Семь дней нефти и газа: бедность в генах, «американский Коломойский», IPO по-саудовски и реформы как электоральное самоубийство
Дайджест самых важных и увлекательных сюжетов в мировом нефтегазовом бизнесе и энергетике за неделю

Как всегда, по понедельникам Mind знакомит читателей с наиболее захватывающими сюжетами, которые волнуют глобальную индустрию, связанную с производством и торговлей энергоресурсами.
Сегодня в выпуске:
Вызов – топливная бедность и генетика
Конфликт – что общего у любимого миллиардера Трампа и Игоря Коломойского
Партнерство – Саудовская Аравия в гонке за выживание
Интрига – когда правительству лучше реформировать энергорынок
Бонус – как сэкономить на электричестве и повысить производительность труда
Вызов недели: топливная бедность и генетика
Борьба с энергетической бедностью, когда люди с низкими доходами неспособны обеспечить себя топливными ресурсами, – один из приоритетов политики в странах ЕС и в Украине. Но ученые недавно пришли к неожиданному выводу: экономическое неравенство заложено в нашей ДНК. Как это можно изменить?
Основной критерий энергетической бедности в странах ЕС – это когда семья тратит более 10% своего дохода на оплату энергоносителей. Это социальное явление является проблемой как для развивающихся, так и развитых стран.
По данным Еврокомиссии, в 2018 году оно затрагивало интересы около 20% домохозяйств (или 50 млн семей) на территории ЕС. Поэтому в Брюсселе нарастает беспокойство: какие политические меры нужно предпринять для решения проблемы энергетической бедности.
Наиболее распространенный подход – снижение цен на энергоносители с помощью социальных тарифов, субсидий и установки счетчиков с предоплатой. Более усовершенствованный метод заключается в повышении энергоэффективности домохозяйств и распространении энергетической грамотности среди граждан, чтобы они понимали, как можно снизить затраты на отопление, электроэнергию и природный газ.
Финансовые стимулы, информирование и нормативно-правовое регулирование – в комплексе эти меры способны улучшить ситуацию в энергообеспечении, если адаптированы к экономическим, поведенческим и климатическим условиям конкретных стран и регионов.
Но на территории любой страны также существуют богатые (более развитые) регионы и бедные. В Великобритании, например, к последним сегодня относят Уэльс и Северо-Восточную Англию, которые раньше были основными угледобывающими центрами страны. Причинами неравенства их доходов часто называют технический прогресс и глобализацию.
«Теперь же стало понятно, что экономическое неравенство регионов совпадает с региональными же различиями в ДНК людей», – пишут в статье для The Conversation авторы нового исследования экономист Дэвид Хью-Джонс и генетик Абдель Абделлауи.
Их работа говорит о том, что социальный класс человека формирует его отношение к своим возможностям. А это, в свою очередь, влияет на сохранение классовой иерархии, которая передается из поколения в поколение. В то же время талантливые люди стремятся переезжать в большие города и перспективные регионы, чтобы жить рядом с подобными себе.
«Экономическое неравенство продолжит укореняться, если люди не будут делать поправку на свою природную наклонность путать внешнее впечатление от человека с доказательством его способностей», – отмечает Дэвид Хью-Джонс.
Конфликт недели: что общего у любимого миллиардера Трампа и Игоря Коломойского
Инвестиционный фонд Icahn Enterprises, принадлежащий легендарному трейдеру с Уолл-Стрит Карлу Айкану, четвертый раз за последние шесть лет терпит убытки, несмотря на рост фондового рынка. Стратегия инвестора, советам которого много лет доверяет президент США Дональд Трамп, больше себя не оправдывает.
Причина отрицательного результата Icahn Enterprises – в падении на 24% в текущем году стоимости акций компании Herbalife, пакет которых – второй по величине в инвестпортфеле Айкана. Но основной проблемой трейдера является его постоянная «медвежья» активность на фондовом рынке, пишет Forbes.
В свои 83 года Айкан по-прежнему с азартом наслаждается торговлей на финансовых рынках. В этом году он оказался в центре скандала с другим не менее легендарным трейдером Уорреном Баффетом – они устроили войну вокруг сделки по слиянию нефтяных компаний Anadarko и Occidental.
Айкан до сих пор не отказался от планов навязать через суд свои условия Баффету, который одержал победу на первом этапе противостояния.
Но куда более резонансный скандал, связанный с именем Айкана, случился в 2017 году, когда Дональд Трамп неожиданно назначил его своим советником по вопросам регулирования бизнеса. Должность была неофициальной, но позволяла почти открыто лоббировать законы, от которых выиграл бы собственный бизнес Айкана. Более того, она открывала возможности для финансовых спекуляций.
До выборов Трамп обещал бороться с коррупцией. Став президентом, он формально запретил назначать на должности, связанные с регулированием бизнеса, бывших лоббистов. Однако фактически допустил это, создав систему исключений. Когда управление по этике при Белом доме потребовало отчета, президент отказал, а глава управления вскоре подал в отставку. «Карл находился со мной с самого начала, он является одним из лучших в мире бизнесменов», – отметил американский президент.
Можно представить, как отреагировала на новость корпоративная Америка – по крайней мере та ее часть, которую не обошел вниманием известнейший рейдер и «один из самых алчных людей в мире» (в определении Чарльза Мейера-младшего, экс-президента несуществующей ныне авиакомпании TWA). «Карл Айкан много лет успешно пугал компании поглощениями, заставляя их руководство выкупать акции, ранее скупленные им, по завышенной цене, недоступной обычным акционерам», – пишет Конни Брук в своей классической книге «Бал хищников».
Безмерный азарт и дерзость, невольно переходящая в наглость – это те качества, которыми не только в США характеризуют Карла Айкана, но и в Украине – Игоря Коломойского. Аналогия напрашивается также в том, насколько специфические отношения связывают Карла Айкана с Дональдом Трампом, а Игоря Коломойского – с президент Украины Владимиром Зеленским.
Но пока слухи вокруг бывшего совладельца ПриватБанка в Украине только множатся, в США уже хорошо известны подробности того, как Айкан воспользовался своей ролью неофициального советника Трампа по вопросам регулирования бизнеса.
Айкан – основной акционер нефтеперерабатывающей компании CVR. И открытый противник правил, которые стоят ему дополнительных расходов, – например, части официальной программы поддержки возобновляемых источников энергии: цена вопроса только для CVR – сотни миллионов долларов в год. Он открыто добивался ее отмены. И когда получил от Трампа должность, потенциал для конфликта интересов был очевиден.
Когда подробностями заинтересовались журналисты (с активностью Айкана связали падение цен на особые финансовые инструменты на топливном рынке, что позволило ему сыграть на понижение), миллиардер подал в отставку. Это произошло незадолго до того, как расследованиео нем опубликовал New Yorker. Обвинения в адрес миллиардера – в конфликте интересов или незаконном лоббизме – развития не получили. Сам он все это отрицал.
Партнерство недели: Саудовская Аравия в гонке за выживание
Saudi Aramco опубликовала проспект эмиссии акций, в котором раскрыла дату подписки на IPO. Почему продажа акций больше выгодна государству, а не бизнесу компании?
Подписка на IPO крупнейшей нефтегазовой компании в мире откроется 17 ноября, а продлится до 28 ноября для розничных инвесторов и до 4 декабря – для институциональных.
Окончательный объем эмиссии станет известен 5 декабря. Но в проспекте сказано, что розничные инвесторы смогут купить не более 0,5% акций компании, что эквивалентно 1 млрд штук. Лимит для институциональных инвесторов неизвестен. Также по-прежнему не названы дата IPO, размер выставленной на продажу доли и примерная стоимость акций.
Несмотря на множество неизвестных, IPO Saudi Aramco, как ожидается, станет крупнейшим в мире. Размещаться акции будут на саудовской бирже Tadawul. Компанию поддерживают крупнейшие инвестбанки мира: Goldman Sachs, JP Morgan, Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch и ряд других.
По данным Reuters, в 2019 году компания намерена продать на рынке 1% своих акций, еще 1% будет продан в 2020-м. Всего на рынке будет размещено до 5% акций нефтяного гиганта.
Хотя наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман оценивал стоимость компании в $2 трлн, сегодня, по данным Bloomberg, Эр-Рияд исходит из более низкой оценки. В агентстве отмечают, что за 2% акций Aramco может получить около $40 млрд.
Вырученные на IPO средства Саудовская Аравия намерена направить на выполнение программы Vision 2030, предусматривающей развитие ненефтяного сектора экономики, чтобы подготовить страну к окончанию эры углеводородов.
Ранее предполагалось, что IPO Aramco пройдет как на саудовском, так и на внешних рынках. Вероятно, уменьшение предлагаемого к продаже пакета до 2% до конца следующего года просто позволяет замкнуть продажу на саудовских инвесторов. Но, возможно, королевство видит приоритет в достижении как можно более высокой капитализации компании, чем в выручке от IPO, пишет Financial Times.
В этом случае лучше действительно сделать упор на местных инвесторов (управляемость которых серьезно повысила проведенная наследным принцем в 2017 году спецоперация по борьбе с коррупцией). Целью подобной политики может быть превращение акций компании в весьма значительный инструмент залога под кредиты. В предыдущий период низких цен на нефть (в 1990-е) Саудовская Аравия была достаточно крупным заемщиком на мировом рынке капитала.
Интрига недели: когда правительству лучше реформировать энергорынок
Многие страны сейчас стремятся усилить национальную безопасность в условиях тотальных изменений правил игры в глобальной торговле энергоносителями. Основной акцент – на реформировании внутренних рынков. Но несмотря на потенциальные выгоды таких преобразований, они часто откладываются из-за опасений высоких политических издержек. Как такие издержки можно сократить? Ответ на этот вопрос есть у экономистов Международного валютного фонда.
Правительства многих стран, столкнувшихся с экономическими проблемами, неохотно идут на реформы. Ведь выгоды не проявятся сразу, проведение реформ может быть болезненным и непопулярным среди избирателей, а власти могут не иметь достаточного политического капитала, чтобы противостоять различным группам интересов. Но в МВФ нашли способ, как можно ограничить влияние негативных факторов.
Экономисты фонда изучили данные о состоянии экономики, регулирования и о реформах в 90 странах (29 развитых, 43 развивающихся и 21 с низким доходом на душу населения) в период с 1973 по 2014 год. Также они сопоставили информацию о реформах с последовавшими электоральными результатами в странах с демократическими и открытыми выборами (это сузило выборку до 66 государств). В результате была получена первая база данных, содержащая подобную информацию по достаточно большой выборке стран, отмечают исследователи.
Анализ показал, что экономические реформы действительно ассоциируются с политическими издержками, но не все и не всегда: имеет значение то, на каком этапе электорального цикла они реализуются.
«Реформы ведут к потере голосов избирателей на выборах – но только если начаты в предвыборный год», – заключают экономисты МВФ на основе анализа опыта 66 стран. Напротив, реформы, инициированные в начале электорального цикла, на перспективы следующих выборов не влияют. Это свидетельствует о близорукости избирателей и согласуется с эмпирическими данными о том, что эффекты от реформ реализуются постепенно, пишут авторы исследования. Доказательств того, что эффект от реформ значительно различается в зависимости от страны или идеологии правительства, не найдено.
Также в МВФ назвали несколько причин инерции реформ. Первая – власти часто не уверены, что именно следует делать. А при неопределенности по поводу того, что нужно, лучше не делать ничего, рассуждают экономисты МВФ. Вторая причина – стране может просто не хватать технических знаний для осуществления желаемой реформы. Третья: если необходимость в реформе вызвана слабостью или сбоем в экономике, правительство может предпочесть подождать, не решится ли проблема сама собой. Наконец, общества, точно так же, как и отдельные лица, склонны откладывать сложные решения, даже если знают, что бездействие увеличивает затраты в будущем.
Бонус: как сэкономить на электричестве и повысить производительность труда
Сокращенная рабочая неделя позволяет почти на четверть уменьшить потребление энергоресурсов.
Все больше и больше маленьких компаний по всему миру переходят на четырехдневную рабочую неделю. Теперь этот тренд начали перенимать и крупные корпорации. Японское подразделение Microsoft сообщило, что, после того как сотрудники стали работать только четыре дня в неделю, их продуктивность выросла на 40%.
Сокращенную рабочую неделю ввели в рамках эксперимента в августе этого года. 92% работников (всего в японском Microsoft их работает более 2000) сказали, что им понравилась экспериментальная программа. В заявлении компании говорится, что сотрудники, которые работают меньше, лучше выполняют свои обязанности.
В Microsoft установили правила, согласно которым встречи не могут длиться более 30 минут. Компания поощряла, если сотрудники отказывались от совещаний и решали рабочие вопросы онлайн. Кроме того, благодаря тому, что рабочая неделя стала короче, японское подразделение Microsoft смогло экономить больше электричества и других ресурсов. В частности, общее число рабочих дней сократилось на 25%, число напечатанных документов – на 58%, а объем потребленной энергии – на 23%.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].