220v из дерева: как устроена работа Корюковской ТЭС

220v из дерева: как устроена работа Корюковской ТЭС

И как станция развивает «зеленую» энергетику

Цей текст також доступний українською
220v из дерева: как устроена работа Корюковской ТЭС
скриншот Mind

С 2016 года около города Корюковка Черниговской области работает ТЭС, где остатки древесины превращают в электроэнергию. Это первый и самый дорогой объект компании «Клиар энерджи» (Clear Energy), принадлежащей Андрею Гриненко, Петру Багрию и Михаилу Кучирке.

Как рассказывает Гриненко, который также является директором «Клиар энерджи», начинали они в 2012–2013 годах с тепловой энергетики. «Мы были одной из первых компаний в сфере возобновляемой энергетики, которые перевели целые районы на биотопливо, отключив их от газа», – вспоминает он. По его словам, тогда котельные уже стали децентрализованными и большинство из них работали на очень низкой мощности с низким КПД, что приводило к их убыточности. «Это было начало, и в процессе реализации программ мы пришли к выводу, что тепло – это хорошо, но производство электроэнергии и тепло как побочный продукт – это хоть и сложнее, но гораздо эффективнее с точки зрения коэффициента полезного действия самых установок», – делится он.

На момент открытия Корюковской ТЭС инвестиции в объект составили около 8 млн евро, включая банковские кредиты и средства международных доноров, с 2009 года активно поддерживавших возобновляемую энергетику в Украине. Один только ЕБРР за восемь лет профинансировал украинские проекты на 100 млн евро. Сегодня общие инвестиции в Корюковскую ТЭС, по оценкам Андрея Гриненко, составляют около 10 млн евро. Наиболее затратная часть – оборудование, на втором месте – строительство. «Земля в регионах не такая дорогая, мы берем ее в аренду», – говорит Гриненко. Стоимость самой «Клиар Энерджи» он оценивает в 65–70 млн евро.

До конца года компания планирует начать строительство второй очереди Корюковской ТЭС. А пока Mind посетил основной объект и выяснил, как он работает.

С чего начиналась Корюковская ТЭС

«Вокруг Корюковки находится несколько государственных лесхозов, есть коммунальные лесхозы, большие площади леса. Обрезки накапливались высотой в трех-четырехэтажный дом, местные службы не знали, что с этим всем делать. Поэтому приняли решение строить здесь ТЭС», – говорит директор Корюковской ТЭС Игорь Матюха.

В соседнем городке Семеновка община также рассматривала вопрос размещения аналогичного объекта на территории района. Однако жители, которые часто зимой отапливают свои дома дровами, побоялись, что ТЭС «съест» всю древесину и им ничего не останется. На вопрос, как аналогичные слушания проходили в Корюковке, Игорь Матюха улыбается: «У нас просто был очень прогрессивный мэр, и инвестора привлек, и горожан смог убедить. Хотите, познакомлю? Он прямо перед вами».

Матюха был мэром Корюковки 10 лет. У него профильное образование в области теплоэнергетики – закончил Киевский национальный технический университет «КПИ» по специальности «промышленная теплоэнергетика и энергосбережение». «У меня профильное образование, есть опыт работы на руководящей должности в ОАО «Славянские обои» (Корюковская обойная фабрика). Так почему бы и нет?» – вспоминает он.

На самом деле найти в пределах района квалифицированный персонал в первые годы было сложно. Поэтому инженеры на станцию приезжали из Чернигова и даже Киева. Но в целом за три года удалось воспитать своих специалистов. Сейчас ТЭС обслуживают 25 человек. Примерно столько же работает на участке деревозаготовки. Ежедневно туда приезжают десятки тонн древесины, ведь ТЭС потребляет около 150 тонн в сутки.

Древесину закупают в Корюковском, Семеновском, Холменском и других соседних лесхозах, а также у частных предпринимателей. Как уверяет Матюха, к ним попадает только неликвид – то, что нельзя продать как коммерческую древесину. Это и обрезки после лесозаготовки, и необработанные деревья после санитарных вырубок леса. Как проверить, что для нужд ТЭС не вырубается здоровый лес? По словам Матюхи, вырубать здоровые деревья для нужд биоэнергетики было бы просто невыгодно. «Коммерческая стоимость древесины в десятки и сотни раз выше, чем цена, по которой покупаем ее мы», -– объясняет он.

Как древесина превращается в ток

После того как древесину выгружают на территории станции, она попадает на дробильную установку, где превращается в щепу. Далее по системе конвейеров щепа подается на движущийся пол. А оттуда – в питатель топки и внутрь топки, где начинается процесс горения.

В результате сгорания древесины образуются дымовые газы, попадающие в паровой котел-утилизатор. В этом котле образуется водяной пар с давлением в 40 бар и температурой 400 градусов. Пар поступает на турбогенератор и там происходит преобразование энергии пара в механическую энергию. Генератор вращается, вырабатывается электроэнергия, которая по специальному красному кабелю подается в энергосистему Украины.

220v із деревини: як влаштована робота Корюківської ТЕС

Отработанный пар попадает в конденсатор, и конденсат возвращается обратно в цикл – в котел. При этом из конденсата удаляется кислород. А вода, прежде чем попасть в цикл, проходит специальную обработку до нужного химического состава. На производстве дополнительно установлены системы очистки дымовых газов «Мультициклон», а пепел, оставшийся на фильтрах, забирают местные фермеры на удобрение.

Каждые сутки ТЭС отпускает около 70 000 кВт*ч электроэнергии. «Иногда люди путают: думают, что мы электроэнергию подаем конкретно городу Корюковке. Нет. Мы ее подали в сеть – а куда она ушла, уже мы не знаем. Где есть потребность, туда она и перетекает», – объясняет Матюха. Впрочем, как отмечает Андрей Гриненко, в случае перебоев с электроэнергией в Корюковке, ТЭС способна обеспечить потребности всего региона.

Сейчас поступления от ТЭС в городской бюджет Корюковки достигают 2 млн грн в год. «Я думаю, это серьезные деньги, если учесть, что на момент строительства станции городской бюджет был миллионов 12», – вспоминает Игорь Матюха.

Какую прибыль «Клиар энерджи» получила за последний год?

Руководство компании не озвучивает точные цифры. Но, по словам Андрея Гриненко, практически все средства реинвестируются в новые объекты. В этом году планируется открыть еще два – в Херсоне и Белой Церкви.

Также Гриненко рассказывает, что «Клиар энерджи» первыми в Украине получили лицензию на когенерацию на биомассе. «Кроме возможности добычи электроэнергии путем газификации щепы, мы еще и получили от НКРЭ тепловой тариф на отдачу в сеть смежного продукта когенерации при цикле газификации, который на 25% меньше, чем действующий базовый тариф в Чернигове», – говорит он. По его словам, это позволит снизить тариф и обеспечить население горячей водой в летнее время. «Мощность первой очереди небольшая – 0,5 МВт/час. Но мы хотим большего: практически до 5 МВт тепловых и 2,5 МВт электрических мы придем к середине следующего года».

Как пересмотр «зеленого« тарифа повлияет на заработки «Клиар энерджи»?

У компании есть объекты солнечной и ветровой энергетики, однако основной доход она получает от энергии на биомассе. «Капитальные затраты на строительство биогазовых установок, установок на биомассе не снижаются, в отличие от солнечных, поэтому, спасибо депутатам, здесь тарифы, по которым государство покупает энергию, остаются без изменений», – объясняет Гриненко. По его мнению, из-за снижения тарифа на солнечную и ветровую электроэнергию, компания может почувствовать «определенную турбулентность», но надеется, что со временем баланс восстановится за счет дальнейшего снижения стоимости солнечных панелей, ветрогенераторов и инверторов.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно