Научить Украину: что такое образование эпохи «цифрового капитализма»

Научить Украину: что такое образование эпохи «цифрового капитализма»

И как это работает в странах-лидерах глобальной экономики

Цей текст також доступний українською
Научить Украину: что такое образование эпохи «цифрового капитализма»

Mind начинает публичную дискуссию о пути реформ и того, как можно использовать потенциал либерализации экономики. Редакция максимально упрощено попытается изложить проблематику в серии публикаций, подготовленных при поддержке Международного фонда «Возрождение». Основная цель сотрудничества – популяризация знаний о взаимосвязи между либеральными реформами и благосостоянием граждан.

Мы поставили перед собой несколько задач:

  1. Собрать все инструменты, которые в современном мире доказали свою действенность для реального улучшения благосостояния населения в краткосрочной перспективе.
  2. Доступно изложить дорожную карту мер, которые способны генерировать рост медианного дохода в целом по стране, а не только определенного круга лиц, приближенных к государственным активам или монополиям.
  3. В общем очертить пул реформ, которые на материале рассмотренных нами кейсов реально сказывались на кошельках людей в отдельных странах в течение последних двух-трех десятилетий.

Первый материал будет касаться трансформации в сфере общего образования в странах – лидерах экономического развития. Мы попробуем провести корреляцию между введением образовательных инноваций и системной поддержкой образовательных реформ правительствами отдельных стран – с одной стороны, и улучшением инвестиционного климата, расширением национального рынка труда и, наконец, ростом благосостояния населения в этих странах – с другой.

Вторая публикация будет представлять собой анализ типологически близких к Украине стран по предмету экономических реформ и системной трансформации финансово-экономического сектора. Прежде всего – дерегуляция, детенизация, уменьшение веса государства как игрока коммерческого рынка и упрощения налогового администрирования.

Соответственно проследим краткосрочный и среднесрочный эффект от рассмотренных реформ для кошельков рядовых граждан. А также – выложим динамику средневзвешенных показателей социально-экономического роста.

Третий материал будет охватывать прямую и опосредованную связь между защитой гражданских ценностей и либеральных свобод и соответствующим ростом социально-экономического комфорта в странах развитой демократии – тех, которые служат своеобразным «бенчмарком» для Украины.

Речь пойдет о опосредованной взаимосвязи между ростом уровня гражданских свобод в отдельных странах, развитием институтов демократии и показателями благосостояния граждан.



В конце 2019 года были обнародованы результаты исследования по программе международного оценивания учеников PISA, проведенного годом ранее. Программу с 1997 года координирует Организация экономического сотрудничества и развития (OECР). Это авторитетное международное исследование качества образования, в котором последний раз приняли участие более 600 000 школьников из 79 стран, причем Украину в него включили впервые.

Результаты для нашей страны оказались неутешительными. Отечественные 15-летние ученики набрали значительно меньшее, чем ожидалось, количество баллов по трем оцениваемым компетенциям: в чтении, математике и естественных науках. Особенно значительным оказалось отставание в области математики – дисциплине, где заложены основы экономического устройства современного мира. Причем результаты учеников из городских и провинциальных школ отличались на порядок – и не в пользу последних.

А значит, украинская образовательная модель существенно отстает не только от показателей развитых стран мира, но и от многих соседних государств, которым СССР «завещал» свое гуманитарное и экономическое наследство.

Почему произошла такая ситуация и можно ли ее исправить, попытался разобраться Mind.

Что получили в наследство?

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»
Фото: pixabay

Живучесть советских социально-экономических шаблонов сыграла с независимой Украиной злую шутку. Их давление до сих пор ощущается во многих сферах государственной системы, в частности в среднем образовании. Поэтому стоит вспомнить, из чего состоит этот исторический багаж и каким образом сдерживает прогрессивные течения среди педагогов.

Украина 80-х годов ХХ века была индустриальной экономикой в худшем смысле этого понятия – с административным жестким планированием, ориентацией на градообразующие отрасли и фокусировкой на тяжелую и добывающую промышленности, крайне инертными с точки зрения реакции на вызовы глобального рынка.

Это была экономика, рассчитанная на мобилизацию производственных мощностей в условиях тотальной войны, поэтому отличалась игнорированием нужд потребительского рынка, который в наше время создает наибольшее количество рабочих мест и генерирует развитие среднего класса.

В Украине было налажено качественное строительство грузовых самолетов и реактивных двигателей широкого профиля. Но это были единичные ниши, где конкуренция на мировых рынках хоть как-то позволяла стране конца 80-х – начала 90-х растить собственные профессиональные кадры и балансировать в технологическом тренде. Однако в других отраслях формировался растущий отрыв от реалий мирового рынка и капиталистических рычагов мотивации.

Если не считать авиа- и ракетостроения, практически все без исключения государственные научно-производственные активы Украины оставались крайне анахроничными. В начале 90-х жесткая ориентация на госзаказ стала питательной средой для системной коррупции даже там, где еще можно было ожидать экономического прорыва. Это лишь ускоряло вымывание высокотехнологичных кадров, усиливая отставание Украины от мирового рынка в целом.

Весь этот комплекс факторов объясняет, почему советская, а впоследствии украинская экономика не в состоянии была реагировать на глобальный рыночный спрос и инновации. А именно эта проблема спроса и инноваций определяет теорию и практику подготовки кадров, формирует шаблоны не только профильной – высшей, но и общей системы образования.

Современная рыночная экономика, в отличие от советской, запрограммирована на экспансию, а следовательно, требует длинной «скамейки запасных» профессиональных кадров. Ее заинтересованность в развитии человеческого ресурса и систем его мотивации имеет абсолютно иную природу, чем при «социалистической» экономике, где право на труд является более приоритетным, чем право на материальное вознаграждение за эту же работу.

Заинтересованность бизнеса в квалифицированном персонале запускает эффект домино в системе образования в нисходящей – от специализированных вузы до начальной школы. А это в свою очередь стимулирует социальное развитие нации как таковой, ведь именно на базе начального и среднего образования закладываются гражданские ценности и формируется остов поколения, чуткого к инновациям. И так создается национальный запрос на либеральные реформы и институты гражданского общества.

Остановимся на гражданском обществе. Это второй важнейший фактор, отвечающий за инновации в сфере образования. Следует признать, что «революционное десятилетие» (2004–2013 года) сказалось ощутимым повзрослением в Украине гражданского общества. Мы лишились сантиментов  по поводу тоталитарного прошлого, научились защищать идейные ценности и диктовать политикам новую политическую «адженду».

Тем не менее присущий украинцам «поколения Майданов» потенциал роста был существенно заторможен по двум, на наш взгляд, причинам. Первая: фактическая несменяемость политических элит в Украине. Это позволяло коррупционной паутине регенерироваться быстрее, чем гражданское общество успевало обновлять сами институты власти.

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»

Вторая: отсутствие процессов, направленных на развитие человеческого потенциала на социальном уровне – прежде всего это касается реформы базового школьного образования.

Того самого, чьей целью должно было стать формирование на системном уровне гражданина, полноценного субъекта демократического социума, осознающего свои гражданские права и способного конкурировать на рынке труда – не только национальном, но и глобальном.

Гражданина, имеющего нулевую толерантность к коррупции, стремление менять анахроничную социальную элиту и готового взять личную ответственность за соблюдение в своем государстве конституционных прав. Именно от этой задачи украинская школа удивительным образом отказалась. И даже не ставила такую целью ни в 1990-е, ни в «межмайданный» период – в 2004–2013 годах.

Фактор внешней агрессии в 2014-м привел к фрагментарным изменениям, направленным на отсечение советской «пуповины». Однако в основном только по форме, а не по сути.

Суть остается той же. Полученные на школьной скамье знания, за редким исключением, малоприменимы в реальной практике функционирования бизнеса или же организации того же гражданского общества. И это еще раз кристаллизует шаблоны советской эпохи с ее презрением к индивиду, подозрительной трактовкой инноваций и полным отсутствием запроса на системные реформы.

По крайней мере примеры, когда бы выпускники вынесли из школьных курсов знания о том, как и из каких источников формируется госбюджет страны, откуда берутся пенсии, почему ОСМД надежнее ЖЭК, почему платить налоги важно для безопасности страны и в чем заключается взаимодействие государства и бизнеса – до сих пор являются лишь единичным исключением, чем обусловленным современностью правилом.

Частично именно из-за отстраненности школы от системного формирования гражданского общества за почти три десятилетия независимости Украины мы так и не стали свидетелями смены политических элит. Более того – не сформировали консолидированного национального приоритета, что, в частности, сделало Украину уязвимой перед кризисом 2014 года. И в это тоже есть весомый вклад архаической модели общего среднего образования.

Тот же клубок проблем обусловил постепенное вымывание из Украины креативного класса – печально известный «отток мозгов», а также затормозил процесс приватизации предприятий государственного сектора – главного источника коррупции и анахронизма.

Укорененность советских социально-экономических и социокультурных моделей до сих пор не позволяет Украине осуществить полноценные реформы, которые соседи из бывшего соцлагеря начали еще в 1990-е, и в настоящее время эти страны уверенно развиваются в рамках экономических структур ЕС.

И следует признать, что одним из системных факторов этой проблемы является анахроничная и практически закрытая для инноваций система образования – начального и среднего. Ведь именно здесь формируется социальный профиль каждого члена общества, его понимание инструментов защиты своего конституционного права. В частности, права на экономическое и гражданское влияние на власть.

У кого учиться?

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»
Фото: pixabay

На примерах образовательной трансформации других стран попробуем проанализировать, насколько инновации или их отсутствие в средней школе сказываются на инвестиционной привлекательности национального рынка. Даже несколько рассмотренных кейсов дают понимание того, насколько глубокая онтологическая связь существует между реформой образования в отдельных странах и уровнем благосостояния их граждан. А также – в каком направлении следует двигаться украинскому образованию, чтобы ожидать роста благосостояния хотя бы в следующем поколении.

Прежде всего покажем кейсы, которые наглядно показывают опосредованную связь между изменениями образовательных моделей, постоянным воплощением инноваций в сфере образования – с одной стороны, и непрерывным ростом благосостояния населения и развитием среднего класса – с другой. Каждый из ниже рассмотренных примеров мог бы в том или ином ключе служить образцом для трансформации образования в Украине.

Эстония

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»

Эта страна представляет один из самых образцовых примеров трансформации образования на постсоветском пространстве. Еще в 1990-е эстонцы почувствовали, что едва ли не главной системной проблемой среднего образования в стране является «цифровой» разрыв между поколениями – педагогами и учениками.

С 1996 года правительство Эстонии ввело программу Tiger Leap, которая предусматривала интегрированное внедрение в школьную практику телекоммуникационных и компьютерных технологий. За три года курс базовых IТ-навыков прошли более половины школьных учителей в стране. Это также позволило педагогам русского языка и литературы получить дополнительную квалификацию, ведь количество преподавателей этих предметов было в условиях постсоветской Эстонии неоправданно большим.

IТ-грамотность педагогов мотивировала и самих учащихся участвовать в новых образовательных сценариях, уверяет Лариса Левандовская, учительница математики с почти 40-летним стажем из города Тарту.

«Были ситуации, когда учителя, люди в основном среднего возраста, не отличавшиеся модой в одежде и пониманием поп-культурних трендов, становились для учащихся фактически «апостолами» IТ-навыков, поощряли их углублять свои знания как в точных науках, так и по гуманитарным предметам. Происходило это путем широкого использования в учебных курсах различного рода мультимедиа. Престиж школьного учителя для эстонцев поколения конца 90-х – начала нулевых поднялся до беспрецедентного уровня. И именно это поколение учеников впоследствии было больше привлечено к государственным реформам и прорыву в экономике», – говорит она.

Для развития IТ-инфраструктуры средних школ правительство Эстонии делегировало на места широкие финансовые и административные полномочия. Школы сами структурировали учебный год в зависимости от специфики местной транспортной инфраструктуры. Были школы, которые сохранили разбивку года на четверти, а были такие, которые перешли на триместровый график, увеличив период каникул. В конце концов сами школы решали, как им оценивать учеников – вербально или письменно и какими учебниками или вспомогательными мультимедийными средствами пользоваться.

Все это происходило тогда, когда в Украине процветал ренессанс чисто советских образовательных шаблонов при министре Дмитрии Табачнике. Тогда в МОН определяли, сколько часов надо уделить изучению Хмельниччины, а сколько – росткам капитализма во времена Терещенко или освободительным «соревнованиям» времен УНР (при этом «щекотливых» тем вроде Сандармоха или Норильского восстания и все также рекомендовалось избегать...).

Зато в Эстонии образовательные реформы способствовали не только автономизации школ и диверсификации источников их материального обеспечения, но и процессам окончательного разрыва советских образовательных шаблонов, синхронизации преподавания школьных предметов с актуальными потребностями страны, неустанно интегрировавшейся в европейское сообщество и глобальный инвестиционный рынок.

Как результат, среди традиционных предметов очень быстро стали появляться различные спецкурсы по теории предпринимательства, навыкам построения проектных команд и понимания глобальных экономических трендов. И все это – в средней школе.

Результаты реформы были молниеносными. Через два десятилетия после внедрения инновационных образовательных моделей эстонские 15-летние ученики продемонстрировали самые высокие результаты в Европе в рамках Международного оценивания школьников – PISA.

Согласно авторитетному рейтингу Global Innovation Index, сегодняшние эстонские тинейджеры имеют один из самых высоких в Европе показателей так называемого креативного решения проблем. Такой же уровень нестандартного мышления в 2019 году продемонстрировали такие страны, как Бельгия и Новая Зеландия, где традиционно комфортный бизнес-климат и высокий уровень благосостояния.

Неудивительно, что именно в Эстонии за последние годы образовалась одна из лучших в мире бизнес-экосистем для стартапов. В стране с фактическим населением менее миллиона человек «квартируют» более 10 000 финтех-компаний, совокупный оборот которых по состоянию на 2017 год составил более 3, 6 млрд евро.

Как результат, страна, имеющая мало природных ресурсов (исключение – торф, фосфориты и горючие сланцы), претендует на роль глобального центра стартапов в IT-сфере – бизнеса с едва ли не крупнейшей на сегодня добавленной стоимостью.

Экономические показатели Эстонии

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Gini индекс (оценка ВБ) 39,5 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 37,2 33,6 33,4 33,7 31,2 31,9 31,4 32 32,5 32,9 35,1 34,6 32,7 н/д
Уровень бедности* н/д 6,4 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 5,2 3 2 1,5 0,7 1 1,2 1,7 1,7 1,5 1,5 1,2 1

*% населения с доходами менее $3,20 по ППС в день

Германия

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»

Начальная и средняя школа здесь – одна из самых независимых в ЕС, а может, и в мире. Она сама определяет учебные графики в соответствии с экономическим профилем отдельной федеральной земли, что в первую очередь касается разнообразия программ по экстернату и количества учебных дней в году или неделю.

Семьи учащихся здесь – не просто члены «родительских комитетов», которые собирают средства на ремонт класса или День учителя, как в Украине. В Германии родительское сообщество имеет рекомендательный голос по поводу того, как планировать образовательные процессы в соответствии с профориентацией учащихся и наибольшей пользой для создания рабочих мест в своем регионе. С этого начинается демократия, которая для немцев является основополагающим элементом в каждом микросоциуме.

Даже начальное образование в Германии максимально сфокусировано на потребностях реальной жизни с высокой востребованностью во  владении IТ-навыками, умении аргументировать свое мнение и публично его представлять, отмечает Татьяна Деттмер, педагог истории старших классов из Берлина.

«Детей постоянно возят на экскурсии и открытые уроки на исторических объектах, устраивают квесты в лабиринтах музеев и старинных библиотек. После этого они готовят самостоятельные презентации по увиденному и произносят их публично. Собственно, это и составляет основное содержание учебного процесса практически по всем гуманитарным дисциплинам», – рассказывает она.

Уже в начальной школе закладываются основы бизнес-коммуникабельности и проектного партнерства, отмечает госпожа Деттмер исходя из опыта обучения ее собственной дочери в третьем классе.

Примерно такую же картину мы наблюдали в соседней Польше, в частности в Кракове, где в течение школьного дня в центре города организованно – в светоотражающих жилетах – шагали школьники на открытые уроки по истории, искусству и литературе. И наши коллеги – в Лондоне. И так – везде, где реализованы современные требования к преподаванию школьных дисциплин, особенно гуманитарных.

Но весомой, на наш взгляд, составляющей организации образования в Германии является участие местного бизнеса в программах дуального образования – то есть профориентации учащихся средних школ. Это существенный фактор, который связывает школу с реальной жизнью, которая ждет выпускников уже на следующий день после «последнего звонка». Даже в течение учебного года для старшеклассников доступны программы стажировок в местном бизнесе.

Еще глубже интеграция образовательных структур с реальным сектором экономики в профессионально-технической сфере. Именно промышленной (IHK) и ремесленной (HWK) палатам федеральное правительство делегирует ответственность за систему профессионального образования и доверяет оценку его качества. Это позволяет местной экономике иметь более длинную «скамейку запасных» в реальном секторе, поддерживая высокий уровень кадровой конкурентности на рынке.

Так, по данным немецкого федерального центра по развитию профессионально-технического образования GOVET, в 2019 году более 450 000 компаний проинвестировали в среднем 18 000 евро каждая в подготовку одного молодого специалиста.

Что это дает в сухом остатке? Во-первых, в Германии один из самых низких в Европе, а значит мире, уровней безработицы среди молодежи. В 2018 году он составил всего 7,2% выпускников средних и высших учебных заведений. Всего в системе дуального (технически направленного) образования учатся и одновременно работают 1,32 млн человек по 326 профессиям. Это 56% всех студентов в возрасте 18–20 лет. Таким образом немецкий малый и средний бизнес удовлетворяет перманентно растущую кадровую жажду гораздо лучше, чем большинство соседей Германии в ЕС.

В Украине о такой децентрализации и интеграции можно только мечтать. Возможно, в нашей стране пока нет столь четко сформированной потребности в профильном трудоустройстве молодежи, которая все больше уезжает на неквалифицированную работу в ЕС. Концепцию дуального образования неоднократно рассматривало украинское правительство, чтобы привлечь местный бизнес к подготовке как можно более качественного кадрового ресурса. Однако до сих пор все конкретные предложения оставались разве что на бумаге.

Демографические и экономические показатели Германии

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Население, млн 80,014 80,625 81,156 81,438 81,678 81,915 82,035 82,047 82,100 82,212 82,350 82,488 82,534 82,516 82,469 82,376 82,266 82,110 81,902 81,777 80,275 80,426 80,646 80,983 81,687 82,349 82,657 82,928
Gini индекс (оценка ВБ) 29,2 н/д н/д 29,2 29 н/д н/д 28,3 н/д 28,8 30,3 30 30,3 30,4 32,3 31,3 31,3 31,2 30,5 30,2 30,5 н/д 31,1 н/д 31,7 н/д н/д н/д
Уровень бедности* н/д 0 н/д н/д 0,17 0,24 н/д н/д 0,25 н/д 0,23 0 0 0,25 0,22 0,25 0 0 0,2 0 0,25 0 н/д 0 н/д 0 н/д н/д

*% населения с доходами менее $3,20 по ППС в день

Норвегия

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»
https://www.gapyear.com/

В этой скандинавской стране для сельского хозяйства пригодно менее 3% территории и только 0,5% – для животноводства. Потребность в рационализации и инновациях там не столько дань моде, сколько шанс на выживание – в буквальном смысле.

Экономический скачок в Норвегии начался в 70-е годы прошлого столетия на волне постиндустриальной революции в Европе и США. Примечательно, что этот процесс проходил практически одновременно с системными реформами среднего и высшего образования, которые вывели в стране касту педагогов на высший социальный уровень.

С тех пор в Норвегии это одна из самых высокооплачиваемых профессий. Зарплаты школьных учителей преимущественно выше фиксированного оклада университетской профессуры. Ведь норвежский учитель – это прежде всего лидерская позиция. От школьного наставника ожидают эффективной социализации будущих граждан страны с беспрецедентным даже для ЕС уровнем свободы слова и демократии.

Средняя зарплата педагогов начальной и средней школы в Норвегии эквивалентна $4400. Это довольно средний уровень как для национального рынка в целом. В реальном секторе экономики страны зарплаты в среднем достигают $6000, в IТ – примерно на треть выше. Однако начиная с 1970-х годов зарплаты педагогов стабильно растут на 4% ежегодно – и это при инфляции менее 2% и практически нулевой продовольственной инфляции.

Школьный педагог в Норвегии имеет также практически неограниченный уровень свобод в выборе форм и методов обучения. Программные документы, принятые правительством в 2011, 2015 и 2019 годах, направлены именно на то, чтобы содержание базового образования обеспечивало подросткам основу для взрослой жизни, максимально развивало практические гражданские навыки, а именно понимание принципов организации экономики, правовой защиты индивида и умения отстаивать базовые демократические ценности.

Неудивительно, что с таким набором «гражданских» наук Норвегия занимает первое место в мире по инклюзивности своей экономики и имеет самый высокий в мире уровень социальных гарантий. Также старшеклассникам преподают курсы гражданской грамотности и информационного фактчекинга. Такие вещи в Украине не преподают даже в вузах, за исключением профильных.

Во многих школах ученики сдают даже тесты, как себя вести во время стихийного бедствия или террористической атаки, не говоря о таких насущных проблемах, как, скажем, интернет-безопасность или этика общения в соцсетях.

Особое внимание в школе уделяется основам сексуального образования. И это совсем не то, что предусмотрено «Основами здоровья» в Украине. Это довольно углубленный курс по антропологии и нейропсихологии, где подробно разбираются физиологические изменения в организме подростков в ходе полового созревания, изменения в психике и поведении, раскрывается природа эмоциональных всплесков и методы борьбы с наиболее распространенными видами подростковых депрессий.

И хотя в уже упоминавшемся нами рейтинге PISA Норвегия уступает Сингапуру, Японии, Эстонии, Тайваню и Финляндии, однако значительно опережает США, Швецию, Францию и Испанию.

По данным Global Innovation Index, Норвегия стабильно входит в топ-20 стран с самыми высокими показателями инновационности и занимает одно из первых мест в нескольких глобальных рейтингах качества жизни, устойчивого развития и социальной защищенности.

Всемирный банк не первый год подряд оценивает Норвегию как успешную страну мира по реальным доходом на душу населения и одну из мировых лидеров по паритетной покупательной способности населения.

Демографические и экономические показатели Норвегии

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Население, млн 4,262 4,286 4,312 4,337 4,359 4,381 4,405 4,431 4,462 4,491 4,514 4,538 4,565 4,592 4,623 4,661 4,709 4,768 4,829 4,889 4,953 5,019 5,080 5,137 5,189 5,235 5,277 5,314
Gini индекс (оценка ВБ) н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 27,6 31,6 30,6 26,4 27,1 27 26,2 25,7 25,3 25,7 26,4 26,8 27,5 н/д н/д н/д
Уровень бедности* н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 н/д н/д

*% населения с доходами менее $3,20 по ППС в день

Сингапур

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»

Об этой стране вообще стоит рассказывать в Украине на уроках в старшей школе, приводя как пример экономики и социальной логистики будущего. Сингапур по территории меньше Киева, однако производит валового продукта на душу населения в 25 раз больше, чем вся Украина.

Это отличный кейс о том, как несколькими управленческими решениями можно всего за три десятилетия превратить страну, где не производилось ничего, кроме риса и контрабандного опиума, в полигон высоких технологий и передовой урбанистики, в страну, где физически не существует двух вещей – мусора на улицах и коррупции в органах власти. Сингапурцы говорят по этому поводу: «На нашей территории слишком мало места для таких проблем».

Если не принимать во внимание реформы Ли Куан Ю, которые контекстуально выходят за рамки новой эпохи «цифрового капитализма», то генеалогия сингапурского экономического чуда началась с расположения на этом клочке суши исключительно бизнеса с максимально высокой добавленной стоимостью и интегрированным сегментом инноваций – банковско-финансового и IТ, а также международного логистического хаба.

Такая экономическая модель требовала релевантной системы образования – максимально конкурентного высшего, которое изначально ставило высокую планку для образования среднего и профильного.

В 1997 году, когда стало понятно, что будущее стран-лидеров – это развитие «цифрового капитализма» и нематериальных активов, экспертами министерства образования Сингапура была выдвинута доктрина Desired Outcomes of Education (DOE). Главным требованием образования становилось формирование прежде всего гражданина, готового встретиться с вызовами будущего и самому конструировать это будущее. Соответственно приоритетное место в учебных программах занимали инструменты развития критического мышления и креативности.

В учебный план средних школ добавлялись «окна», которые позволили учителям получить пространство для внедрения собственных программ, инициатив и высвободить время на формирование собственного стиля обучения.

Сингапурцы давно поняли, что обучение не должно в принципе ограничиваться школой или институтом. Мир настолько быстро меняется, что учиться приходится в течение всей жизни. И правительство это также финансирует, как и базовое среднее образование. Программа Skills Future Credit предоставляет каждому взрослому гражданину Сингапура ваучер на $500 для оплаты различных учебных курсов без возрастных ограничений.

Ваучер не имеет срока действия. Неиспользованный кредит может быть реализован для оплаты более ценных курсов. Не является исключением, когда сингапурцы в 50 лет и старше получают второе или третье образование. Да и вообще вместо того, чтобы уйти на пенсию, открывают для себя новые профессиональные горизонты.

В процессе подбора учебников и учебных материалов школам рекомендовано учитывать конкретные потребности своих учеников. Уроки в школах Сингапура и без того напоминают скорее игру, где преподаватель-игротехник пытается помочь учащимся лучше усвоить материал через командную работу и моделирование нестандартных ситуаций.

В 2015 году Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) назвала сингапурскую образовательную систему лучшей в мире, исходя из результатов оценки 15-летних учеников по математике, чтению и естественным наукам (PISA).

Как сингапурцы «дошли до такой жизни»? Начнем с того, что бюджет страны на образование в 2018 году составил почти 17% от национального бюджета – более $13 млрд. Это почти треть всего бюджета Украины. Напомним, что выделяется эта сумма в стране, площадь которой меньше территории Киева.

На каждого ученика в средней школе приходится в среднем $16 700, студента высшего образования – $22 400 в год. Средняя месячная зарплата учителя базовой школы эквивалентна $6200. Все это обусловлено отношением к образованию со стороны правительства как к долгосрочной инвестиции, стремлением создать образовательную модель столь же гибкой к изменению трендов, как и сам рынок, на котором страна традиционно занимает первые позиции в мире по комфортности ведения бизнеса – Doing Businss.

Инвестиции в образование ярко отражаются на экономических показателях страны. Сингапур стабильно возглавляет рейтинг самых конкурентоспособных экономик мира (IMD) и рейтинг стран с самым высоким инвестиционным потенциалом (BERI), является лучшей страной в мире по развитию высоких технологий и эффективности торговой системы (WEF Global Information Technology Report).

В конце концов, Сингапур является безопасной и комфортной страной для жизни по версии Expat Explorer – Broadening perspectives, занимает первое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе по обратному рейтингу коррупции (GCR) и третье место в мире по уровню благосостояния граждан (паритетной покупательной способности).

Финляндия

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»
https://channel45news.com/

Последние два десятилетия финские абитуриенты считаются самыми успешными в университетах вне  Финляндии – в странах ЕС, США и Канады. Рейтинги личных достижений финнов в нефинских вузах обеспечивают совершенное знание иностранных языков выпускниками финских средних школ и хорошо натренированные именно в школе навыки креативного мышления.

В стране, которая находится на самом краю полярного круга, десятилетиями шли поиски и испытания инновационных моделей образования. Финский образовательный кейс весьма показателен с нескольких позиций. Прежде всего – из-за способности финских учащихся конкурировать за вакансии в ведущих мировых университетах.

Финское среднее образование – это не только количество «красных» дипломов, полученных финнами в зарубежных университетах, но и высокие рейтинги 15-летних старшеклассников по версии международного тестирования PISA. С 2001 года, когда Финляндия впервые приняла участие в оценивании, страна бессменно находится в мировых лидерах и демонстрирует высокие показатели в ЕС, уступая в последние годы лишь соседке – Эстонии.

Корень этого успеха – в самой концепции финской школы, которая строится по принципу обоюдного доверия и сотрудничества всех стейкхолдерских групп – учителей, учеников, администраций школ, местного правительства. Никаких элитных и специализированных школ или классов. При этом классы в финской школе состоят из учеников, совершенно разных по уровню подготовки, и иногда превращаются в некий коммуникационный хаб или клуб по интересам для подростков, мотивированных к получению знаний.

Финская школа не сразу пришла к такой гармоничности. Поиски и испытания продолжались практически всю вторую половину ХХ века. Активное проведение реформ приходится на конец 1970-х годов, когда школам была предоставлена широкая  финансовая и административная автономия. С тех пор половина школьного бюджета покрывается за счет государства, остальное – за счет местных бюджетов. Согласно финскому законодательству, именно местные бюджеты аккумулируют немалые поступления за счет земельной ренты и весьма децентрализованного налогообложения местного бизнеса.

Финская школа состоит из двух уровней: 1–6 классы и 7–9 классы. После этого школьники продолжают обучение в дополнительном 10 классе, который существует только для того, чтобы ученики могли повысить уровень своих оценок и улучшить шансы на вступление в профессиональный колледж или лицей.Так же, как и в Сингапуре, в Суоми практикуется Lifelong Learning – непрерывный процесс получения новых знаний и навыков гражданами до пенсионного возраста за счет государства и частных фондов.

Бесспорно, фирменным признаком финского образовательного успеха является полное отсутствие в школьной практике домашних заданий. Кроме выпускного матрикуляционного экзамена, у учащихся нет никаких «директорских контрольных» (как это называется в Украине) ни по одному предмету. Считается, что высокая квалификация финских учителей позволяет им оценивать способности и влиять на успеваемость детей без дополнительных тестовых инструментов, которые создают стрессовые ситуации, а не формируют реальные учебные навыки.

Учебники существуют только до 9-го класса, но пользуются ими лишь как путеводителями по отдельным темам. По каждой теме ученик сам учится подбирать нужные книги или энциклопедии в библиотеке или находить достоверный сайт с нужной информацией. Это больше напоминает формат обучения в украинских университетах.

Финские учителя хорошо понимают свою социальную миссию, которая включает прежде всего формирование у учащихся навыков креативного мышления и самоконтроля – фундаментальной составляющей современного образования. Все остальное – актуализируется в жизни в условиях прогрессивного образовательного базиса.

Другим фирменным признаком учебного процесса в Финляндии является принцип Phenomenon-Based Teaching and Learning – феномен-ориентированное обучение. Это означает, что в школах преподают не столько отдельные предметы – математику, физику или географию, сколько целые природные или технические феномены, а на обществоведческих семинарах разбирают примеры из реальной жизни в синхронной или диахронной перспективах.

Вот, как это описывает Александра Матикайнен-Свирская, которая проживает в Финляндии последние 15 лет и чьи двое детей учатся в финской средней школе:

«Это если бы вы объясняли своему ребенку какую-то фундаментальную вещь, например, почему оставлять костер после пикника опасно, ведь это может привести к пожару, который уничтожит зеленый фонд и лишит птиц шансов выжить в этой местности. На преодоление техногенной катастрофы будут бросать пожарных и егерей, что повлечет расходы из местного бюджета, тогда как эти расходы могли бы быть направлены на построение, например, нового бассейна в нашей школе. В конце концов, пепел будет заслонять солнечные лучи несколько дней, что приведет к незапланированному наступлению холодного сезона, а значит, часть средств на новый велосипед родители тратят на отопление дома... И так далее».

Здесь – и физика природных процессов, и экология, и объяснение, как формируются общественные бюджеты и как техногенные факторы изменяют нашу повседневную жизнь, фигурально описывает она феномен-ориентированный принцип преподавания предметов в средней школе Финляндии.

Причем такое интегральное изучение природных и социальных явлений совмещено с максимально проактивным участием самих учеников в раскрытии тем в комплексе. Подготовка к проектным задачам – единственное, что ученики делают по школьной программе во внешкольное время.

Конечно, в Финляндии давно нет такого анахронизма, как вызывание учащихся «к доске» (кое-где в Украине до сих пор учащихся в начальных классах ставят в угол). Учитель только помогает ученикам в выполнении задач, которые те могут писать в тетрадях карандашом, стирать написанное, снова тренировать свои навыки без оглядки на «чистописание».

Однако посещаемость уроков, даже если ученик не проявляет активности, является обязательной. За пропуск критического количества учебных часов никто не будет вызывать родителей в школу, ученика просто не переведут в следующий класс.

Естественно, что в Финляндии достаточно высокий уровень материального поощрения учителей – от 2500 до 5000 евро в месяц, в зависимости от опыта и квалификации. Ведь именно школьный учитель закладывает то, что составляет в стране основу для процветания с прицелом на экономику цифрового будущего. То, что финны называют knowledge-based economy.

«Вакансии на должность учителя средней школы в Финляндии закрывают в среднем на порядок быстрее, чем вакансии квалифицированного персонала в таких компаниях, как Nokia или Wärtsilä», – говорит эксперт международной кадрового агентства EAPM Хилья Хутталаа. На одну школьную вакансию традиционно приходится 6–8 кандидатов. Рекорд был зафиксирован в 2014 году, когда общее количество заявок на педагогические программы достигло 8400 при наличии только 800 доступных мест, отмечает она.

Претенденты на должность школьного учителя демонстрируют квалификационной комиссии не столько университетские дипломы и тестовые оценки, сколько наличие своеобразных soft skills, таких как: коммуникативные способности, владение информационным фактчекингом, уровень эмоционального интеллекта и критического мышления, а также мотивации выполнения своих профессиональных задач.

Сделав однажды акцент на качественном образовании учителей, государство, с одной стороны, освободило себя от бесконечных школьных проверок, инспекций и стандартизированных тестов, а с другой – заручилось доверием и преданностью преподавателей, которые добросовестно относятся к своей профессии и прилагают максимум усилий для будущего процветания своей нации.

Уже сегодня благодаря инновационной системе образования Финляндия стабильно входит в первую десятку Forbes среди стран с самой перспективной экономикой. Является второй в ЕС по институциональному комфорту для жизни и шестой в рейтинге Global Innovation Index 2015.

Во всех этих компонентах отражается эффективная модель среднего образования и его ориентация исключительно на глобальный рынок.

Демографические и экономические показатели Финляндии

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Население, млн 5,014 5,042 5,066 5,088 5,108 5,125 5,140 5,153 5,165 5,176 5,188 5,201 5,213 5,228 5,246 5,266 5,289 5,313 5,339 5,363 5,388 5,414 5,439 5,462 5,480 5,495 5,508 5,518
Gini индекс (оценка ВБ) н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 27,7 27,9 27,6 28 28,3 27,8 27,5 27,7 27,6 27,1 27,2 26,8 27,1 н/д н/д н/д
Уровень бедности* н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 н/д н/д

*% населения с доходами менее $3,20 по ППС в день

Канада

Навчити Україну: що таке освіта епохи «цифрового капіталізму»

Канада – очень показательная страна в нашем пуле образцовых образовательных кейсов. Полная отмена статуса Британского доминиона произошла лишь в 1982 году. Фактически процесс независимости стартовал в начале 1930-х. После этого, особенно после окончания Второй мировой войны, британская школьная традиция, в основе которой была крайне консервативная «поствикторианська» модель, начала системно уступать новым образовательным практикам, максимально гибким по отношению к канадской культурной и языковой пестроте.

Ведь в то время только треть населения Канады были потомками переселенцев из старого мира XVIII – начала XX века. Остальные имели либо индейское происхождение, либо прибыли в Канаду в межвоенный период и сразу после Второй мировой войны.

Статус страны иммигрантов требовал максимальной гибкости в социальной политике и как можно более динамичного отказа от шаблонов, унаследованных от империи (которой Великобритания в отношении своих доминионов была довольно условно). Именно такого динамизма «перерезания пуповины» с империей и ее отсталой образовательной практикой не хватило Украине в 1990-е. Не хватает и до сих пор.

В Канаде никогда не было и до сих пор не существует единой системы школьного образования, ведь на таких огромных малозаселённых территориях трудно имплементировать единый шаблон и контролировать его выполнение. Это не факт, достойный подражания, однако лишний раз доказывает, что для качественной организация современного образовательного процесса стране не обязательно нужно Министерство образования как таковое.

Нет министерства – некому и централизованно регулировать, когда человек должен идти в школу, в каком возрасте ее окончить, учиться очно или через интернет-чаты, как это практикуется для отдаленных фермерских хозяйств.

А раз отсутствует министерство, то в Канаде отсутствует и централизованное финансирование школы. Она полностью содержится из бюджета местных и провинциальных правительств. Федеральное правительство предоставляет только гранты на научно-исследовательскую деятельность и образовательные путешествия.

Канадские педагоги удивительно бережно относятся к индивидуальному развитию подростков. Учебный план на всех уровнях строится максимально сбалансированно по интеллектуальной, творческой и спортивной нагрузке учащихся, с учетом их лучшего социального взаимодействия и карьерных амбиций.

И это при том, что уже с 9-го класса обучение является профессионально профилированным. К примеру, кроме обязательных предметов, к которым относятся только математика, английский и французский языки, ученики могут выбрать курсы по бизнес-грамотности, IТ-навыкам, видеомонтажу, робототехнике, криминалистике, автомеханике, режиссуре, кулинарии и т. д. В результате такого подхода школьное образование отвечает реальным требованиям современного делового мира и кадрового спроса локальной экономики.

Это не значит, что другие дисциплины остаются без внимания. Наоборот, согласно результатам системы оценивания PISA 2015, Канада заняла третье место по чтению и оказалась в первой десятке стран по математике и естественным наукам. Причем практически одинаковый результат продемонстрировали ученики как из частных, так и из государственных школ. В Украине, напомним,  пропасть в результатах тестирования PISA между учениками городских и провинциальных школ оказалась огромной.

Несмотря на максимальный фокус образования на актуальных кадровых потребностях локального рынка, канадские педагоги стремятся привить ученикам чрезвычайно трепетное отношение к культуре своего региона и его природным богатствам. В школах не является исключением практика выездных уроков, цель которых – наблюдение за каким-либо естественным явлением. Просто созерцание! Аналогичное существует только в Японии, где этот процесс включен даже в обязательную школьную программу.

Но обратимся к более «земным» характеристикам канадского образования. Так, провинции в Канаде в среднем тратят на образование огромную долю национального ВВП – 7,1%. Это больше, чем разрешается местным бюджетам в Японии и США.

Чем такое независимое, инклюзивное и одновременно максимально практично-ориентированное образование отблагодарило канадцам? По объемам ВВП Канада неизменно занимает седьмое место в мире – после США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии. Годовой темп роста ВВП превышает 3%, что поддерживает прочность национальной валюты и позволяет постоянно увеличивать фонды гуманитарного назначения.

По итогам 2019 года Канада заняла 17-е место в рейтинге Global Innovation Index. Уже много лет стабильно оказывается в первой десятке стран, комфортных для жизни и личного развития.

Демографические и экономические показатели Канады

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Население, млн 28,037 28,371 28,685 29,001 29,302 29,610 29,906 30,155 30,401 30,686 31,021 31,360 31,644 31,941 32,244 32,571 32,889 33,247 33,629 34,005 34,339 34,714 35,083 35,437 35,703 36,109 36,540 37,059
Gini индекс (оценка ВБ) 31 н/д н/д 31,3 н/д н/д 31,6 33,2 н/д 33,3 н/д н/д н/д 33,7 н/д н/д 33,8 н/д н/д 33,6 н/д н/д 34 н/д н/д н/д н/д н/д
Уровень бедности* н/д 0,2 н/д н/д 0,2 н/д н/д 0,5 0,5 н/д 0,5 н/д н/д н/д 0,2 н/д н/д 0,2 н/д н/д 0,2 н/д н/д 0,5 н/д н/д н/д н/д

*% населения с доходами менее $3,20 по ППС в день


Резюме

Подводя итоги, можно выделить несколько основных факторов, которые являются главными генераторами реформ и стержнем процессов, сделали рассмотренные выше страны успешными в сфере среднего образования.

Первый. Практически все страны с высокоразвитой экономикой и стабильной динамикой роста рассматривают сферу образования как стратегическую. Которая требует смелых, даже рискованных реформ, а также немалых инвестиций – аж до пятой доли национального бюджета, как, например, в Сингапуре.

И это при том, что доля государственных инвестиций нередко уступает местным образовательным бюджетам, как, например, в Германии или Канаде. В последней школы содержат исключительно местные налогоплательщики.

В итоге эти инвестиции вполне оправдываются, генерируя условия для обеспечения высокого уровня благосостояния граждан страны на национальном уровне.

Второй (и, наверное, самый существенный). Все без исключения страны-чемпионы рассматривают школьное образование как полигон для развития прежде всего мыслительной активности. Школа – не «грузовой терминал» для загрузки в школьные главы «вагонознань» из всего, что только присутствует в учебниках. Школа в этих странах – скорее, лаборатория привития подросткам креативных навыков и развития индивидуальных творческих предпочтений.

Отсюда же следует и акцент на эффективности в решении проектных задач, а не на усвоении массивов информации, как это до сих пор преимущественно наблюдается в Украине.

Часто усвоение отдельных тем происходит в контексте изучения целых феноменов с применением интердисциплинарных подходов. Причем к проектным заданиям привлекаются целые ученические коллективы, что помогает ученикам развивать основы деловой коммуникабельности. Именно это наблюдаем в Финляндии и других странах, где командная интеграция и феноменологический подход давно стали важной составляющей процесса школьного образования.

Украинская школа, к сожалению, до сих пор много внимания уделяет усвоению учащимися информации без хотя бы теоретической привязки ее к практическому использованию (в СССР это было частью доктрины по подготовке к тотальной войне, где единственным бесперебойным хранилищем информации в случае форс-мажора мог оставаться человеческий мозг). При этом у нас до сих пор неоправданно мало внимания уделяется развитию критического мышления и креативного решения учебных проблем.

И в этом Украину вновь настигает печально известная преемственность тоталитарной эпохи, ведь советский человек должен был прежде всего выполнять приказы, а не рефлексировать над директивами партии.

Третий. Стратегические инвестиции в профессиональное развитие педагогических кадров и повышение социального статуса учительского труда.

Ближайший к Украине пример – Эстония, где созданы максимально комфортные условия для того, чтобы одаренные выпускники вузов стремились идти работать учителями и внедрять инновации в таком консервативном сегменте образования, как средняя школа.

Политика всех рассмотренных выше стран определяется созданием надежного материального основания для благосостояния работников педагогической сферы, а следовательно – и благосостояния воспитанного им на школьной скамье гражданского общества.

Четвертый. Ученики в странах- чемпионах являются не столько потребители педагогических практик, сколько активными участниками образовательного процесса. Они открыты для экспериментального поиска, не боятся ошибаться (даже в ходе пресловутой «директорской контрольной») и проявлять индивидуальность для реализации задач учебного процесса.

И в этом немалая заслуга системы. Ведь именно привлечение и инициативность являются залогом как общественного спроса на инновации, так и свободы слова и индивидуальности. В широком смысле базовые ценности либеральной демократии закладываются таким образом именно на школьной скамье.

Пятый. Как ни парадоксально, экзамены, контрольные вообще не используются как мерило учебного процесса в большинстве стран с высоким уровнем социального развития и благосостояния, в частности рассмотренных выше. Или не имеют  такого значения, которое придается им в до сих пор  господствующей советской парадигме.

Некоторые из образовательных инноваторов окончательно отказался не только от тестирования, за исключением итогового, но и от домашних заданий в классическом понимании. Ведь такие «домашки» несут в себе неоправданное ограничение индивидуального творческого и физического развития учащихся и создают прецедент для стрессов, ничем не связанных с реальным содержанием образования, убеждены в Финляндии.

Зато в Украине до сих пор неоправданно высокий вес имеют экзамены, или же подготовка к ВНО. И этот процесс стал настолько самодостаточным, что иногда заменяет собой развитие творческих и мыслительных навыков в ходе учебного процесса.

А между тем в странах-чемпионах именно развитие этих способностей составляет основную цель образования, которая заключается в овладении учениками самостоятельным аналитическим инструментарием и эффективной коммуникацией.

Вместо послесловия

Украина хоть и отстает в осуществлении инновационных стратегий начального и среднего образования, но сказать, что на правительственном уровне и в общественном экспертной среде до сих пор ничего не сделано, тоже нельзя.

В частности, в новом законе «Об образовании» (2017) знашла отражение разработанная в 2016 году концепция «Новая украинская школа» (НУШ), которая может стать началом системного реформирования базового образования в Украине.

Позиция экспертов

Сергей Горбачов, образовательный омбудсмен, экс-директор специализированной школы №148 им. Ивана Багряного, г. Киев:

С сентября 2018 года НУШ используют все без исключения школы Украины. Это не только лучшие практики старой педагогической школы, введенные еще Василием Сухомлинским. НУШ – это конструктивное осовременивание этой традиции и ряд характерных инноваций. К примеру, в начальной школе практикуется методика «утреннего круга» для 6-летних учеников, которая имеет преимущественно игровую составляющую. Это позволяет обеспечить менее стрессовую адаптацию ребенка к школьной жизни, нивелировать контраст между дошкольной и школьной средой.

Также НУШ предусматривает отход от «зубрежки» по целому ряду предметов. Сегодняшние знания теряют ценность быстрее, чем в прошлом. Зато абсолютную ценность имеют навыки самостоятельного анализа и осознания потребности в постоянном углублении знаний. НУШ видит в этом все больший смысл образования в целом.

НУШ рассматривает учеников как полноценных субъектов учебного процесса. Например, рекомендуется перед началом занятий вместе с учителем обмениваться эмоциями и мыслями о своем настроении, высказываться самим и внимательно слушать других. Такая методика призвана развивать эмпатию и способствовать лучшей социализации учащихся. Раньше такими методами пользовались преимущественно учителя-новаторы, но системное распространение это приобретает только в последние пару лет с внедрением НУШ.

Принятый Верховной Радой во втором чтении закон «О среднем образовании» также существенно расширяет академическую и финансовую автономию заведений общего среднего образования и регламентирует контрактные основы работы педагогов. В настоящее время около 10% школ уже имеют право на финансовую автономию. Новый закон ускорять этот процесс.

Впрочем, далеко не везде сами руководители школ готовы внедрять финансовую автономию учебных заведений, поскольку это требует гораздо большей управленческой компетентности и ответственности.

В конце концов, в концепцию НУШ заложены принципы формирования на системном уровне гражданина, социально активного и знающего свои гражданские права. Для этого распространение получают различные антикоррупционные образовательные программы и проекты, разработанные МОН в сотрудничестве с общественными организациями. Например, курс «Гражданское образование» для 10 класса или «Антикоррупционный урок» – спецпроект, введенный на платформе EdEra.

К сожалению, довольно часто внедрение новых курсов тормозится из-за нехватки квалифицированных педагогов. Поэтому в законе «Об образовании» (п. 5 ст. 58) также предусматривается возможность привлечения к преподаванию в школе людей с профессиональным, хотя и не педагогическим образованием. Такой специалист может год преподавать по контракту, одновременно углубляя свои знания методики преподавания, а затем – после прохождения аттестации – получить педагогическую категорию.

Особое внимание НУШ уделяет формированию инклюзивной образовательной среды, в частности в учебных заведениях, приближенных к месту жительства лиц с проблемами движения или специальными образовательными потребностями.


Зоя Литвин, председатель общественного союза «Освитория», основатель Новопечерской школы, г. Киев:

Результаты исследования PISA похоронили немало мифов об украинском образовании. В частности, о якобы мощной отечественной математической школе. Как оказалось, по состоянию на 2019 год 36% украинских школьников не достигли базового уровня математической грамотности. Пропасть в два с половиной года отделяет уровень знаний учеников в крупных городах от их сверстников из сельских школ.

Это свидетельствует о том, что доступ к качественному образованию в Украине является неравномерным, государственное финансирование используется неэффективно, а системные реформы требуют многих лет работы и значительных ресурсов.

Чем в этой ситуации может помочь общественный сектор? На самом деле многим. Приведу несколько кейсов, как негосударственные институты могут адресно влиять на состояние образования в Украине.

1. «Освитория» – общественный союз, который создает инновационные школы и программы, помогает учителям овладевать инновациями. В общем улучшает доступ широкой общественности к качественному образованию, в том числе с помощью таких инструментов, как онлайн-платформа iLearn. Благодаря этому проекту каждый ребенок может воспользоваться онлайн-курсами и вебинарами лучших украинских педагогов, и также самостоятельно подготовиться к ВНО.

На сегодня ресурсом iLearn воспользовались более 80 000 учеников, в частности на неподконтрольных правительству Украины территориях.

Еще один важный вектор деятельности – сотрудничество «Освитории» с интернатами. Как показывает социология, только 10% выпускников интернатов успешно социализируются. Проект «Первая профессия» учит подростков практическим навыкам, которые облегчают их вступление в самостоятельную жизнь вне стен интерната. Сейчас в 20 интернатах по всей Украине работают 30 таких кружков, где воспитанники овладевают кройкой и шитьем, визажем, парикмахерским мастерством, пошивом и ремонтом обуви, кулинарией, строительным и столярным направлением.

В «Освитории» также обучают учителей педагогическим ноу-хау и образовательных управленцев. Ведь школьный директор – это не только об отоплении или ремонте крыши. Это о стратегическом видении развития своего учебного заведения и в целом образования в стране.

В конце концов, чтобы поощрять учителей-новаторов, которые своим примером меняют украинское образование, «Освитория» основала Global Teacher Prize Ukraine. Ежегодно победитель получает четверть миллиона гривен, обучение и поездку на крупнейший образовательный форум в мире.

2. Частные школы могут быть агентами образовательных изменений в своих странах, своеобразным бенчмарком, как это происходит в Турции или Перу.

Именно с целью стать настоящей лабораторией инноваций была основана Новопечерская школа. Содержание обучения в школе сосредоточено не столько на ВНО, сколько на подготовке детей к жизни в Украине будущего. Например, в школе внедрена программа «Лидер во мне», которая является адаптацией известной программы «7 навыков чрезвычайно эффективных людей» Стивена Кови по воспитанию лидерских навыков, умения работать в команде, строить отношения с окружающими и достигать цели.

В школе действует собственная стипендиальная программа для талантливых детей, которая полностью покрывает стоимость обучения. К примеру, в 2019–2020 учебном году стипендиатами являются 15 детей из малообеспеченных семей, которые проявили незаурядные академические, творческие или спортивные способности. Стипендиальная программа дает им возможность иметь равный доступ с другими к качественному образованию.

3. В Украине существует несколько общественных организаций, которые работают над развитием школьного и внешкольного образования, в частности Украинская академия лидерства (УАЛ), которая работает с молодежью после школы.

За рубежом хорошо известен так называемый gap year, когда выпускники школ не вступают сразу в вуз, а посвящают год саморазвитию, волонтерству, путешествиям и поиску призвание. Именно такую возможность осознанно подойти к выбору профессии дает УАЛ. Вчерашние школьники получают 10-месячную образовательную программу, в основе которой физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, опыт создания социальных проектов и нетворкинг.

Партнерство государства, общественного сектора и бизнеса является именно тем ключевым фактором, при котором изменения в любой сфере происходят эффективнее. Такое партнерство не только является стимулом для системных реформ в Украине, но и формирует новое поколение агентов изменений, в частности в области образования.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно