Андрей Перетяжко: «Механизм прямого регулирования по ОСАГО полностью отработан и его нужно внедрять на законодательном уровне»

Андрей Перетяжко: «Механизм прямого регулирования по ОСАГО полностью отработан и его нужно внедрять на законодательном уровне»

Глава страховой компании ARX – о реалиях рынка, ожиданиях от работы нового парламента и диджитализации страховых услуг

Цей текст також доступний українською
Андрей Перетяжко: «Механизм прямого регулирования по ОСАГО полностью отработан и его нужно внедрять на законодательном уровне»
Андрей Перетяжко
Фото: пресc-служба компании ARX

Украинский страховой рынок часто называют «тихим болотом». В отличие от банковского рынка, который за последние лет пять похудел более чем в два раза и уже успел адаптироваться к новым правилам игры, в сфере страхования все спокойно. Громких банкротств, к счастью, нет, а сделок по поглощению страховых компаний – раз-два и обчелся. Правда, радует, что рынок все-таки вышел на стабильный рост, и за 2018 год динамика чистых страховых премий превысила 20%.

На ближайшие год-два страховщики тоже дают позитивные прогнозы, но при этом говорят, что многое будет зависеть от политической обстановки, состояния смежных рынков (автомобильного, недвижимости), платежеспособности потребителей и от регуляторной среды. Причем именно в сфере регулирования небанковского сектора уже совсем скоро может произойти небольшая революция, если вновь избранная Верховная Рада все-таки примет закон «о сплите» и передаст полномочия по надзору за страховым рынком от Нацкомфинуслуг Нацбанку. По крайней мере, представители Офиса президента обещают, что соответствующий законопроект попадет в парламент одним из первых.

Mind пообщался с Андреем Перетяжко, руководителем страховой компании ARX, который рассказал об основных трендах украинского страхового рынка, о том, почему нужно повышать тарифы по «автогражданке», и о том, когда завершится ребрендинг компании, которую в начале 2019 года приобрела канадская группа Fairfax.

– Расскажите о ключевых тенденциях украинского страхового рынка в 2019 году.

– Рынок страхования последние три года показывает реальный прирост. Причем он растет как в гривневом (что отчасти связано с инфляцией), так и в долларовом эквиваленте. По итогам 2019 года классический рынок страхования может выйти на уровень 2013-го. То есть без учета операций по оптимизации налогообложения, рынок за 2019 год вырастет минимум на 15–20%.

– В каких сегментах наблюдается наибольший рост?

– Традиционно в автостраховании положительная динамика КАСКО связана с обновлением автопарка, что влечет за собой увеличение средней стоимости полиса. Объяснить рост сегмента ОСАГО очень просто: убыточность этого вида страхования заставляет страховщиков поднимать цены. И последнее решение Нацкомфинуслуг (распоряжение №538 вступит в силу 21 сентября 2019 года. – Mind) станет «спасательным кругом» для рынка, так как мы фактически получаем свободное ценообразование на «автогражданку». Это в свою очередь даст возможность страховым компаниям применить новый сегментированный подход к ценообразованию. Цена ОСАГО в Украине все еще самая низкая в Европе и в разы отличается от цены у наших соседей. Соответственно рост этого рынка будет продолжаться, а конкуренция за менее убыточных клиентов – усиливаться.

– Как развиваются личные виды страхования?

– В ДМС (добровольном медицинском страховании) мы видим пусть небольшой, но все же прирост количества клиентов. Прежде всего за счет тех сегментов бизнеса, которые чувствуют себя лучше всего. Это IT, АПК и компании, которые ориентированы на экспорт и где существует серьезная рыночная конкуренция за персонал. Конечно, свой вклад в рост платежей делает и медицинская инфляция. Активный рост есть в сфере страхования медицинских расходов выезжающих за рубеж. Драйвер в данном случае – значительное увеличение количества туристов, более чем на 30% в год. Кроме того, эти полисы приобретают и трудовые мигранты, которые отправляются на временные заработки.

– Что с другими видами страхования? Есть ли там динамика?

– Развитие остальных направлений напрямую зависит от страховщиков, от их активности в части маркетинга и организации продаж.

Страховые компании постоянно ищут новые рынки и новые ниши, в том числе подключая к этому процессу своих партнеров: банки, крупных ритейлеров. Как пример, рынок, который возник совсем недавно – страхование портативной электроники (смартфонов, планшетов, ноутбуков) или страхование от задержки и отмены авиарейса.

– А корпоративный сегмент?

– Корпоративное страхование, та самая «классика», благодаря которой страховой рынок в Украине развивался еще в начале 2000-х годов, тоже растет, но этот рост очень незначительный. И он таким и будет оставаться, пока в страну не придут крупные иностранные инвестиции и не активизируется кредитование.  

– Кстати, рынок страхования жизни в 2018 году вырос на 34%. Чем можно объяснить такой рывок?

– Это произошло в первую очередь за счет страхования заемщиков, которые берут кеш-кредиты, также свой вклад в этот рост сделал сегмент долгосрочного накопительного страхования. В 2019 году темпы будут чуть более скромными, но не менее 20%. При этом bancassurance по-прежнему будет расти несколько быстрее, чем накопительное страхование. Есть позитивная динамика и в групповом (корпоративном) страховании.

– С февраля 2018 года в Украине полисы ОСАГО заключаются в том числе и в электронной форме. По прошествии полутора лет вы можете назвать этот проект успешным?

– Внедрение электронного полиса абсолютно оправдало ожидания рынка. На сегодняшний день более 10% всех договоров «автогражданки» заключаются в электронном виде. А возможность покупки такого полиса активно предлагают около половины страховых компаний, которые являются членами Моторного (транспортного) страхового бюро.

Правда, нюанс в том, что никто не знает, какой процент электронных полисов продается именно в интернете (через сайты страховых компаний), а какой через традиционные каналы продаж. Но, самое главное, мы видим настоящий интерес к электронному договору у страхователей. Они абсолютно позитивно реагируют на факт, что не получают на руки «бумажный полис».

– Возможен ли полный отказ от бумажных бланков?

– У нас пока что идет дискуссия в МТСБУ, стоит ли полностью переходить на электронный полис и когда. Для этого нужны изменения в действующее законодательство. И прежде всего необходима поправка, которая сделает обязательным внесение информации о полисе ОСАГО в центральную базу данных (ЦБД) бюро сразу же после заключения договора. Это позволит упорядочить отчетность, проводить проверку наличия полиса в режиме онлайн, поможет защитить рынок от мошенников и пирамид, а в случае банкротства страховой компании МТСБУ и регулятор будут четко понимать, сколько выдано полисов и какие у компании обязательства. Эстония, например, законодательно отказалась от бумажного полиса еще в 2003 году!

– Перспективы прямого урегулирования?

– Механизм прямого регулирования полностью отработан, и теперь его нужно внедрять на законодательном уровне. Не всем компаниям это нравится, поскольку сроки выплат по ОСАГО, как мы видим сегодня, сократятся вдвое. А значит, некоторые страховщики не смогут безосновательно затягивать возмещение убытков. Сегодня аргументы против прямого урегулирования звучат неубедительно и этот подход в Украине рано или поздно станет обязательным, потому-то такой процесс урегулирования нужен пострадавшим в ДТП.

– А что с соглашением по прямому урегулированию, к которому в 2016 году присоединилось 17 страховщиков?

– Этот проект работает уже не первый год и все ожидания, как по улучшению скорости и качеству урегулирования убытков, так и по техническому процессу расчетов между страховыми компаниями, полностью себя оправдали. Единственное, что количество участников с момента старта проекта значительно не увеличилось, а недавно, к сожалению, из него вышли два крупных игрока: «Оранта» и «Провидна». Почему они приняли такое решение – вопрос к ним.

– С ноября 2018 года страховые компании подают отчетность в Нацкомфинуслуг только в электронной форме. Что это дает рынку и потребителям страховых услуг?

– Мы для себя видим в этом только плюсы. Это снижение административных затрат, существенное упрощение процесса подачи отчетности в принципе и защита данных, которые получает комиссия, от искажения и перекручивания. А в будущем электронная отчетность даст возможность регулятору делать более глубокий анализ страхового рынка и своевременно выявлять нарушения.

Например, благодаря изменениям в законодательстве Нацкомфинуслуг уже второй год публикует обязательные данные о деятельности страховых компаний. В результате все увидели, из кого и из чего состоит украинский рынок. Сразу стало понятно, кто убыточный, а кто прибыльный, кто занимается оптимизацией налогообложения, кто платит зарплату в «конвертах» и т. д. Когда такая информация становится достоянием общественности, регулятор просто вынужден более активно на это реагировать, что уже привело к закрытию многих схемных страховых компаний.

– Какова судьба законопроекта «о сплите»?

– Мы очень рассчитываем на то, что новый состав парламента не будет откладывать его в долгий ящик. На самом деле для рынка не принципиально, кто будет за ним надзирать: Нацбанк или Нацкомфинуслуг. Главное обеспечить независимость и институциональную способность регулятора, чтобы он мог осуществлять быстрые и эффективные изменения. НБУ, без сомнения, лучше всех соответствует этим требованиям.

– Недавно компания сменила имя. Как долго будет длиться ребрендинг?

– Ребрендинг начался 1 июля и завершится к концу августа.

– Почему ARX?

– Мы решили, что новое название компании должно родиться именно внутри самой компании. Свои варианты предложили 160 сотрудников. Из них мы сформировали шорт-лист, провели исследование и выбрали новое имя. Задание было простым. Название должно каким-то образом характеризовать нашу деятельность (ARX с латыни переводится как «крепость», «бастион») и быть лаконичным. Кроме того, мы хотели, чтобы название было созвучным с именем нашего акционера – страховой группы Fairfax. Наш новый логотип выполнен в красном цвете и содержит стилизованный кленовый лист, что тоже указывает на нашу принадлежность к канадской группе.

– Как на смену бренда отреагировали клиенты?

– Многим партнерам и корпоративным клиентам мы озвучили новое название и показали логотип еще до официального запуска, и получили очень хорошие отзывы. Со стороны розничных клиентов мы тоже слышим позитивные отклики. После национальной рекламной кампании мы сделаем еще один опрос наших и потенциальных клиентов. Если будет необходимо – скорректируем наши коммуникации. Пока же рост продаж за первый месяц с новым именем, бьет рекорды. Это хороший знак.

– Повлечет ли смена собственников компании изменения в стратегии развития?

– Много лет подряд мы – №1 по нетто-премиям, №1 по премиям от физических лиц, лидеры на рынке КАСКО, а по качеству урегулирования в автостраховании (уровень удовлетворенности клиентов составляет сегодня 92%) мы уже 7 лет не опускаемся ниже 90%. Мы прибыльны уже 9-й год, а наша менеджерская команда стабильна и работает более 10 лет. И это по-настоящему сплоченная, профессиональная команда.

– Стратегия, которая сделала компанию одним из лидеров рынка, – это прибыльный рост с фокусом на качество сервиса. Будут ли новые акционеры менять эту стратегию?

– Группа Fairfax во всех странах мира использует децентрализованную модель управления своими дочерними компаниями. Это означает, что единственное изменение, которых мы ожидаем в своей работе – более быстрая реакция на рыночные изменения, в том числе выпуск новых продуктов и сервисов для наших клиентов и партнеров.         

– С какими результатами вы завершили первое полугодие 2019 года?

– Рост премий за шесть месяцев 2019 года составил 25%, или более 1.2 млрд грн. Рост произошел, как в традиционных для нас направлениях – КАСКО, ДМС, страхование имущества, туристическое страхование, – так и в агростраховании, страховании от критических заболеваний и, конечно, в страховании жизни. Совокупная прибыль по обеим компаниям достигла 80 млн грн.  

– Кстати, а что с направлением страхования жизни в принципе?

– Наша компания ARX Life показала в 2018 году двукратный рост премий. Крупнейшим каналом продаж является bancassurance, но также мы развиваем корпоративное (групповое) страхование и в 2019 году планируем дальше расширять линейку продуктов.

– Это будут классические накопительные продукты для розницы? 

– Изучаем и этот рынок. Но пойдем в него только при условии, если сможем предложить нашему клиенту прозрачный, понятный и, самое главное – действительно выгодный для него продукт.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно