащее качество поставляемой в сеть электроэнергии, происходит значительное колебание напряжения и ухудшение электроснабжения всех других потребителей в округе». Об этом свидетельствуют многочисленные обращения операторов распределительных сетей в Минэнергоугля.

Имеющаяся электросеть Украины не соответствует современным потребностям экономики, поскольку сильно изменилась сама структура потребления электроэнергии. Кое-где сеть просто не выдерживает нагрузки и «падает», когда потребители в часы пик одновременно включают много электроприборов. Это ощутили на себе некоторые города Украины, где отказываются от централизованного отопления и переходят на индивидуальный электроподогрев домов.

С чисто технической точки зрения компании-распределителю намного проще одной кнопкой выключить мощную солнечную станцию, чем искать и выключать сотни мелких производителей, если объединенной энергосистеме угрожает опасность разбалансировки.

Предлагается разработать технический регламент, где будут выписаны оптимальные схемы присоединения, определения параметров инверторов и разъединителей, которые будут выравнивать качество электроэнергии и предотвращать прохождение тока при ремонтах. Все эти требования внесут определенные ограничения в выбор солнечных систем. Возможно, некоторым владельцам даже придется их менять, что, конечно, вызовет новую волну нареканий. Но это стоит воспринимать как неизбежное следствие усиления ответственности каждого участника формирующегося рынка перед другими его игроками.

Подобные проблемы в свое время возникали и перед ведущими «зелеными» энергетиками стран Европы и Америки (не только США). Они их частично преодолели, а частично – решают до сих пор. Украинская энергетика, традиционная и альтернативная, уже вплотную подошла к таким же вызовов. Поэтому всем сторонам необходимо как можно быстрее начать консультации и найти общее решение.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно