Персональный трафик: как монетизировать объемы данных мобильного доступа
О том, как зарабатывать на обмене данными между организациями, не нарушая права пользователей

В конце августа эксперты Google обнаружили баг в iOS, из-за которого хакеры два года могли взламывать iPhone. Кроме того, ранее стало известно, что Instagram будет платить от $1500 за сообщения о злоупотреблениях персональными данными.
Количество компаний и сервисов, которые каждый день получают о нас разнообразную информацию, неуклонно растет. Например, каждый раз, когда мы садимся в такси, информация о наших передвижения из точки А в точку Б становится известна не только водителю, но и сохраняется в общей системе данных сервиса, предоставляющего услуги по перевозке.
В то же время глобальные компании должны защищать персональные данные пользователей, ведь этого требует законодательство. Однако действительно ли их распространение может всегда быть вредным для пользователей? О вариантах полезного обмена теми или иными мобильными данными и защите прав пользователей Mind предлагает узнать из материала Forbes.
Текст подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».
Взрывной рост услуг мобильного доступа: совместное пользование скутерами, велосипедами, ускоренный вызов такси, распределенное использование автомобилей – это очевидно для каждого, кто ходит по городу. Менее очевидно, хотя и в той же мере меняет правила игры, сопутствующий взрывной рост количества данных мобильного доступа, собираемых в настоящее время . Услуги мобильного доступа, основанные на использовании программных приложений позволяют частным компаниям накапливать беспрецедентные объемы информации о том, как, когда и куда мы направляемся, сколько платим, и использовать эти данные для расширения своих услуг и повышения доходов.
Впрочем, основной потенциал этих данных все еще не реализован. Консалтинговая фирма McKinsey сообщает, что, хотя общемировые данные от личных транспортных средств будут стоить от $450 млрд до $750 млрд, монетизация информации, сгенерированной автомобилями, остается выдающимся вызовом. Но даже такая оценка может оказаться заниженной. Консалтинговая фирма McKinsey рассматривала преимущественно возможности монетизации через информационные системы поддержки водителя и рекламу, не принимая во внимание то, как данные мобильного доступа могли бы способствовать оптимизации инвестиций в городскую инфраструктуру.
Проблема заключается в том, что большинство данных частного доступа удерживается в пределах частных компаний.
Финансовый и страховой гигант AIG подчеркивает, что наша современная экономика «зависит от готовности предприятий и частных лиц делиться данными». Однако мы еще не изобрели способ, как использовать данные мобильного доступа таким образом, чтобы это работало. Против государственных трансагентство подают судебные иски за возможное использование данных о клиентах. Компании, предоставляющие услуги вызова такси, например Lyft и Uber, находятся в постоянных спорах с регуляторами о том, какие требования к совместному использованию данных являются приемлемыми.
Когда речь идет о совместном использовании данных мобильного доступа, безопасность и приватность оказываются самыми острыми проблемами. Посмотрите на «Спецификацию данных мобильного доступа» (Mobility Data Specification, MDS) – протокол, разработанный лос-анджелесским департаментом транспорта для содействия обмену информацией об услугах совместного использования скутеров и велосипедов. В теории «Спецификация данных мобильного доступа» – это хорошая идея, однако на практике она угрожает подвергнуть серьезному риску личную частную жизнь, поскольку позволяет устанавливать связи между записями о поездках и конкретными лицами, и таким образом раскрывает, где люди живут и когда могут оставить жилье без присмотра.
Единственный способ, как совместное использование данных мобильного доступа может работать, – сотрудничество правительств, бизнеса и защитников интересов потребителей для установления разумных и приемлемых практик совместного использования данных.
Новая научная публикация Калифорнийского университета в Дэвисе предлагает концепцию из четырех элементов, чтобы реализовать именно такой подход. Каждый шаг, чтобы быть успешным, требует согласия всех участников. Однако есть меры, которые деловые круги могут предпринять, чтобы возглавить этот процесс.
Шаг 1
Установление стандартов. Без стандартов данных инновационные технологии вроде автоматизированных автомобилей (automated vehicles, AV) и интеллектуальной инфраструктуры никогда не пойдут слишком далеко. Автоматизированные автомобили и устройства мобильного доступа разных производителей должны «общаться» друг с другом для навигации одного рядом с другим. Государства также нуждаются в стандартах данных для планирования дороги, развязок и парковок, управления и капиталовложений в них. В транспортном секторе добровольно принятые стандарты оказались более успешными, чем стандарты, установленные «сверху». Если речь идет о новых вариантах использования мобильного доступа, частные компании могут ускорить стандартизацию, координируя свои усилия для разработки и принятия совместных форматов данных мобильного доступа на базе уже существующих спецификаций (например, MDS).
Шаг 2
Сбор данных. Частные компании годами собирали данные мобильного доступа, однако сегодняшние данные новых компаний, предоставляющих услуги мобильного доступа, оставляют далеко позади то, что было доступно ранее. Сколько данных на самом деле нужно для местных органов управления? Неоднородные по составу запросы или, что еще хуже, запросы о полном предоставлении информации – для установления в компаниях тревожной сигнализации, которая срабатывает по информационным триггерами. Так же как компании должны работать друг с другом для установления общих стандартов данных, чиновники должны работать с компаниями и между собой для установления требований к сбору данных для общего пользования, чтобы минимизировать бремя соблюдения нормативных требований. Например, компания Lyft недавно сотрудничала с городом Сан-Франциско для заключения взаимно приемлемого соглашения о совместном использовании данных о вызовах такси.
Шаг 3
Безопасное хранение и обмен данными. Во многих городах не способны защищать чувствительные данные мобильного доступа от кибератак. Сейчас предпринимаются усилия для организации защищенных централизованных репозиториев данных для хранения данных мобильного доступа и обмена ими. Безопасное хранилище данных общего пользования (Secure Data Commons, SDC) Департамента транспорта США лишь предоставляет доступ к данным мобильного доступа с согласованной целью (например, для исследований или градостроительного планирования). Пользователи могут обратиться с просьбой проанализировать данные непосредственно на платформе SDC, чтобы не загружать информацию для анализа в автономном режиме на потенциально уязвимые системы.
Конечно, SDC и подобные системы имеют ценность настолько, насколько ценны данные, которые они содержат. Уже стали достаточно привычными замечания компаний мобильного доступа, что они бы с удовольствием предоставили свои данные для общественного блага... если бы могли быть уверены, что их данные будут должным образом защищены. Компании должны подкрепить свои заявления делами, добровольно предоставляя данные в защищенных репозиториях, обеспечивая дальнейшее их существование и расширение.
Шаг 4
Анализ и применение данных. В совместном использовании данных самое важное не данные как таковые – самой важной является полезная новая информация, которую из них можно получить. Частные компании могут предоставлять свою экспертизу, чтобы помочь раскрыть эту информацию. Существует достаточно обнадеживающих примеров частно-правительственного сотрудничества в области мобильного доступа. Инициатива в городе Атланта «Сделаем дороги безопасными вместе» (Together For Safer Roads) объединила данные муниципалитета и частные данные в интерактивной панели мониторинга, это помогло городским чиновникам кардинально повысить безопасность движения. Такие компании, как Ford, Uber и Lyft, стали партнерами системы SharedStreets в разработке и поддержке инструментов для улучшения городских перевозок.

По мере расширения вариантов использования мобильного доступа будет расти и инфраструктура мобильных данных. Как отмечает Национальная ассоциация городских служащих транспортной отрасли (the National Association of City Transportation Officials), «сейчас существует широкий ряд услуг, стандартов и форматов для сбора и анализа данных и управления ими». Частный сектор может многое сделать для их оптимизации.
В течение последнего десятилетия частный сектор создал невероятные инновации в технологиях мобильного доступа. А значит, следующими могут быть не менее потрясающие инновации, касающиеся данных мобильного доступа.
Система SharedStreets сотрудничает с транспортными сетевыми компаниями, в частности Uber и Lyft, чтобы помочь городским чиновникам понимать типичную картину пассажирских перевозок.
Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].