Лас-Вегаса не будет: почему легализацию азартных игр поставили на паузу

Лас-Вегаса не будет: почему легализацию азартных игр поставили на паузу

Что не так с законопроектом об игорном бизнесе

Цей текст також доступний українською
Лас-Вегаса не будет: почему легализацию азартных игр поставили на паузу
Фото: pixabay.com

Верховная Рада в четверг, 19 декабря, не смогла принять в первом чтении проект закона о легализации азартных игр. Законопроект №2285-д получил 213 голосов «за» и 88 голосов «против», и его отправили на доработку.

20 декабря парламент заседал последний раз в 2019 году. Поэтому уже можно сказать, что депутаты провалили поручение Владимира Зеленского – решить вопрос с регулированием рынка азартных игр до 2020 года. Это расстроит не только президента, но и премьер-министра Алексея Гончарука вместе с министром финансов Оксаной Маркаровой: уже в новом году они рассчитывали получить от легализации игорного бизнеса от 3 до 9 млрд грн.

Как шла работа над законопроектом? Mind уже писал, что Кабинет Министров в октябре зарегистрировал проект закона о легализации азартных игр под №2285. Его ключевые положения: дать возможность размещать казино только в «пятизвездочных» отелях; выделить онлайн-букмекерам и казино максимум 10 лицензий, а на лотерейный рынок допустить всего одного оператора; для надзора создать специальную Комиссию по развитию и регулированию азартных игр, которая будет подчинена Кабмину.

Законопроект был раскритикован экспертным сообществом и участниками лотерейного рынка. Прежде всего, за множество технических нестыковок. Например, он не дает четкого понимания, будут или нет допущены к организации азартных игр иностранные компании, как будет происходить налогообложение выигрышей. Неясно также, по какому принципу распределены квоты на выдачу лицензий и почему законодатели хотят монополизировать лотерейный бизнес.

Представители Антимонопольного комитета, к примеру, заявили, что законопроект смешивает азартные игры и лотерейную деятельность, что может привести к дальнейшему уходу этого сектора в «тень».

Впрочем, доработкой законопроекта в течение более чем двух месяцев, по сути, никто не занимался. По данным источников Mind в парламенте, правительственная концепция реформирования игорного рынка не нашла поддержки среди депутатов и, в том числе, у членов профильного комитета по налоговой, таможенной и финансовой политике. В частности, глава комитета Данил Гетманцев сообщил изданию, что в принципе отказался участвовать в обсуждении этого законопроекта.

Читайте также: Ставки сделаны: что принесет Украине легализация букмекерства

Какие были альтернативы? К началу декабря в Раде было зарегистрировано семь альтернативных законопроектов на тему азартных игр. Что примечательно, шесть из них подали представители правящей партии «Слуга народа», и только один – под №2285-5 – депутаты от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь».

Причем, документ от ОПЗЖ, который зарегистрировали Наталья Королевская и Юрий Солод, направлен не на легализацию азартных игр, а на сохранение моратория на их проведение. Королевская и Солод настаивают на усилении ответственности за нарушение этого запрета, а также предлагают обязать Кабмин в случае принятия закона в месячный срок после вступления его в силу разработать и принять лицензионные условия проведения лотерейной деятельности в Украине.

Законопроекты от депутатов «Слуги народа» похожи между собой как две капли воды. Более того, многие их нормы дублируют законопроект Кабмина №2285.

Например, согласно законопроекту №2285-1 авторства Олега Марусяка, все субъекты рынка будут получать лицензии посредством электронного аукциона (такую же модель предложило и правительство). Ограничения на количество лицензий для казино нет, но размещение возможно только в отелях уровня «пять» звезд с количеством номеров от 50.

Для букмекеров будет предусмотрено 80 лицензий, каждая из которых дает право на размещение пяти букмекерских пунктов. Игровые автоматы могут размещаться как в отелях, так и в нежилых помещениях площадью от 100 кв. м. Всего в Украине может быть до 40 000 игровых автоматов.

Стоимость лицензий: для казино – 10-50 тыс. минимальных зарплат (МЗП); для онлайн-казино – 1600 МЗП; для букмекеров – 30 000 МЗП; для игровых автоматов – 900 МЗП; для покерных клубов – 1500 МЗП.

На субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры без лицензии, налагается взыскание в виде штрафа в двойном размере платы за лицензию, а полученный доход полностью уходит в госбюджет.

Законопроект №2285-2 депутатов Романа Мулика и Вадима Струневича – один из самых либеральных. Как таковых ограничений на количество лицензий в сфере азартных игр – нет, в том числе и для лотерейной деятельности.

Организатор азартных игр должен быть создан на территории Украины, данные о необходимой минимальной сумме уставного фонда – отсутствуют. Лицензии будет выдавать уполномоченный орган без аукционов – специальная Комиссия по надзору за рынком. Процедура выдачи лицензий – платная, от 10 до 750 МЗП в зависимости от вида деятельности. Еще будет и плата за саму лицензию.

Стоимость лицензии на лотерейную деятельность, на игры, которые предполагают ставки на случайные события – 6500 МЗП на пять лет и 13 000 МЗП на 10 лет; для игровых автоматов – 650 МЗП на пять лет и 1300 МЗП на 10 лет; для казино – 3900 МЗП на пять лет и 7800 МЗП на 10 лет; для азартных игр онлайн – 6500 МЗП на пять лет и 13 000 МЗП на 10 лет; на производство и продажу игрового оборудования – 6500 МЗП на пять лет и 13 000 МЗП на 10 лет.

Депутат Александр Дубинский в законопроекте №2285-3 предлагает установить плату за лицензии от 55 до 390 тыс. МЗП для казино; 80 000 МЗП для интернет-казино; 130-265 тыс. МЗП для букмекеров; от 19 000 МЗП для игровых автоматов; 1400 МЗП для покерных клубов. Срок действия лицензии – пять лет.

Модель регулирования лотерейного рынка в версии Дубинского озвучена довольно странно. Только лишь в заключительных положениях сказано, что все нынешние участники этого рынка до 1 января 2020 года обязаны прекратить свою деятельность.

Кроме того, упомянут некий Фонд поддержки медицины, спорта и культуры, который будут наполнять за счет лицензионных платежей участников рынка азартных игр (он фигурирует и в законопроекте Марусяка).

Самый «странный» законопроект зарегистрирован под №2285-7, он принадлежит авторству Анны Личман. Документ похож на конструктор Lego, который собран из норм проектов Кабмина и других депутатов. При этом в нем отсутствуют целые блоки и статьи, необходимые по логике.

Например, стоимость лицензии для казино – 12 400 или 18 700 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ПМ), для залов игровых автоматов – 3750 ПМ. Информация о цене лицензий для букмекеров и онлайн-казино отсутствует. Казино будут получать лицензии через аукцион, а как все остальные участники рынка – неизвестно.

В чем сходятся мнения авторов всех законопроектов, так это в том, что для регулирования игорного бизнеса нужно создавать отдельную структуру, некую комиссию, подчиненную Кабмину, с полномочиями проводить проверки и штрафовать за нарушения.

Что в итоге рассматривал парламент? Ни один из перечисленных законопроектов в сессионный зал так и не попал. Профильный комитет 18 декабря, накануне голосования, на скорую руку подготовил девятый законопроект №2285-д, в его основу легли предложения депутата Марусяка и Дубинского.

В документе сказано, что лицензии участникам рынка будут выдаваться после проведения аукциона. Казино допустят только в «пятизвездочные» отели с платой за лицензию в размере до 120 000 МЗП. Интернет-казино заплатят за лицензии до 12 500 МЗП, букмекеры – до 120 000 МЗП, залы игральных автоматов – 750 МЗП, покерные онлайн-клубы – 2500 МЗП, лотерейный оператор (он будет один) – 76 000 МЗП. Срок действия лицензий – пять лет.

Надзирать за рынком будет Комиссия по развитию и регулированию азартных игр. Помимо этого, появится система онлайн-мониторинга, предназначенная для отслеживания деятельности организаторов азартных игр. Также в финальном законопроекте осталась статья о Фонде поддержки медицины, спорта и культуры, который будет наполняться за счет участников рынка.

Перед голосованием Александр Дубинский назвал законопроект №2285-д «эпохальным» и заявил, что он прошел множество обсуждений в финансовом комитете. При этом депутат забыл упомянуть, что документ «родился» меньше чем за сутки до заседания Верховной Рады.

После Дубинского выступила Наталья Королевская, которая призвала депутатов не допустить возврата азартных игр в Украину, а вместо этого предложила «…предоставить сейчас правоохранителям все полномочия… для того, чтобы они искоренили из нашей страны это позор».

Раскритиковал законопроект и член парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат от «Европейской солидарности» Николай Княжицкий, назвав его примитивным. По мнению Княжицкого, главные недостатки – слишком мягкие условия для залов игровых автоматов, отсутствие барьеров, которые оградят от азартных игр в интернете детей, невнятный механизм финансирования того самого Фонда поддержки медицины, спорта и культуры.

Наибольшее число голосов – 200 – законопроект №2285-д получил от партии «Слуга народа», семь голосов дала депутатская группа «Доверие», три голоса – депутатская группа «За будущее» и еще столько же – внефракционные депутаты.

Впрочем, эксперты и некоторые депутаты, с которыми общался Mind, считают, что у законопроекта не было шансов. Во-первых, он крайне «сырой» и недоработанный. Во-вторых, есть сопротивление со стороны определенных лиц, которым невыгодно, чтобы «теневой» азартный бизнес вышел на «свет белый». В-третьих, крайне возмущены идеями монополизировать рынок и отдать его под крыло государства организаторы лотерей.

Как отреагировал президент? Владимир Зеленский, как и ожидалось, оказался крайне недоволен провальным голосованием за законопроект об азартных играх. «Не хотите играть по прозрачным правилам, работать цивилизованно и платить в бюджет? Что же, давайте по-другому. С сегодняшнего дня немедленно закрываем все игровые залы», – написал президент он в своем Twitter 20 декабря.

На его заявление моментально отреагировал премьер-министр Алексей Гончарук, который поставил задачу министру внутренних дел Арсену Авакову до 16:00 20 декабря закрыть все игорные заведения, которые функционируют под видом гослотерей.

«У нас запрещен игорный бизнес, но разрешены государственные лотереи. И под их видом они прикрываются. Мы думали, что будет разработан закон, который нормализует эту экосистему. Но когда мы поняли, что решение затягивается, мы по заданию президента решили поломать их юридическую конструкцию, и поломали», – объяснил Алексей Гончарук.

Арсен Аваков со своей стороны пообещал, что Нацполиция будет в срочном порядке исполнять поручение Кабмина.

Действия правительства и полиции поддержали организаторы лотерей. Представители оператора «М.С.Л.» согласны с тем, что многие компании просто мимикрируют под лотерейный бизнес, и их деятельность нужно прекратить. В то же время, в «М.С.Л.» считают, что Минфин должен разработать и внедрить новые лицензионные условия для операторов государственных лотерей, которые уберут любую возможность использовать лотереи для распространения незаконных азартных игр.

Что будет дальше? Представители игорного бизнеса, тем временем, выражают обеспокоенность тем фактом, что депутаты затягивают легализацию рынка азартных игр. В распоряжении Mind есть заявление Всеукраинского союза развития букмекерства, в котором сказано, что ни один из упомянутых законопроектов не имеет поддержки народных депутатов и общества. «Отсутствие единого подхода и мысли к легализации, борьба различных политических и бизнес-интересов приводит к тому, что целая отрасль находится в теневом секторе и приносит прибыль нелегальным организаторам азартных игр», – говорится в сообщении организации.

При этом букмекеры больше склоняются к законопроекту главы парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрия Наталухи, зарегистрированном под №2285-6, называя его наиболее сбалансированным и либеральным. Хотя анализ документа показывает, что он практически полностью дублирует проект Александра Дубинского.

По мнению Наталухи, организатором азартных игр может быть юридическое лицо с украинской регистрацией, размер уставного капитала которого равен или превышает сумму в 30 млн грн. Лицензии будут выдавать на аукционе. А рынок будет контролировать уполномоченный орган, подчиненный Кабмину.

Дополнительно от казино потребуют тратить на зарплаты сотрудникам не менее 5 млн евро в год, на рекламу – не менее 2 млн евро в год, на покупку товаров и услуг украинского производства – не менее 10 млн евро в год. Стоимость лицензий для казино – от 40 до 390 тыс. МЗП; для онлайн-казино – 15 000 МЗП; для букмекеров – 30 000 МЗП; для игровых автоматов – 9000 МЗП; для покерных клубов – 850 МЗП; для лотерейного оператора – 570 000 МЗП. Лотерейный рынок будет монополизирован, разрешены только государственные лотереи.

Опять-таки, есть упоминание о Фонде поддержки медицины, спорта и культуры, который будут наполнять за счет лицензионных платежей участников рынка азартных игр.

«Главные задачи, которые должна выполнить легализация игорного бизнеса – убрать игровые залы с улиц городов и поселков; создать такие условия, которые не влияли бы негативным образом на социальные объекты, объекты школьной инфраструктуры, детские сады и которые бы не стимулировали игроманию», – объясняет Наталуха. И добавляет, что по самым пессимистическим расчетам, минимальные поступления от легализации игорной отрасли составят около 30 млрд грн.

Александр Дубинский продолжает настаивать на том, что его совместный с Марусяком законопроект – самый оптимальный вариант. В документе, который представил Кабмин, Дубинского больше всего возмутила норма, разрешающая правительству создавать особые игровые зоны, что, по мнению депутата, может привести к неконтролируемому «размножению» казино и залов игровых автоматов. «Это чисто лоббистский закон», – заявил Дубинский.

В любом случае, депутатам не стоит откладывать вопрос с азартными играми в долгий ящик. И дело даже не в требовании президента, а в том, что проблема с нелегальным игорным бизнесом в Украине давно требует решения. И если законодатели все-таки смогут предложить работоспособную модель регулирования этого рынка – выиграют все. И государство, и общество, и бизнес.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно