Технологии на закуску: приживется ли food tech в украинских ресторанах
И каких технологий действительно не хватает рестораторам и клиентам

В Украине, по разным оценкам, сейчас работает от 15 000 до 25 000 ресторанов и заведений общественного питания. Из них 2000 находятся в Киеве. Каждый третий заказ в столичном кафе или ресторане оплачивается без наличных. И казалось бы, пользователи готовы потреблять новые технологии за завтраком, обедом и ужином.
Но ресторанная отрасль не спешит заменять официантов роботами, а меню – планшетами. Сегодня рестораторы с помощью технологических разработок стараются не столько создать вау-эффект, сколько решить реальные задачи своего бизнеса. В каких технологиях действительно нуждается ресторанный бизнес и где в Украине можно попробовать инновации «на вкус», выяснил Mind.
Что такое Food tech?
Интеграция цифровых технологий в процессы производства, приготовления и доставки еды, или food tech, – устойчивый тренд последних лет. По данным аналитиков Research & Markets, в 2022 году объем мирового рынка food tech составит $250 млрд, а среди лидеров направления будут Domino's Pizza, McDonald's и еще несколько всемирно известных брендов.
Инновации, которые сегодня внедряются в ресторанах, в основном касаются управления производственными процессами, способов заказа и доставки. Например, пиццу Domino's в США можно заказать с помощью твитов, сообщения в Messenger, через Smart TV, с «умных» часов и с помощью голосовых помощников, например Amazon ALexa. А местом доставки может быть любая точка на карте – даже пляж или сад.
Некоторые сети пытаются добавить технологичности непосредственно своим заведениям. Так, американская сеть Starbucks оборудовала часть своих кофеен в Бостоне беспроводными зарядными устройствами: индукционные зарядки есть на каждом столе. Даже если у посетителя обычный телефон, он может попросить на баре специальное кольцо – оно подключается к порту зарядки и превращает ее в беспроводную.
Сколько тратят инвесторы, чтобы «сломать» традиционный ритейл?
Одновременно с выходом традиционных бизнесов в food tech, появляются амбициозные стартапы, которые также претендуют на долю рынка. По данным венчурной компании Five Seasons Ventures, с 2013 по 2018 год в сфере food tech появилось 35 «единорогов» – стартапов с капитализацией более $1 млрд. Их общую стоимость инвесторы оценивают в 169 млрд евро. Больше всего таких компаний возникло в Азии – 16, еще 9 – в Европе, 10 – в США.
Европейские инвесторы в целом за пять лет вложили в food tech 6,5 млрд евро, и около половины денег получили сервисы по доставке еды. Впрочем, этих инвестиций хватило, чтобы изменить лишь 1% традиционного продуктового ритейла.
С конца 2018 года в Украине работает европейский сервис доставки Glovo. В начале этого года на рынок также вышел его главный конкурент – Uber Eats. Кроме того, в стране есть собственные стартапы по доставке. Это, например, Delfast – сервис срочной доставки на электробайках за один час.
Когда food tech сталкивается с украинским менталитетом?
В бостонских кафе Starbucks на столиках стоят таблички: «Пожалуйста, верните кольцо после завершения зарядки». В украинских реалиях имплементировать такую инновацию будет трудно, считает ресторанный критик и основатель «Клуба рестораторов» Валерий Поляков. И шутит, что в нашем случае на табличке должно быть написано: «Три года с конфискацией имущества – за кражу этого кольца». «И даже это не спасет, к вечеру их не будет», – считает он.
По наблюдениям Полякова, украинские рестораны пытаются использовать новые технологии, но с разным успехом. Иногда ситуации доходят до абсурда. «Я не использую наличные для оплаты и звонки для бронирования столика, потому что это каменный век. Поэтому я пишу сообщение ресторану в соцсети, а мне отвечают, что сетями занимается SMM-менеджер, а бронь только по телефону», – рассказывает Валерий Поляков. На вопрос «почему так?», рестораны отвечают, что таким образом идентифицируют пользователей. «Как? По телефону? Но соцсети дают больше возможностей для идентификации», – полагает он.
Также распространенная ошибка – когда рестораны не выставляют свое меню на странице в Facebook, «чтобы конкуренты не увидели». Особенно часто так делают рестораторы в регионах. «Это просто наследие советской ментальности – что все надо от всех прятать», – считает Поляков.
Какие инновации применяют украинские рестораны?
Украинская компания Kodisoft занимается разработкой интерактивных столов для ресторанов. Стол имеет сенсорную поверхность, распознает форму предметов, дает возможность сделать заказ без помощи официанта и там же его оплатить. Несколько лет назад два заведения со столами Kodisoft открылось в ОАЭ и один – на Кипре. Сейчас такие столы установлены в 22 ресторанах мира. Среди них – IT Resto в Таллинне (Эстония), Graffiti Market – в Ватерлоо (Канада), Waffle Jack's – в Лондоне (Великобритания).
В Украине есть три заведения, где можно увидеть такие столы воочию. Это рестораны сети Papashon в Одессе и Львове, ресторан Goodwine на фудкорте киевского ЦУМа. Еще одно, четвертое заведение со столами Kodisoft, откроется в воскресенье, 2 июня, в торговом центре River Mall в Киеве.
«В Украине есть производители очень качественных интерактивных столов. Однако для меня это все-таки больше о хайпе, чем о бизнес-процессах», – считает генеральный директор «Сушия» Антон Ходисько. По его мнению, внедрение интерактивных столов в Украине тормозится высокой стоимостью этого решения. Действительно, еще три года назад стоимость одного интерактивного стола составляла $15 000. Однако, как рассказал Mind основатель Kodisoft Дмитрий Костик, за эти годы ее удалось существенно снизить. Сейчас большой стол стоит $5000, маленький – $2500.
«Сушия» также экспериментирует с внедрением технологий. В течение следующего месяца в ресторане, находящемся в столичном БЦ «Астарта», не будут принимать наличные. При необходимости посетители смогут прямо там положить деньги на свою банковскую карту или получить новую карточку на входе. Чаевые можно оставить картой – в терминалах есть такая опция. Проект осуществляется совместно с Mastercard.
По словам Антона Ходисько, в ближайшие два месяца сеть планирует обновить платформу своего сайта и задействовать там механизмы машинного обучения. А до конца года появится мобильное приложение, единый центр, где пользователь может получить всю необходимую информацию.
Также сейчас стартует проект с украинской компанией ABM Cloud, техническое решение которой позволит централизованно пополнять запасы. «Механика решение построена на теории ограничений и на управлении динамическими буферами. Не знаю, использует ли еще кто-то это в Украине. Знаю, что подобные решения на глобальном уровне рассматривает для себя McDonald's», – рассказывает Антон Ходисько.
Кроме того, «Сушия» ищет партнера для другого проекта – создания системы управления часами работников. «Мы собираемся использовать машинное обучение для того, чтобы планировать часы работы сотрудников. Все говорят об искусственном интеллекте и машинном обучении, но по факту в Украине не так много людей, которые реально руками могут это сделать», – рассказывает Ходисько. Поэтому «Сушия» находится в поисках партнера, который мог бы создать такой продукт на заказ, а потом уже продавать его дальше.
По наблюдениям Валерия Полякова, среди украинских ресторанов есть также запрос и свободная ниша для единой системы, которая бы объединила сотни или тысячи ресторанов и анализировала бы данные посетителей: кто и когда приходил, что заказывал, на какие продукты у посетителя аллергия, когда у него день рождения, как зовут его собаку.
В США такая система уже работает – она называется Open Table. «За пользование системой ресторатор платит $250 в месяц – и получает портрет каждого гостя», – рассказывает Поляков. С ним соглашается Юрий Батхин, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине. «Персонификация и персонализация – это действительно то, куда все идет. Для сбора данных могут применяться различные датчики, то, что называют интернетом вещей», – говорит Батхин. По его мнению, на пути к food tech украинским ресторанам не обязательно начинать с вау-проектов, можно внедрять простые цифровые инструменты, которые улучшат клиентский опыт и облегчат управления процессами. Такие, например, как автоматическое разделение чеков на большую компанию.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].