Семь дней нефти и газа: водород в трубах, разрушительная решимость Трампа, «солнечная» железная дорога и коттеджи без газа

Семь дней нефти и газа: водород в трубах, разрушительная решимость Трампа, «солнечная» железная дорога и коттеджи без газа

Дайджест самых важных и увлекательных сюжетов в мировом нефтегазовом бизнесе и энергетике за неделю

Цей текст також доступний українською
Семь дней нефти и газа: водород в трубах, разрушительная решимость Трампа, «солнечная» железная дорога и коттеджи без газа
Коллаж Mind

Как всегда, по понедельникам Mind знакомит читателей с наиболее захватывающими сюжетами, которые волновали глобальную индустрию, связанную с производством и торговлей энергоресурсами.

Сегодня в выпуске:

вызов – газопроводы для водорода

конфликт – нафтогаз vs экологи

партнерство – железная дорога на солнечных батареях

интрига – коттеджи без газа

бонус – экономист Пол Кругман доказывает на примере штата Аляска, почему идеология низкого налогообложения нефтяных компаний, популярная среди республиканцев, вредна для благополучия всей Америки.


Вызов недели: новые перспективы для газопроводов в экономике с низким углеродным следом

Возобновляемый газ – второе название водорода. Оператор австралийской газотранспортной системы – компания ATCO – готовится его поставлять потребителям, защищая свой бизнес от давления растущих цен на традиционный природный газ. А еще это отличное решение в условиях глобального перехода на энергоносители с нулевым выбросом СО2 для решения климатической проблемы.

ATCO управляет газовыми сетями на территории Западной Австралии. Здесь находится штат Вашингтон, правительство которого создало Фонд возобновляемых источников водорода, выделив для этого финансирование в $10 млн. Менеджмент компании решил, что для бизнеса будет выгодным партнерство с государством в таком проекте, и объявил о создании Центра чистой энергии, чтобы продемонстрировать потенциал водородного газа на внутреннем потребительском рынке.

Например, водород может использоваться при выработке электроэнергии для подачи в центральные сети или на нужды частных домохозяйств, которые используют автономные системы. Водород также является подходящим топливом для бытовых приборов, в том числе кухонных газовых плит.

Речь в этом кейсе идет о потенциале «зеленого» водорода, который производится при участии солнечных или ветряных систем, аккумуляторных батарей и электролизеров.

В отличие от альтернативного производства электроэнергии, не требующего специальной подготовки сетей электропередач при поставках, когда речь идет о возобновляемом газе – процесс не столь прост. Водородное топливо требует модификации газотранспортной инфраструктуры из-за различий в его химических характеристиках по сравнению с традиционным природным газом.

Операторы ГТС в странах с развитой рыночной экономикой уже сейчас идут на финансирование подобных проектов, чтобы оптимизировать бизнес и минимизировать риски от неизбежного сокращения потребления ископаемых видов топлива.

В правительстве штата Вашингтон считают производство водорода перспективным бизнесом с большим экспортным потенциалом. Япония и Южная Корея исторически являются крупнейшими потребителями австралийского СПГ. Они же могут превратиться в привлекательные рынки сбыта для австралийского водорода. Тем более что обе упомянутые азиатские страны сами активно инвестируют в возобновляемый газ.

Водород может использоваться в качестве транспортного топлива, в промышленности, особенно если речь идет об удаленных объектах. Также он может смешиваться с традиционным природным газом в магистральных газопроводах, чтобы уменьшить выбросы СО2 при использовании топлива потребителями. Подобные нормативы получают все большее распространение и в странах ЕС.


Конфликт недели: противостояние интересов бизнеса и экологии в нефтегазовой отрасли

Цель любого бизнеса – максимизация прибыли. Но это часто идет вразрез с экологическими интересами регионов, что является актуальной проблемой для добывающей промышленности. Ситуация в нефтегазовой отрасли двух конкурирующих стран – Канады и США – наглядно показывает, как приоритеты государственной политики могут влиять на ее привлекательность для инвестиций.

Канадская нефтегазовая промышленность борется за существование, тогда как американская бурно развивается. Различия в подходах к освоению месторождений, сложившиеся в соседних странах, для наглядности можно сравнить с соревнованием двух спринтеров, когда для одного беговая дорожка заполнена препятствиями, а для другого – открытая и чистая, пишет отраслевой сайт JWN Energy из Калгари.

Издание цитирует доклад Института Фрейзера, канадского аналитического центра с главным офисом в Ванкувере, который входит в глобальную коалицию «Экономическая свобода». В докладе говорится, что инвестиции в нефтегазовую добычу в Соединенных Штатах постоянно растут, а в Канаде – резко сокращаются.

В период с 2016 по 2018 год объем вложений в нефтегазовую добычу в США увеличился на 41%, а в Канаде – только на 15%. Негативную роль тут сыграли инфраструктурные ограничения (недостаток трубопроводов), нарастающее налоговое давление и усложнение нормативных требований к работе добывающих компаний. «Проблемы нефтегазовой промышленности в Канаде всерьез обострились в последние годы. Но недавние политические и нормативные изменения, направленные на ограничение выбросов СО2 для борьбы с глобальным потеплением, оказались особенно разрушительными на фоне дерегулирования и масштабных налоговых льгот в США», – отмечает JWN Energy.

В отличие от Канады, в Соединенных Штатах был принят совершенно иной подход к развитию энергетической отрасли. Там произошла отмена нормативных актов, которые контролировали выбросы электростанций, а президент Дональд Трамп решил выйти из Парижского климатического соглашения. «Развитие сети трубопроводов, сокращение налогового бремени и дерегуляция отрасли – все это должно стать приоритетом правительства как на федеральном уровне, так и отдельных провинций, чтобы восстановить конкурентоспособность нефтегазовой промышленности в Канаде», – отмечают авторы доклада из Института Фрейзера.

Но их одобрительные отзывы о политике Трампа вряд ли придутся по душе экспертам из американского Общества дикой природы. По их данным, с момента вступления в должность, Трамп выделил более 150 млн га общественных земель в США в аренду для добычи газа и нефти. Потенциальный объем выбросов, которые могут образоваться в результате сжигания добытого на этих территориях ископаемого топлива, эквивалентен 4,7 млрд метрических тонн CO2. Это почти на миллиард тонн больше, чем образует весь Европейский союз за год.


Партнерство недели: железная дорога на солнечных батареях

На железнодорожной станции Олдершот в Великобритании решили на практике изучить возможности работы железнодорожных составов на солнечной энергии, и впервые в мире затеяли революционный эксперимент. На заброшенных полях недалеко от станции установили 135 солнечных панелей, чтобы в августе начать там производство электричества. Весь ресурс будет поставляться прямо на железнодорожные линии без предварительной передачи в центральные энергосети.

Предварительное исследование показало, что солнечные электростанции при прямом соединении могут обеспечить около 10% электроэнергии, необходимой для питания электрифицированных железнодорожных маршрутов Великобритании.

Но потенциал технологии гораздо выше, и это намерены продемонстрировать на станции Олдершот уже в следующем месяце. «Мы надеемся, что пилотный проект откроет новые возможности для железнодорожной отрасли и приблизит Великобританию к созданию безуглеродной экономики», – говорит Амелия Вудли, руководитель отдела устойчивого развития Юго-Западной железной дороги.


Интрига недели: рациональный мотив для отказа от использования природного газа

Власти калифорнийского города Беркли, где проживают 122 000 жителей, создали прецедент для США, единогласно поддержав запрет на использование природного газа в новых малоэтажных жилых зданиях. Почему это решение рационально и для Европы?

Как сообщает San Francisco Chronicle, требование вступает в силу 1 января 2020 года. Оно затронет все новые односемейные дома, таунхаусы и небольшие многоквартирные здания, которые не станут подключаться к газовой инфраструктуре, а будут довольствоваться электрической.

«Я с гордостью голосую за новаторское законодательство, запрещающее использование природного газа в новых зданиях, – заявила Джесси Аррегуин, мэр Беркли, в Twitter. – Мы соблюдаем Парижское соглашение и должны принять незамедлительные меры для достижения наших климатических целей. Это не радикальные меры, а необходимость».

Со временем городские власти Беркли намерены разработать соответствующие правила и для офисных и многоэтажных жилых зданий, если будет получено разрешение штата. Это связано с тем, что в прошлом году были внесены поправки в законодательство Калифорнии, согласно которым все новые жилые здания в штате должны оснащаться солнечными электростанциями.

Нормы, аналогичные принятым в Беркли, уже действуют в Дании и скоро будут введены в Нидерландах.  Во всех случаях они мотивированы стремлением к активному участию в решении проблемы глобального потепления.

Современные энергоэффективные здания, причем не только в США, потребляют минимум энергии для отопления. Так, стандарт в центральноевропейском климате – 15 кВт/часов на 1 кв. метр в год. При таком раскладе потребности в тепловой энергии, в том числе для горячего водоснабжения, вполне могут покрываться с помощью теплового насоса или прямого использования электроэнергии, произведенной на месте, например, солнечной электростанцией. Другими словами, если строить жилые дома по современным стандартам и качественно, то прокладывать трубы для их газоснабжения особой нужды нет, даже если не принимать во внимание «климатический фактор».


Бонус недели: как губернатор Аляски поддерживает добывающие компании, но разрушает систему государственного образования

Экономист Пол Кругман, получивший мировое признание за свою работу по теории международной торговли, уже 20 лет является колумнистом The New York Times. Почти все его авторские колонки выходят на сайте газеты. Но некоторые из них приходят только тем читателям NYT, которые подписались на электронную рассылку от Кругмана. Свое последнее письмо экономист посвятил критике фискальной политики Майкла Данливи – губернатора-республиканца штата Аляска, бюджет которого наполняют налоги от нефтяного промысла.

Многие жители Аляски, а вместе с ними и Кругман, недовольны тем, что Данливи не желает повышать налоги для добывающих компаний. Тем самым, считают они, губернатор отказывается улучшить ситуацию в государственной системе образования, от которой зависят возможности местных жителей подняться по социальной лестнице, чем всегда славилась Америка. «Две недели назад Майкл Данливи решил, что лучше разрушить будущее штата, чем даже немного повысить налоги. Дело в том, что его действия… соответствовали тому, что другие губернаторы-республиканцы делали годами. И они подливают масла в огонь самого драматичного сюжета в истории Америки XXI века: растет разрыв между процветающими и отстающими регионами», – пишет Кругман.

Благодаря налогам от добычи нефти на севере Аляски, здесь обычно складывается настолько благоприятная финансовая ситуация, что другие штаты могут ей только позавидовать. Поэтому, отмечает Кругман, власти Аляски могли бы позволить себе не только высокие расходы за счет местного бюджета, но и, продолжая взимать относительно низкие налоги, платить каждому постоянному жителю штата ежегодные дивиденды. Но снижение лицензионных платежей на разработку месторождений ставит перед выбором: повысить налоги, сократить дивиденды или урезать бюджетные расходы.

Данливи, в ходе избирательной кампании обещавший (крайне безответственно) увеличить поступления в бюджет от добычи нефти, когда наступил момент для реальных действий, выбрал сокращение бюджетных расходов. Но поступил при этом очень дерзко. Используя свое право вето, он без предупреждения урезал на 41% финансирование местного государственного университета.

«Последствия от такого шага можно сравнить с апокалипсисом. Приходится признать, что Данливи, вместо того чтобы осознать необходимость повышения налогов, решил уничтожить систему высшего государственного образования на Аляске… Очевидно, это плохо для студентов, которые пытаются реализовать американскую мечту о социальной мобильности. Качественное и доступное образование всегда было национальной славой Америки. Но в большинстве штатов оно исчезает, что негативно влияет на экономические перспективы этих штатов», – отмечает Кругман.

Экономист делает вывод, что растущее региональное неравенство в США – это отражение эффекта мощных экономических сил, которые вступили в действие. Проблемы в отстающих регионах сохранятся, даже когда к власти придут лучшие политики. Уничтожение системы государственного университетского образования в штате, чтобы удержать налоги на низком уровне, – это «лучший способ гарантировать, что этот штат будет еще больше отставать от прогресса». 

Полностью колонку Пола Кругмана можно прочитать по «эксклюзивной ссылке подписчика» здесь.

Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно