Офисные будни: о четырехмерном мире в рабочем пространстве
Чему учит книга «Спитай у керівника, як працювати з нетямущими колегами й босами, які крадуть ваш робочий час»

Работа вдохновляет, истощает, вознаграждает, разочаровывает, движет вперед, вгоняет в депрессию, открывает новые горизонты и вообще делает с нами почти все, что ей заблагорассудится. Но как не превратиться в ее жестких руках в куклу, которую будут дергать за нитки?
Бэкграунд. Элисон Грин, автор нон-фикшен бестселлера Ask a Manager, начинала с ведения одноименного блога, где освещала проблемы, которые обычно подстерегают нас на работе. Но проблем в этой области было так много, что Элисон не могла со всеми справиться в блоге, и в результате он превратился в ресурс Ask a Manager. А дальше информация оказалась столь актуальной и так всех интересовала, что стала напоминать полноводную реку, поэтому Грин решила написать книгу. И она сразу же оказалась настолько популярной, что журналисты начали называть Элисон «Дорогая Эбби из мира труда».
«Эта книга создана благодаря помощи многих людей», – признается автор, которая действительно приводит примеры многих людей, и особую благодарность выражает своим родителям, «которые научили ее защищать себя и позже глубоко раскаялись в этом».
Блестящая и остроумная молодая писательница, консультант, колумнист классифицирует, анализирует, подбирает различные варианты и дает советы. А значит, у тех, у кого эта книга будет лежать на рабочем столе, есть шанс стать хоть немного мудрее. По крайней мере, чтобы это произошло, Элисон очень постаралась.
Оригинальное название: Ask a Manager How To Navigate Clueless Colleagues, Lunch-Stealling Bosses, and the Rest of Your Life at Work
Издательство: Vivat, Харьков
Тираж: 3300 экземпляров
Сюжет. Жизнь на работе обычно держится на четырех слонах: отношениях с руководством, взаимоотношениях с коллегами и подчиненными и умении, если что, презентовать и отстаивать свои интересы в поисках новой работы. И вот на этих четырех слонов Элисон Грин в книге ловко накинула уздечки из советов, которые помогут чувствовать себя уверенно.
Советы: во время разговора с начальником
«Разговоры с начальником могут вызвать стресс, даже если они имеют повседневный характер», – пишет автор, и с ней почему-то не хочется спорить.
Она советует обращаться к нему как к нормальному человеку, а не члену королевской семьи или ужасному людоеду. Вести себя не эмоционально, а, выясняя что-либо, начинать с фразы: «Я понимаю, что могут быть причины, которые мне неизвестны». Пытаясь выбить для себя какую-то уступку, убедить его, что это – временно, и вообще хитро маскировать свой интерес за витриной организации. Если же он внезапно начнет кричать – не воспринимать это как личное. «Крик характеризует не вас, а того, кто кричит», – мудро замечает Элисон, но все же рекомендует поставить его на место просьбой не разговаривать в таком тоне.
Проанализировав множество разных случаев, автор дает конкретные рекомендации, как вести себя, чтобы получить более высокую зарплату, успеть с дедлайнами, стать невидимкой во время отпуска, что делать, когда шеф позволяет непристойные шутки и даже когда (вот негодяй!) крадет ваши обеды. Словом, после описанных случаев у вас есть шанс посмотреть на своего начальника более дружелюбно, чем прежде.
Советы: во время разговора с коллегами
Обычно коллег, как и соседей, не выбирают. Они такие, какие есть. Бывают среди них и отрицательные персонажи. Чем это грозит? «Пребывание рядом с источником постоянного негатива очень истощает и может обострить восприятие трудностей, превратив маленькие проблемы в большие», – резюмирует «дорогая Эбби».
Поэтому автор выбрала конфликтные офисные моменты и сопровождает их советами. Это ситуации, когда вас «грузят» лишней работой, назойливо расспрашивают о личном, когда у вас аллергия на духи коллеги, а вы не знаете, как об этом сказать. А также, когда коллега не отвечает на ваши электронные письма, пишет о вас в блогах всякие гадости, хочет, чтобы вы дружили в соцсетях, зовет вас на свидание, а вы этого не хотите, говорит навязчиво на политические темы. Среди советов – даже как вести себя, если вы сами напились в стельку во время вечеринки. Правда, некоторые советы Элисон выглядят наивными, например, как вот этот, который должен заставить многословного сотрудника говорить кратко: «У меня есть только минута, и я хотела быстро спросить тебя о...». Ага, но об этой одной мифической минуте разговорчивый коллега слышал миллион раз и уже адаптировался.
Главный совет, о чем люди часто забывают, – это проявление эмпатии к человеку, которого увольняют: «Люди, пережившие увольнение, могли бы вам сказать, что одним из самых странных моментов в этом было равнодушие сотрудников, даже не зашедших попрощаться, хотя с некоторыми из них они годами работали бок о бок».
Советы, если начальник – вы
«Это не значит, что вы должны быть негодяем. На самом деле все наоборот: вы наделены авторитетом, следовательно, имеете значительный контроль над сотрудниками, поэтому обязаны быть добрым и сочувствующим», – на всякий случай предупреждает автор.
Самое сложное во всей этой ситуации – находить баланс. С одной стороны, вам могут сесть на голову, если вы очень добренький, с другой – плохо реагируют, когда с ними обращаются как с роботами.
Поэтому поиск баланса сопровождается советами в таких ситуациях, как: зависание подчиненных в соцсетях; неприятие друг друга, а порой и слезы; несоблюдение делового стиля в одежде; запахи тела; хронические опоздания; постоянное несчастное выражение на лице; неумение брать на себя ответственность; сексистская и возрастная дискриминация.
Но поиск баланса необходим даже тогда, когда вы говорите своим сотрудникам «Извини!», ведь если это делать часто, то они будут думать, что вы не можете выполнять свои полномочия.
Автор также советует, как и что говорить своей команде, когда вы кого-то уволили. И что сказать вашим подчиненным, когда увольняетесь вы. Ведь, как известно, нет ничего вечного под солнцем.
Советы: о чем говорить на собеседовании
И вот это случилось – вы в поисках работы. Самый главный совет: чувствовать себя полноценно, общаясь со своим интервьюером. Потому что, пока он пытается понять, подходите ли вы им, вы должны для себя решить, подходят ли они вам. Важно помнить, что никто вам услугу не оказывает, это деловой разговор, где пытаются определить, поможете ли вы с решением определенной бизнес-проблемы.
Разные ситуации – разные рекомендации: что делать, если вы опаздываете на собеседование, если в вашем резюме ошибка, если к вам плохо относятся, как отзываться о своем предыдущем начальнике – честно или дипломатично. Как реагировать, когда вас просят что-либо сделать бесплатно, когда вам не говорят о зарплате, давят, чтобы вы сразу на месте соглашались на работу и много других всевозможных «если», которые могут возникнуть и существенно повлиять на ситуацию.
Вам понравится, если: вы любите конкретику, ведь автор рассказывает о жизненных ситуациях и публикует письма читателей. Среди преимуществ – вариативность, когда приводится несколько вариантов реплики или ответов в каждой ситуации, которые можно подобрать под свое видение или характер.
Что важно, книга учит формулировать свои просьбы исходя из личного комфорта. Нам, людям страны с тоталитарным прошлым, это порой очень необходимо.
Вам не понравится, если: вы не любите книжные советы, а предпочитаете учиться на собственных ошибках. Ну что ж, у каждого свой выбор. Не хватает в книге и психологических советов, ставка здесь сделана скорее на многообразие жизненных ситуаций.
Главная причина прочитать: в Украине почти не говорят о моббинге – притеснениях на рабочем месте. Тогда как в Европе и США эта тема поднимается очень часто. У нас же в Трудовом кодексе этот термин отсутствует, равно как и правовые регуляторные механизмы. Книгу стоит прочитать и потому, чтобы еще раз над этим всем задуматься.
В общем же эти советы можно применять в различных сферах жизни, не только на работе. Главное, брать за основу настрой на доброжелательность и сотрудничество, а не противопоставление.
«Умение выражать свои мысли уважительно, но четко – залог счастливой, приятной и спокойной жизни как на работе, так и в личных отношениях», – убеждает автор.
В том же духе:
«Коротко і по суті. Мистецтво розставляти пріоритети» Грег Маккеон
Автор – 42-летний британец Грег Маккеон – оратор, консультант по вопросам лидерства и бизнеса, а также автор статей для The New York Times. Его книга «Коротко и по существу» стала бестселлером The New York Times и The Wall Street Journal. Концепцию эссенциализма, описанную в этой работе, успешно применяет персонал таких известных компаний, как Google, Facebook, Twitter, LinkedIn и другие.
Книга Грега Маккеона учит сосредотачиваться в жизни на главном и не отвлекаться на всякий «хлам», экономить свои силы и энергию. Она – о том, что важно выбирать одну большую цель и двигаться к ней, отсекая все второстепенное. В общем книга учит «жить с решетом»: говорить «нет» там, где это нужно, не увязать одновременно в выполнении 20 заданий, правильно расставлять приоритеты, в общем познавать и принимать себя.
«Сила позитивного Ні. Як сказати «ні», але зберегти угоду і стосунки» Вільям Юрі
Оказывается, можно сказать «нет», и все равно остаться приятным и любезным. Такое открытие делает в своей книге Уильям Юри. Кто же он, этот остряк?
Уильям Юри – специалист по ведению переговоров, лектор и автор бестселлеров, а также руководитель Всемирной программы переговоров (Global Negotiation Project) в Гарвардском университете. Он выступал медиатором в различных конфликтах: от забастовок на предприятиях до гражданских конфликтов в различных странах.
В книге говорится о важности «нет» как инструмента самозащиты, о том, как говорить «нет» любезно, но твердо, как уважать другую точку зрения и противостоять манипуляциям. Поэтому, чтобы добраться до «да», нужно уметь вовремя сказать «нет». Очень нужные навыки в нашей современной бурной жизни.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].