Осторожно, смартфон: зачем и как собирают личные данные персональные гаджеты

Осторожно, смартфон: зачем и как собирают личные данные персональные гаджеты

Как смартфоны следят за перемещениями владельца и зачем это делается

Этот материал также доступен на украинском
Осторожно, смартфон: зачем и как собирают личные данные персональные гаджеты

Раньше, чтобы установить личность человека, надо было узнать, где находятся его дом и место работы. С появлением смартфонов, удобных приложений и других «благ цивилизации» получить информацию о частной жизни лица, его конфиденциальных данных значительно проще, утверждают авторы специального материала The New York Times.

Mind предлагает проанализировать его основные положения и узнать, насколько «большой брат следит за тобой».

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

То, что данные о местонахождении являются анонимными – это «абсолютно ложное утверждение», и оно подкрепляется многими исследованиями, поделился Пол Ом, профессор права и исследователь, занимающийся вопросами защиты личных данных в Центре права Джорджтаунского университета, в материале «Точную продольную геолокационную информацию, которая действительно является точной, невозможно обезличить».

Однако компании продолжают утверждать, что данные являются анонимными. В рекламных материалах анонимность является главным коммерческим аргументом, развеивает обеспокоенность «тотального контроля».

Чтобы дать оценку этим заявлениям компаний, мы решили попробовать отследить людей, занимающих руководящие должности. С помощью общедоступной информации, например, о домашнем адресе, мы смогли легко определить, а затем отследить многих известных лиц. Наблюдая за тем, как маячки двигаются по карте, мы отслеживали кто, где и когда был.

Мы собрали столько информации, что могли бы легко вызвать скандал и привлечь кого-то к уголовной ответственности, но собирать компромат не было нашей целью. Нам нужны были документальные доказательства того, что регулирование в области внешнего наблюдения недостаточно.

Проводя свои поиски, мы использовали только один массив данных, полученный от одной компании, сосредоточенный на одном месте, которые охватывают период менее одного года. Компании, работающие с данными о местоположении, ежедневно собирают на порядок больше информации.

Обычно они используют и другие источники информации. У нас не было идентификаторов получателей мобильной рекламы, которые рекламодатели часто используют вместе с демографическими данными, например, домашние почтовые индексы, возраст, пол, даже номера телефонов и электронные адреса. Когда наборы данных сочетаются, риск для приватности увеличивается.

Большинство людей, за которыми мы следили и о которых собирали данные, сказали, что внимательно относятся к тому, чтобы не предоставлять доступ к данным о своем местонахождении. Однако они не смогли сказать, какое именно приложение с их смартфона могло собирать такую ​​информацию. Компании, собирающие данные, говорят, что пользователи дают согласие на отслеживание, когда соглашаются предоставить доступ к своей локации. Но сообщения на экранах о предоставлении согласия почти никогда не объясняют, как эти данные собираются и продаются. Во всем мире каждый день на этих данных наживаются десятки компаний. Перечень таких компаний постоянно меняется, и точно определить их кажется невозможным.

Если частные компании легально собирают данные о местоположении, они могут свободно распространять их или обмениваться ими любым образом. Требования по раскрытию компаниями информации о том, как и какие данные они собирают, минимальны. Компании должны только описать, как они используют эти данные в своей политике конфиденциальности, обычно являющейся трудным для понимания юридическим документом, который мало кто читает, и еще меньше людей его понимает.

Сломать можно все

А вообще важно то, что ваша информация действительности не является обезличенной? Компании, которые занимаются сбором данных о местоположении, утверждают, что ваши данные в безопасности, поскольку они хранятся на защищенных серверах. Эти гарантии были подорваны после ряда обнародованных фактов нарушений безопасности данных – не говоря уже о нарушениях, которые широко не освещались в прессе. Откровенно говоря, конфиденциальную информацию можно запросто передать другим или раскрыть.

Мы постоянно предоставляем данные, например, когда бороздим интернет-пространство или делаем покупки, используя кредитные карты. Данные о местах, где мы бываем, мгновенно используются для вывода целевой рекламы или сообщений, но потом их неограниченно используют для получения других выгод.

Данные о местоположении также собираются и передаются вместе с идентификатором мобильной рекламы, который считается анонимным и содержит около 30 цифр, позволяет рекламодателям и другим предприятиям добавлять свою рекламу в любых других приложениях. Идентификатор также используется для связывания маршрутов местонахождения с другой информацией, например, с вашим именем, домашним адресом, электронной почтой, адресом, номером телефона или даже идентификатором вашей сети Wi-Fi.

Многие приложения в смартфонах получают и передают данные о местоположении через так называемые пакеты – небольшие программы для разработки программного обеспечения, например, приложение о погоде, которое, кстати, прекрасно работает и без точных данных о местоположении. Эти пакеты встраивают в тысячи программ, например, в Facebook, Google, Amazon и тому подобное.

Приложения в смартфонах фиксируют каждый шаг, но стоит ли жертвовать приватностью своих данных ради услуг, предлагаемых приложениями? Речь идет об огромных объемах данных. И никто действительно до сих пор не понимает, для каких целей они используются.

Хотя эти точечные сигналы сами по себе не дают полной картины, многое можно понять, проанализировав дату, время и продолжительность пребывания в каждой точке.

Для некоторых людей – жертв ненадлежащего использования данных, риски могут быть существенными. Ведь неизвестно, какие сделки или отношения определенные лица хотели бы замолчать либо скрыть от друзей, семьи, работодателей или правительства.

Обережно, смартфон: навіщо і як збирають особисті дані персональні гаджети

Понятно также и то, что публичных людей, знаменитостей или журналистов будет легко держать на крючке. Их частная жизнь может стать предметом еще более пристального контроля.

Крупные компании, работающие с данными, заявляют, что они не продают подробные данные о местоположении, а используют их в качестве основы при проведении анализа, например, для определения того, зашли ли вы в магазин после того, как увидели соответствующую рекламу на своем мобильном телефоне.

Но некоторые компании все же продают детальные данные. Покупателями обычно являются компании, торгующие пулами данных, рекламные компании, финансовые учреждения, компании, которые занимаются геопространственным анализом, и инвестиционные компании. Цена может достигать более $1 млн за один транш данных.

Данные могут переходить из рук в руки почти в реальном времени, настолько быстро, что информация о местоположении может передаваться с вашего смартфона на серверы приложений и дальше – третьим сторонам, за миллисекунды. Вот почему, например, пройдя мимо автосалона, вы можете позже увидеть рекламу нового автомобиля.

Эти данные затем могут перепродаваться, копироваться, использоваться с нарушением авторского права или ненадлежащим образом. И защитить их уже никак невозможно.

Святой Грааль для маркетологов

Если эта информация такая секретная, почему вообще ее собирают?

Для брендов важно следить за каждым шагом человека, ведь тогда они будут лучше понимать «карту покупательского поведения» – каждый шаг цикла, с момента, когда человек увидел рекламу, до приобретения товара. Это Святой Грааль рекламного бизнеса.

Политические кампании могут анализировать интересы и демографические характеристики участников митингов и использовать эту информацию для формирования своих идеологических посланий, чтобы манипулировать отдельными группами. Для правительств стран это может стать новым инструментом для распознавания протестующих.

Однако данные о местонахождении, полученные на базе точечных сигналов, также имеют определенные преимущества для общества. Государственные органы могут использовать данные как базы для совершенствования транспортных сообщений, для исследования эпидемий, стихийных бедствий и демографических вопросов.

Пока ясно одно: у нас самая совершенная система наблюдения в мире. Эта система не была создана целенаправленно. Она сформировалась как следствие технологического прогресса и погони за прибылью. Ее построили, чтобы зарабатывать деньги. Лучшей хитростью, к которой когда-либо прибегали техногиганты, является то, что им удалось убедить общество, что наблюдение осуществляется для его же блага.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате